|
Заметки о психосоматике..Автор статьи: Наталья Могучая
Заметки о психосоматике…
С Лешей Скворцовым они жили на одной лестничной площадке. Им не нужно было много разговаривать друг с другом. Их объединяла общность старого восьмиквартирного дома, где все знают друг друга – что на обед у соседей сверху, как на работе дела у соседей снизу, куда собрались в гости и что приготовили на праздничный новогодний стол. Они с Лешей выходили гулять на улицу одновременно, не сговариваясь, как будто каждый из них чувствовал другого. Когда у Леши обнаружили лейкемию, ему едва исполнилось 23 года. И болезнь сожрала его за несколько месяцев. Как-то ужасающе неизбежно. Но главное – необъяснимо. Ведь оба были готовы предотвратить любую смерть – тренировали тела, боксировали в нокаут воображаемого соперника, убеждались в твердости бойцовского духа и стойкости тела в уличных драках. Он умер скоропостижно и необъяснимо. И не было другого способа высказать ему свою привязанность и верность, кроме как оставить шрам инфаркта на сердце. Необъяснимого инфаркта для его 25 лет. Но неизбежного для его преданности и нежности, скрываемой под панцирем мужской стойкости и твердости. Я думаю, что их дружба еще принесет плоды, излившись в хитросплетения будущих обстоятельств. А пока кардиологи в удивлении разводят руками – органических причин для заболевания нет. Все обследования в пределах нормы и лучше. Откуда инфаркт – не понятно!....
…..Однажды мой давний знакомый доктор меня удивил, рассуждая о чудесах и странностях человеческого организма. Мы разговаривали об аутоиммунных заболеваниях. «Представляешь, какая странность! Иммунная система воспринимает свое тело, как чужеродное! Организм атакует сам себя!». Возник образ Матери –природы, почему-то убивающей своих детей. Причем заметь, рассуждает доктор дальше, как изысканно-хитроумно она это делает, например, при сахарном диабете. Как будто есть только посыл – неработающий механизм расщепления сахара до глюкозы – умирай от голода и истощения. И человек совершенно беспомощен перед этим условием. Еда лишь усугубляет этот посыл. Вроде как своими руками человек себя и губит. Природа тут вроде как не при чем. Мне стало как-то жутковато от этой трактовки. Но я всегда делаю поправку на особенности медицинского мышления – холодный, рассудительный объективизм в поиске причин непорядка в организме. Поэтому и лирические рассуждения холодноватые. Этот разговор всплыл у меня в уме после сессии с одной из моих клиенток. «Я часто ощущаю, - говорит она, - что в жизни до меня нет никому никакого дела, хотя у меня все хорошо – меня любит муж, у меня много друзей. Когда я ищу корни этого переживания, мне почему-то кажется, что я еще с утробы материнской усвоила то, что я не нужна своей семье, своей матери». Отец клиентки огорчился беременности жены и хотел, чтобы она сделала аборт. Они уже тогда не ладили друг с другом, и дело шло к разводу. Мама была готова на аборт и не сделала его только из-за упущенных сроков. «Я была нежеланным ребенком. Может, поэтому возникает это необъяснимое мне чувство ненужности – будто фон всей моей жизни». Год назад у этой клиентки диагностировали сахарный диабет. Ей тогда не исполнилось и 40 лет. В роду никто не болел…
…… «Моя мама тоже живет уже много лет с аритмией. Может, это, конечно, и наследственное заболевание, но нарушенный ритм как-то странно себя ведет. Он досаждает мне не всегда», - так мы начали разговор с одним из моих клиентов о возможных психологических причинах его нарушений ритма. Мама была очень доминантной, авторитарной. Ее первый ребенок умер через несколько дней после рождения. Кирилл родился спустя пару лет после этого события. Мама и бабушка – ее мать, окружили его непроницаемой завесой заботы от внешнего мира. Домашнее воспитание, никаких детских садов, каждый шаг под контролем – как мама сказала. Кирилл рано ушел от родителей в свою самостоятельную жизнь. Карьера удалась, три раза был женат, на горизонте маячит пенсия, дети взрослые, самостоятельные. Но срывы ритма начали учащаться. «Я всегда знал, что за свою свободу я должен быть наказан. Правила, предписания – я всегда был педантичен в этом. Но я еще и музыкант. В какой-то своей второй внутренней жизни. Этот дух творческой свободы часто выносит меня в какие-нибудь приключения, которые я скрываю от близких мне людей. Как будто есть потребность в какой-то второй более интересной и более близкой мне по духу жизни. Я даже иногда думаю, что не будь правил и предписаний моей родительской семьи, я бы совершенно по-другому прожил свою жизнь. И занимался бы совершенно другими вещами. Сейчас, когда я пробую что-то новое, мною овладевает непонятное мне беспокойство. Я умею управлять своими эмоциями, но это беспокойство овладевает мною целиком. Как будто дух свободы! Я предпочитаю так думать об этом беспокойстве. Мне может быть хорошо, радостно в новом для меня - и беспокойно. И в какой-то момент ритм сердца начинает прыгать в разные стороны. И я замедляюсь. Как будто ритм моей внутренней жизни перестает совпадать с внешними событиями. Я попадаю в жесткое противоречие: делать все привычно по шаблонам и правилам. Или все-таки слушать себя, свои внутренние желания, которые просто лупят меня каким-то толчком изнутри. Точно, как эта экстрасистолия – будто удар в голову откуда-то изнутри, после чего и начинается беспорядочный стук сердца. В разные стороны. Будто дребезжащая, плохо натянутая струна». P.S.: Экстрасистолия – это дополнительное, внеочередное сокращение сердца или его отделов. Аритмия – нарушение ритма сердца, возникающее в случае, когда электрические импульсы, инициирующие сердечные сокращения, функционируют неправильно, заставляя сердце биться слишком быстро или слишком медленно, или нерегулярно, неритмично….. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|