|
Психосанитас в практикеАвтор статьи: Вайсман Сергей Ефимович
Открываю серию из рекомендаций в работе практического психолога, делюсь некоторыми практическими применениями теории психосанитас. Уверен, что будет полезно как психологам, так и тем, кто занимается самопознанием. Стандартные практики, которые мы используем в тренинговых и индивидуальных процессах имеют общую тему, которая красной нитью проходит через все процессы. Фокус внимания участников концентрируется исключительно на желаемом результате, на позитивных эмоциях, на сильных сторонах личности, на том, что приносит удовольствие и радость. Это могут быть личностные качества и характеристики, желаемые и реальные жизненные ситуации, поставленные цели и задачи, воспоминания и проекты. Опора на силу, успех, волю, способности и поддерживающие эмоции. При этом мы не оцениваем качественные характеристики с точки зрения хорошо или плохо, правильно или нет. Отсутствуют даже нравственные и морально-этические оценки, которые могут ограничить сознание и нарушить целостность создаваемых мыслеобразов. Полная свобода мышления, фантазирования, игры сознания из Эго-состояния свободного ребенка. Нет ничего невозможного, есть только конкретный человек и его сознание. Настройка на тренинговую работу происходит следующим образом: Существует общие стандартные правила проведения тренинга, в частности, занятия начинаются с первой практики знакомства. Каждый из участников представляется, сообщает о себе общие сведения, мотивацию посещения тренинга и свои ожидания от занятий. Мы же, прежде чем участники будут знакомиться, предлагаем им всем первое упражнение. Каждый должен сделать два списка. В первый список выписываются свои лучшие качества, характеристики, стороны личности, которыми человек может гордиться, те, которые он считает сильными, что дает уверенность, что ведет его к успеху, что ему помогает достигать больших и сложных целей, и т.д. Во второй список выписываются все достижения, которые человек может вспомнить, события, которыми он может гордиться, реализованные успешные цели. Причем, здесь нет больших и маленьких достижений, не важно когда это событие произошло. Это может быть грамота в начальной школе, похвала от авторитетного человека за какое-то достижение, это отметка за сложный экзамен, это построенная профессиональная карьера, полученное образование, заработанная сумма денег, рождение ребенка или восхождение на Эверест. Учитывается не столько размер события, сколько его важность для человека. Когда эти списки готовы, то каждый участник тренинга представляясь, зачитывает эти списки вслух всей группе. Уже на этой стадии буквально у всех участников возникает эмоциональный подъем, позитивные эмоции, поднимается настроение. Задаются вопросы и отвечая на них, человек еще раз проговаривает ситуации успеха, делится, какой ценой это достижение ему досталось, что ему пришлось преодолеть и это добавляет в его сознание ценности данного события и гордости за себя. После представления мы предлагаем держать эти списки все время тренинга перед собой. И в ситуации, когда человек в проговоре скатывается в негативное эмоциональное состояние, начинает говорить о своей беспомощности и неспособности изменить какую-то свою ситуацию, мы предлагаем ему взглянуть на свой список, сначала с личностными характеристиками, а затем в список своих достижений. Каждый раз возвращаясь к этим спискам, человек выходит из состояния слабости и невозможности совершить эффективное действие и входит в состояние ресурсного, энергичного, полного сил и уверенности человека. Эта эффективная практика из теории психосанитас дает заряд на все процессы тренинга, и участники работают над собой в состоянии подъема, радости и удовлетворения. Далее мы познакомим с некоторыми примерами применения теории психосанитас на практике. Это могут быть известные упражнения или тренинги, но проводимые с акцентом на принципы психосанитас, а также авторские разработки. Понимая принцип теории, можно любой популярный тренинг переосмыслить и дать в новом прочтении. Важно понимать, что идти в психотерапевтическую работу совершенно не обязательно страдая, преодолевая трудности и боль, сопротивляясь своим установкам. Наоборот, принцип удовольствия и отсутствие насилия над собой, это то, что помогает, находясь в ресурсном состоянии, опираясь на свои сильные качества пойти в проблему. В таком сильном состоянии уверенности в себе, уже обсуждается способ решения сложной ситуации, а не способ преодоления переживаний и страхов перед этой ситуацией. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|