Про грязное животное и цивилизованного ботаника

Реальный диалог:

Психолог: надо возвращать конфликт из области силовой борьбы обратно в область отношений. Признать свою долю ответственности - мол, здесь вот был неправ, и прояснить - в чем суть конфликта... Давай порепетируем твое обращение к этому бугаю. Как ты к нему обратишься?


Подросток: Слушай, я был не прав, что подключил родителей, надо было разбираться между собой. Давай попробуем поговорить цивилизованно, не как животные...

Психолог: Стоп! 🤦‍♂️
Вот эту формулировку точно вычеркни из своего словаря.

Если пытаешься с агрессором поговорить по-человечески, придется потрудиться и разглядеть в нем человека. Разговор из высокомерной позиции "я цивилизованный человек, а ты грязное животное" невозможен. Возможно, такая исходная установка и послужила причиной конфликта.


Про грязное животное и цивилизованного ботаника

Что я рассказываю клиентам про буллинг? Практика показывает, что тупо наказывать агрессоров – не приносит результата. Наказания со стороны учителей и родителей агрессоры воспринимают как локальную победу жертвы, затаивают обиду и потом мстят более жестко. Это эскалация. А позитивная практика как раз отрицает примитивный расклад «он – хороший, они – плохие». Там выстраивают систему наблюдения за ситуацией, без поспешной оценки. Агрессоров не наказывают, а лишь замечают – «вот, видите, это опять случилось». И сам факт безоценочного наблюдения резко сокращает рецидивы. Но такое есть на западе. В России этим некому заниматься, нет у педагогов необходимой профессиональной подготовки.

Агрессоры не обращаются к психологу. А что можно сделать из позиции жертвы в этой ситуации? В любом случае, если один из участников воспринимается как «виновный», а второй как «невиновный», конфликт невозможно урегулировать. Замкнутый круг «агрессия – наказание – вина или обида – злость – месть – наказание…». Этот цикл невозможно разорвать через наказание агрессора. Надо найти, как это ни парадоксально, в чем ответственность жертвы. Крайне непопулярное предложение. Но «я хороший – они плохие» - это слияние с одним полюсом оценки. Из такой полярной реакции возможен лишь переход из жертвы в агрессора. Истории со школьными стрелками наглядно показывают перспективы подобной поляризации. Системный подход позволяет увидеть объемную картину и не подливать масла в огонь взаимной враждебности.

Итак, надо искать вклад жертвы. Он бывает разным. Например, часто жертвами булинга становятся дети с высокомерной позицией в отношении агрессоров. Мол, я умный и правильный, а они троечники и нарушители («я хороший – они плохие»). Агрессоры считывают такое отношение, и это влияет на их выбор жертвы. Недаром жертвой часто становятся дети учителей, дети полицейких и т.п. – там, где родители по роду деятельности привыкли выносить оценку и судить. Их дети напичканы интроектами про то, что правильно и что неправильно. И если ребенок правильный, то он может негативно относиться к «неправильным». Они часто первые отвергают сверстников (через страх или высокомерие), что и становится провокацией.

Это не оправдывает агрессоров, но если жертва замечает у себя враждебность по отношению к ним, то появляется возможность признать свой вклад, признать некий баланс ответственности и использовать это как фундамент для мирных переговоров и восстановления отношений.



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети ВДА( взрослые дети алкоголиков) Комплекс жертвы
  • Дети жертвы
  • Родители в роли агрессоров, возможно ли?
  • Жертвы сексуального насилия – дети
  • Роль Жертвы в сценарии семейного насилия.«Зов Жертвы».
  • Созависимые отношения, сценарии жертвы и агрессора
  • О позиции жертвы
  • Как выйти из состояния жертвы, если ушел муж.
  • Треугольник Карпмана: Жертвы для «Жертвы»
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Синдром жертвы или что такое ответственность?
  • Как быстро выйти из позиции жертвы
  • Убрать тревогу тогда отношения жертвы и агрессора распадутся, а вот почему.
  • Деньги не Бог, но милуют: Оборотная сторона позиции «Жертвы»
  • Ныть или решать проблемы? О позиции Жертвы и Победителя
  • Техника выявления позиции “жертвы” и вторичных выгод
  • Психотерапия зависимостей. 4. Избавление от виктимной позиции (жертвы)
  • Внутренний конфликт жертвы изнасилования
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • Плохие дети хороших родителей
  • Установка жертвы
  • Месть жертвы
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Состояние жертвы, как оно появляется?
  • От жертвы к тирану и обратно...
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • Харасcмент. Что это такое и почему жертвы так долго молчали.
  • Величайшие жертвы на этой планете.
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • КАК ВЫЙТИ ИЗ РОЛИ ЖЕРТВЫ? "Шпаргалка" ответственного человека.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь