|
Випассана глазами психологаАвтор статьи: Екатерина Петровна Преображенская
Условия, соблюдать благородную тишину, для меня больше плюс чем минус, т.к. не любительница поболтать на праздные темы. Даже не заметила, что молчала. А по истечении 10 дней говорить как-то и не хотелось. Конечно же внутренний диалог не прекращался, помогая мне выявить ментальный мусор, отражая силу напряженности в отношении разных, вспоминаемых жизненных ситуаций. Уверена, что без психологического образования, мне было бы сложнее пройти этот курс, либо он был бы менее эффективен. Десятидневный ретрит можно представить, как будто тебя заперли, а вернее сказать, сам заперся в шкафу со своими скелетами, и тебе придется с ними познакомиться поближе. Сама техника действенна, знала о ней давно. Интуитивно нащупывая механизмы работы с восприятием, находясь в сложных жизненных ситуациях, в периоды обострения желаний, пользовалась сама, применяла и применяю в работе с клиентами. Работаю в интегрированном подходе. Со всеми клиентами невозможно работать одинаково, по шаблону. И как это обычно бывает, по крупицам собираешь, нащупываешь, как проработать с клиентом ту или иную ситуацию, а потом оказывается, что-то из этого уже давно описано. Немного огорчилась, что не применяла эту технику регулярно в самостоятельной работе, хоть и была знакома с ней. Но обычно обрадовавшись спецэффектами, которые дают практики, достигнув желаемого, благополучно забываешь обо всех техниках. Как в том анекдоте: 5 секунд летел, а всякие глупости в голову лезут. Конечно, под руководством психолога применять технику гораздо легче и эффективнее, на мой взгляд. Так как со специалистом ведется точечная работа, по запросу, с определенной ситуацией, а не сразу с нахлынувшим потоком информации из подсознания. Такое может случиться во время самостоятельной работы. Я не буду касаться подробного описания этой техники. Его можно найти в интернете. В двух словах расскажу, что она заключается в отслеживании ощущений в теле. Тело не может обмануть. А сосредоточившись на процессах в теле, и стараясь удержаться в этом состоянии как можно дольше, мы прибываем в моменте Здесь и сейчас. В этом состоянии мы воспринимаем реальность такой, какая она есть. До поездки пробовала регулярно медитировать хотя бы по часу в день, тренировалась. Но на курсе первые два дня все время спала с перерывами на походы в столовую. Во время медитации сначала клевала носом, отключаясь, а позже стала отслеживать всплывающие картинки, не совсем вписывающиеся в контекст происходящего, из чего понимала, что засыпаю. По Кастанеде, это, кажется, первые врата сновидения. Можно было бы попрактиковать осознанные сны, но задача состояла в другом. Приходилось открывать глаза и как-то разгонять сон, что плохо удавалось. Сонливость объяснила себе тем, что устала с дороги, но причина была, как после выяснила, в первой утренней медитации, на которой уж очень старательно подошла к процессу. И не смотря на возникшую боль в спине, старалась высидеть как можно дольше. Пришлось даже лечь в медитационном зале, что не разрешается - так мне поплохело от старания. После себя уже не напрягала, пока, где-то в середине курса, не дошел черед до практики, в которой нужно было сидеть неподвижно целый час без движения. И снова я решила постараться выполнить задачу. В большинстве случаев это получалось легко. Но однажды, к середине медитации поняла, что в такой позе сидеть уже неудобно. Сделала усилие, вытерпела до конца медитации, после также спала, но уже полдня. Учитель пояснял, что это самая продуктивная работа, вытерпеть до конца. Но упорствовать все же не стоит, путь все-таки серединный. Решила больше не травмировать свой организм, и меняла положение, когда становилось сложно выдерживать в одной позе. Постепенно становилось легче, прошла боль в спине, и к концу курса могла спокойно просидеть час, и было ощущение, что могу больше. Для себя поняла, что если сильно стараться, даже в медитации, то организм временно может «выключить». Старание в этом случае - зацепленность за результат, ВЛЕЧЕНИЕ к конечному результату, так как ни о чем другом, как об окончании медитации думать уже не можешь. За пять минут до конца медитации, включали песнопение Гоенко, и иногда мне казалось, что он издевается, затягивая некоторые слова. Суть метода, чтобы находиться в процессе, признавая и принимая что есть и что происходит, постепенно искореняя ВЛЕЧЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЯ. Это же касается и навязчивых мыслей. Учитель говорил игнорировать навязчивые мысли. Здесь также, возможно, трудности понимания. Если из подсознания проявляется какой-то импульс, выраженный в навязчивых мыслях, лучше разобраться с ним, признать его, чтобы он не мешал работе, а не игнорировать его. Как сказано в писании, если беса прогнать, он погуляет, вернется и семерых приведет. После об этом эффекте говорили сокурсники, что сложно было отогнать навязчивые мысли и при сильном усердии через некоторое время их как будто отключало, впадали в неопределенное состояние, и становилось невозможно проходить практику. А ведь суть метода еще и в том, чтобы ослабить и погасить эти неосознаваемые импульсы, в их традиции называемые санкарами, чтобы понимать, что ВСЕ ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ И ВСЕ ПРОХОДИТ. Сложно решить проблему, находясь внутри нее. Это как поставить задачу, не думать о белом слоне. Техника випассаны, это процесс решения проблемы на подсознательном уровне, а вход в подсознание через наше тело. Десятидневный ретрит, он лишь помогает освоить эту технику глубже под руководством учителя, но не всегда имеющему к каждому индивидуальный подход. И это понятно, т.к. много участников и вникать в механизмы работы психики каждого, это нереально. Пояснения и ответы на вопросы в большей степени формальны и шаблонны, как почти на любых групповых занятиях. Поэтому 100% ответственность за себя только на самих участниках. И чтобы поехать на ретрит, необходимо быть готовым к любому развитию событий. Об этом и говорилось на одной из проповедей в контексте, что випассана учит тому, чтобы быть готовым к смерти и умереть осознанно. Скорее всего, что будут разочарованы те, кто приехал за решением определенной проблемы или исполнением желаний. Только - познай себя. Практика повышает ОСОЗНАННОСТЬ И УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, а что еще нужно для успешного выживания. Практиковать самостоятельно или ехать на ретрит, выбор индивидуален. Были участники, которые прошли больше 2 курсов. Но важен ориентир, о котором неоднократно упоминали в проповедях, ЕСЛИ ВАША ЖИЗНЬ НЕ МЕНЯЕТСЯ К ЛУЧШЕМУ, ЗНАЧИТ ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО. Думаю, что вряд ли поеду еще. Мне сложно было выдерживать экспрессию Гоенки С.Н. Для моего восприятия, выраженную в заунывных песнопениях и иногда примитивных проповедях, перегруженных аллегориями. Но это мое восприятие. Также, нравственность и мораль, это разные вещи. Регулярно практикуя, человек становиться праведным, нравственным изнутри и не способен нарушить нормы морали, а человек, придерживающийся моральных норм, не всегда может быть нравственным, а иногда мораль может подтолкнуть к безнравственным действиям. Практика, это внутренняя работа, а навязчивое морализаторство, в проповедях - внешнее встраивание в общепринятые или удобные кому-то рамки. Для кого-то мораль нужна, не спорю. Но человеку, занимающемуся духовными практиками, она может быть помехой для внутренней работы. Размышления на тему морали и нравственности, тема для отдельной статьи. Суть в том, чтобы принимать все без ВЛЕЧЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЯ. Есть над чем работать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|