О разных ожиданиях и типах завершения в детской и подростковой терапии

Автор статьи: Всеволод Ушаков

Продолжаю тему, начатую мной в предыдущей статье https://www.psyoffice.ru/blog/132500/ – о завершении в терапии. Но если в прошлый раз я писал о разных оценках эффекта работы у клиента и психолога, то сейчас хочется коснуться детской и подростковой (даже в большей степени подростковой) терапии. Ведь у родителя и ребенка тоже могут быть разные взгляды на эффект от работы с психологом.  В большей степени это касается подростков, когда уже появляется рефлексия и они могут поразмышлять не только о том, понравилось ли им у психолога, но и об определенной пользе.

Данная типология не претендует на научность, но является отражением опыта и размышлением на тему эффективности работы психолога.

  • Первый вариант: довольный родитель – довольный ребенок. Когда и родитель и ребенок оценивают работу положительно. Идеальный вариант, с точки зрения проделанной работы. Расхождения родителя и подростка может касаться лишь в степени или сферах, на которые в большей степени повлияла работа с психологом. Как правило, благоприятного эффекта удается достичь, когда установлен хороший контакт и с родителем и с ребенком, и клиенты, так или иначе, хотят решить имеющуюся проблему, и прикладывают к этому определенные усилия.

О разных ожиданиях и типах завершения в детской и подростковой терапии

  • Второй вариант: довольный родитель – недовольный ребенок. когда родитель оценивает эффект от работы позитивно, ребенок (подросток) – нейтрально. Здесь может быть как некачественный контакт психолога с подростком, либо в силу возраста проявляется свойственный негативизм и нежелание признавать «неправоту» и то, что консультации с психологом действительно были продуктивны в тех или иных областях жизни. Также такое может быть (наверное, сам с таким не сталкивался), когда работа велась исключительно под родительский запрос. Либо, и такое тоже, увы, случается, когда и родитель, может быть, эффекта ощутимого не замечает, однако, для себя и для семьи нужно как бы «оправдать» потраченные на психолога силы и средства – и тогда будет декларироваться благодарность за «продуктивную» работу.
  • Третий вариант: недовольный родитель – довольный ребенок. Родитель недоволен работой специалиста, зато подросток смог получить что-то для себя. Такое бывает часто. Зачастую происходит из-за того, что у родителя и подростка кардинально разные запросы. Родителю часто нужно просто «починить» ребенка, сделать его, например, трудолюбивым, благодарным, «чтобы не сидел  компьютере» и так далее, то есть, вообще, исправить личность, подогнать под какие-то рамки в угоду родителям. У подростка могут свои совершенно далекие от этого запросы. И если родитель по тем или иным причинам отказывается сам прилагать усилия и/или не приходит сам на индивидуальные консультации с психологом, то, с большой долей вероятности, он остается глух к потребностям ребенка, а значит и ожидания от работы у него будут совсем другие. Часто такое бывает, когда психологу не удается установить надежный контакт с родителем, в том числе, с его «детской» частью.
  • И последний вариант – недовольны оба – и родитель и ребенок. Нечасто, но и такое случается. Для психолога это опыт, 100% такие случаи надо бы выносить на супервизию, чтобы в дальнейшем выстраивать работу более продуктивно. Для родителя и ребенка – если присутствует проблема взаимопонимания – это возможность сойтись во мнении хотя бы в чем-то, ну и выбирать подходящего именно для них специалиста более внимательно. Правда, всегда есть риск, что разочаровавшись в одном психологе, клиент к психологам больше вообще не обратиться.

 

Подводя итог, хочу сказать, что в моем опыте были каждый из этих случаев. Никто, в том числе и психологи, от ошибок не застрахован, а саморазвитие (супервизии и личная терапия) в нашей профессии – залог успешности. Ну и клиенты тоже, конечно, бывают разные, и без собственного желания человека что-то предпринять для изменения сложившейся неприятной ситуации помочь ему будет очень и очень сложно.

Всем хорошего настроения!



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что сказать, когда к тебе пришел родитель бунтующего подростка…
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Когда ребенка бьют «палкой», а родитель-«стесняшка»
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Худшие ошибки, какие может сделать родитель при общении с ребенком
  • Когда родитель становится ребенком.
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Когда родитель болен
  • Когда родитель - нарцисс.
  • Мой ребенок. Мой родитель. Мой взрослый.
  • Родитель+Ребенок=Любовь
  • Взрослый, родитель, ребенок
  • Ребенок, Родитель, Взрослый
  • Родитель, Ребенок или Взрослый?
  • Ребенок vs Родитель (Э.Берн)
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Когда родитель болен. Часть 2.
  • Когда родитель чувствует беспомощность
  • Когда ваш родитель - Людовик Солнце!
  • Кто в семье главный ребенок или родитель?
  • Родитель и ребенок: поменяться местами.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь