Когда я увидела вакансию психолог на телефон доверия, да еще работа рядом с домом, мне очень захотелось туда устроиться. И это получилось, быстро и без проблем. Резюме, созвон, собеседование и моментальный выход на работу. Рассказали про график, про сложности в работе, предупредили, что бывает всякое. Но я же психолог, мне все по плечу!
Предупредили так же, что супервизии нет, обучение тоже не предусмотрено, схема взаимодействия в критической ситуации отсутствует, инструкций не прилагается, сторонняя помощь не привлекается. Садись и работай, ты же психолог. На мои вопросы: А что если? Ну что если… «Сиганет с крыши, так сиганет, вы то тут причем». Контроль за качеством работы также не предполагался. И мерилом работы считается только количество звонков. Хочется верить, что так не везде, хотя…
Первый рабочий день пришелся на субботу. Никого к кому можно обратиться если что. В смене работает только один психолог. Все мое знакомство с работой заключалось в том, что я поприсутствовала в течение 1,5 часов в комнате, где работал психолог. Я послушала несколько входящих звонков и задала какие-то вопросы. Но ведь еще надо знать какие вопросы задавать, особенное если некомпетентность неосознанная.
По графику ночные смены. Никогда не работала ночью, но работают же люди, и я справлюсь. График казался привлекательным. Работаешь с 8 до 20 (12 часовая смена). Следующий день весь свободен, но вечером выход в ночную с 20 до 8 (те же 12 часов). А далее 2 выходных. И все по новой. Ощущение, что очень много свободного времени. Но это только пока не попробуешь. Работодатель «гуманно» выдел два получасовых перерыва, за 12 часов смены. А все остальное время нон-стопом, разговоры со звонящими.
Обманчивая реальность
Буквально после первой же ночной смены понимаешь, что это сверхнагрузка, и привлекательность графика становиться призрачной. На сон естественно время не предполагается, психолог только один. Звонки идут практически постоянно. Отсутствие сна и психологическая нагрузка в течении 12 часов. Не знаю, кто устанавливает такой график, но мне кажется, что трудовая инспекция должна этим поинтересоваться, т.к. это явно противоречит ТК РФ.
Когда с чем-то сталкиваешься впервые всегда есть страх неизвестности. Первые дни работы самым сложным было ожидание следующего звонка. Ожидание и неизвестность, то что сложнее всего переносить. Какой человеческий ужас принесет следующий звонок. Вдруг я не справлюсь с ситуацией, а если не хватит профессионализма, удержать человека от падения в пропасть, от суицида. Но в последствии оказалось, что это не самое сложное.
Кто звонит на телефон доверия
Звонящие делятся приблизительно на 4 категории:
Первая категория - люди, у которых действительно случилось психотравмирующее событие, находящиеся в сильном стрессе, которым необходима психологическая помощь. Это те, кто потерял близкого, столкнулся с трудной жизненной ситуацией, стоит на пороге смерти.
Это бывает очень непростая работа, сложный разговор, в который психолог вкладывает все свое умение и душевные силы. Но по завершению беседы, как правило, и абонент, и психолог испытывают облегчение и удовлетворение. Это то ради чего стоит работать психологом. Таких звонящих не много, это самый благодарный абонент.
Вторая категория - это постоянные абоненты. Это люди, которые звонят на все телефоны доверия, каждый день на протяжение многих лет или даже десятилетий. Они предсказуемы, их знают все психологи, узнают с первого слова. Это беседа не требует никакой профессиональной подготовки, они как бы звонят поболтать, поделиться что их беспокоит. А беспокоит их все от погоды до политики. Есть из них те, кто думает, что таким образом они решают свои психологические проблемы, задают разным психологам постоянно одни и те же вопросы. Не стоит даже и говорить, что они ничего не хотят менять в своей жизни. Большая часть из них социально не адаптирована, безработные, пенсионеры, одинокие люди. Не знающие чем себя занять. Любая попытка психолога помочь им изменить свой взгляд на жизнь, попробовать что-то сделать, поработать с осознанием себя, натыкается на сильное сопротивление и агрессию. Они счастливы со своими страданиями. И единственное зачем им нужен телефон доверия, это уши, в которые можно слить то, что их окружающие слышать больше не могут или просто больше не кому. Это самая большая по численности категория звонящих.
Третья категория - это психически больные люди. По-настоящему, с диагнозом, всевозможным бредом. Слушать их очень тяжело, помочь невозможно. Это люди, которые по большому счет никому не нужны, с ними очень тяжело жить, общаться в социуме. Телефон доверия, как последний оплот, где их выслушают, хотя бы не много. Они часто бывают агрессивны, но иногда видя, что их кто-то слушает, как будто получают удовлетворение. Не на долго снижается социальная напряженность.
И еще одна категория – это шутники. Часто это бывают дети, но иногда и взрослые. Те, которые устраивают разной степени жесткости розыгрыши. Это в основном социопаты и претенденты на 3-ю категорию психически не здоровых людей (недообследованные). Психолог не знает, кто ему звонит и вынужден принимать за правду, то что говорит абонент. Иначе невозможно. Людей из категории шутников изначально можно принять за первую категорию, тех кому действительно нужна помощь. Но потом вскрывается ложь и насмешка. Отвратительное послевкусие.
Эпилог
Часто звонят люди в алкогольном опьянении, они могут принадлежать к любой категории абонентов. Очень часто психолог на телефоне доверия, слышит мат, угрозы, сексуальные домогательства и всевозможные агрессивные выпады. Люди шипят, кричат, плачут, говорят шепотом, изображают разные звуки и все без исключения требуют повышенного внимания к себе. Эгоцентризм зашкаливает, им все должны и это основной признак абонента телефона доверия.
Опыт работы на телефоне доверия бесценный. Тот срез общества, который не видно из кабинета психолога. Густо сконцентрированная изнанка жизни.
Психолог на телефоне доверия, похож на обезболивающую таблетку. Если очень больно, позвони обезболят, но привыкать к обезболивающему нельзя, перестает помогать. Поэтому, получив экстренную помощь, как укол от врача скорой, позаботьтесь о себе, вылечите рану, походом к психологу или психиатру в зависимости от ситуации. Пройдите курс, который излечит душевную боль, иначе вы рискуете оказаться в 2 или 3 категории. А оттуда, выхода может и не быть.
Любите себя, заботьтесь о себе, чтобы не стать постоянным абонентом телефона доверия, последнего оплота, за которым ничего нет.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.