Знакомство с "внутренними детьми"

В каждом из нас, сколько бы лет нам не было, живут наши «внутренние дети».

Иногда они занимают достаточно мало места: внутреннее пространство оккупировано «родителем» - теми правилами, долженствованиями, нормами, оценками и способами «заботы», которые мы впитали с раннего детства.

Иногда много места занимает кто-то один из «детей», а другие находятся в Тени. И между «внутренним родителем» и «внутренним ребенком» зачастую разыгрываются настоящие драмы. Например, «внутренний ребенок» очень боится не соответствовать ожиданиям своего «родителя», и делает все, чтобы быть хорошим ребенком. Для такого «ребенка» важнее всего то, что от него ждут, а не то, чего хочет он сам. Или, наоборот, много места занимает такой «ребенок», который все делает не так, как диктует ему «родитель». И тогда тоже, важнее не его истинные желания, его потребности, а лишь бы наоборот, не так как говорят «родители».

Чаще всего никаких своих «внутренних детей», никакие «голоса» мы и не замечаем, и не осознаем. И тогда эти внутренние драмы, эти конфликты переносятся наружу. Человек не осознает своего внутреннего «ожидающего родителя» и «послушного ребенка», а внимательно сканирует ожидания окружающих, старается быть хорошим, милым, приятным для них. Так может всю жизнь и прожить, стараясь, «на цыпочках», съедаемый тревогой, страхом, стыдом и виной за несоответствие чьим-то ожиданиям. Или не осознает своего внутреннего бунта, его причин – и борется со своими вредными привычками, со своей «ленью» и с другими внешними проявлениями этого бунта.

Знакомство со своим «внутренним населением» - важная часть процесса психологического взросления. Умение отделяться от «родительских» голосов, умение слышать «потребности детей» - это то, что, в итоге, позволяет человеку быть самим собой, заботиться о себе, осуществлять свои желания, встречаться и выдерживать инаковость других людей.

Несколько месяцев назад я делала ворк-шоп про «Внутренних детей» на психотерапевтической конференции. Текст, который я вставила ниже, был написан мной тогда. В нем немного больше о том, кто они, Внутренние дети, и как их узнать.

«Когда мы родились – мы были Спонтанными детьми. Мы чувствовали радость, грусть, страх, боль, злость. Чувства сменяли друг друга, и это было естественно. У нас, у Спонтанных детей было очень много желаний, было много интереса к миру: хватать, смотреть, хлопать дверцами, вешать черешню на уши, танцевать, петь, смеяться, плакать, смотреть как ползают муравьи. Нам столько всего хотелось! Жизнь была очень насыщенна! Этот спонтанный ребенок жив в нас, даже когда мы его совсем не ощущаем.

  • Где, в каких ситуациях вы позволяете быть этому ребенку?
  • Что вам можно хотеть? Что можно чувствовать?
  • Что можно выражать вовне? Какой голос у вашего спонтанного ребенка: громкий, тихий? Сколько места он занимает?
  • А что – нельзя? За какие чувства, желания, фантазии вам стыдно? Это уже место Послушного ребенка.
  • Послушный ребенок занимает частично (мало или много) место Спонтанного ребенка. Когда мы росли, постепенно мы узнавали, что не всегда важным для нас людям нравятся наши желания или наши чувства (Наши мамы и папы не были психологами, не отделяли действия от чувств и желаний). А нам было так важно нравиться маме и папе или другим важным людям! И для того, чтобы они нас любили, мы готовы были жить не так насыщенно, готовы были уменьшить себя и быть такими, какими нас хотели видеть. В нашей жизни помимо наших чувств и желаний появились «нельзя» и «должен». Иногда это были очень полезные «нельзя»: нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя писать там, где нужда застанет. Но не все «нельзя» были такие полезные. И рядом со спонтанным ребенком, частично заняв его место, появился Послушный ребенок. Послушному ребенку было очень страшно, что мама или папа отвернутся от него, и он останется один. Больше всего на свете он хотел, чтобы мама и папа его любили! Так как не всегда было понятно, каким надо быть, чтобы папа и мама любили – появилась тревога. Иногда совсем не получалось быть таким, как хотят мама и папа – и появлялись стыд и вина. Появилось много боли от того, что нельзя быть собой.

  • Что вам нельзя?
  • Что вы должны и перед кем?
  • Стыд, ощущение собственной плохости – что заставляет вас чувствовать себя таким?
  • Кто во внешнем и во внутреннем мире до сих пор выдвигает требования, условия любви, «хорошести» для вашего ребенка?
  • Как звучат эти слова: «будь…» - каким?
  • Как вам их слышать?
  • Как вам не выражать себя, давиться чувствами? Чем вы платите за это?
  • Но совсем отказаться от себя – невыносимо. И в защиту спонтанного ребенка, отстаивая право быть собой, появляется бунтующий ребенок. Бунтующий ребенок пытается отстоять себя. Это он говорит: «не нравится», «не хочу», «не буду». Но он не взрослый, у которого есть власть, он всего лишь ребенок. И от этого, от того, что есть кто-то сильнее и главнее, кто-то от кого он зависит – ему очень страшно.

  • Какой у вас бунтующий ребенок? Если его «кормят чем-то лишним», что-то ему навязывают, как он сопротивляется: пассивно, саботируя (вяло «ест часами кашу, доводя до исступления родителей»), или активно («выплевывает ее»)? Давите ли вы свою злость? А может, напротив, вы нападаете на тех, кто вас пугает?
  • Можно ли вам бунтовать? Поддерживает ли кто-то внутри вас ваши «не хочу» и «не буду»?


  • Просмотров: 505
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Когда ребенок мешает быть хорошим родителем.
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Запреты или как сказать «нельзя», чтобы ребенок услышал.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Почему нельзя избавиться от негативных чувств и быть всегда счастливым
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Ребенок не отпускает от себя. Как быть?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Всем понравиться нельзя быть собой…!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь