Продолжаю тему, начатую мной в предыдущей статье https://www.psyoffice.ru/blog/132500/ – о завершении в терапии. Но если в прошлый раз я писал о разных оценках эффекта работы у клиента и психолога, то сейчас хочется коснуться детской и подростковой (даже в большей степени подростковой) терапии. Ведь у родителя и ребенка тоже могут быть разные взгляды на эффект от работы с психологом. В большей степени это касается подростков, когда уже появляется рефлексия и они могут поразмышлять не только о том, понравилось ли им у психолога, но и об определенной пользе.
Данная типология не претендует на научность, но является отражением опыта и размышлением на тему эффективности работы психолога.
Первый вариант: довольный родитель – довольный ребенок. Когда и родитель и ребенок оценивают работу положительно. Идеальный вариант, с точки зрения проделанной работы. Расхождения родителя и подростка может касаться лишь в степени или сферах, на которые в большей степени повлияла работа с психологом. Как правило, благоприятного эффекта удается достичь, когда установлен хороший контакт и с родителем и с ребенком, и клиенты, так или иначе, хотят решить имеющуюся проблему, и прикладывают к этому определенные усилия.
Второй вариант: довольный родитель – недовольный ребенок. когда родитель оценивает эффект от работы позитивно, ребенок (подросток) – нейтрально. Здесь может быть как некачественный контакт психолога с подростком, либо в силу возраста проявляется свойственный негативизм и нежелание признавать «неправоту» и то, что консультации с психологом действительно были продуктивны в тех или иных областях жизни. Также такое может быть (наверное, сам с таким не сталкивался), когда работа велась исключительно под родительский запрос. Либо, и такое тоже, увы, случается, когда и родитель, может быть, эффекта ощутимого не замечает, однако, для себя и для семьи нужно как бы «оправдать» потраченные на психолога силы и средства – и тогда будет декларироваться благодарность за «продуктивную» работу.
Третий вариант: недовольный родитель – довольный ребенок. Родитель недоволен работой специалиста, зато подросток смог получить что-то для себя. Такое бывает часто. Зачастую происходит из-за того, что у родителя и подростка кардинально разные запросы. Родителю часто нужно просто «починить» ребенка, сделать его, например, трудолюбивым, благодарным, «чтобы не сидел компьютере» и так далее, то есть, вообще, исправить личность, подогнать под какие-то рамки в угоду родителям. У подростка могут свои совершенно далекие от этого запросы. И если родитель по тем или иным причинам отказывается сам прилагать усилия и/или не приходит сам на индивидуальные консультации с психологом, то, с большой долей вероятности, он остается глух к потребностям ребенка, а значит и ожидания от работы у него будут совсем другие. Часто такое бывает, когда психологу не удается установить надежный контакт с родителем, в том числе, с его «детской» частью.
И последний вариант – недовольны оба – и родитель и ребенок. Нечасто, но и такое случается. Для психолога это опыт, 100% такие случаи надо бы выносить на супервизию, чтобы в дальнейшем выстраивать работу более продуктивно. Для родителя и ребенка – если присутствует проблема взаимопонимания – это возможность сойтись во мнении хотя бы в чем-то, ну и выбирать подходящего именно для них специалиста более внимательно. Правда, всегда есть риск, что разочаровавшись в одном психологе, клиент к психологам больше вообще не обратиться.
Подводя итог, хочу сказать, что в моем опыте были каждый из этих случаев. Никто, в том числе и психологи, от ошибок не застрахован, а саморазвитие (супервизии и личная терапия) в нашей профессии – залог успешности. Ну и клиенты тоже, конечно, бывают разные, и без собственного желания человека что-то предпринять для изменения сложившейся неприятной ситуации помочь ему будет очень и очень сложно.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.