|
Зачем насилие под видом усилий?Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
Я про детей, про воспитание детей, про ожидания родителей от своего ребенка, о фантазиях родителей о своем ребенке, о предъявляемых к ребенку требованиях, про стили семейного воспитания. И про то, сколько усилий прикладывают родители, чтобы ребенок соответствовал их ожиданиям. А надо ли? Или насколько надо? Что думает сам ребенок о том, способен ли он эти требования родителя удовлетворить, и вообще, соответствует ли он этим требованиям? Но ребенок пока ещё не думает, он сначала чувствует. Чувствует отношение к себе, чувствует на интуитивном уровне, желанен ли я или нет, доволен ли родитель мною, нравлюсь ли я своим родителям? Это уже потом, ребенок начинает думать, осмысливать поведение и отношение родителя к себе. А осмысливая, оправдывает или нет. Часто родители предъявляют к своему ребенку непосильные требования, даже не осознавая, что ребенок не в силах этим требованиям соответствовать. Приведу простой пример – родители ждут от ребенка отличной учебы, активности в познавательном процессе, активного общения со сверстниками, лидерства, ждут того, что по их мнению поможет ребенку стать успешным в жизни. А сказать правильнее, даже не ждут , а проецируют свои желания на ребенка, не видя за этими желаниями самого ребенка. А сам ребенок, оказывается очень отличается от мамы или папы своим личным темпераментом, характером, уровнем организации личности, адаптивностью. И отличается, может быть, кардинально. Ну нет у него такой тяги к изучению точных наук, как у папы! Ну нет у него такого творческого потенциала, как у мамы! Ну нет у него такой жизненной экстравертированной энергии как у бабушки! Ну нет у него такого интеллектуального потенциала как у дедушки и папы! Ну нету! Приведу клинический пример из практики.
И что же чувствует и говорит такая девочка в свои 9 лет: Ведь ещё всемирно известный педагог, учитель А.С.Макаренко ввел такой термин как «доступность и посильность в обучении». А ведь у ребенка есть что-то другое, отличное от родителей, но свое, индивидуальное! Так надо увидеть это свое, его личное. И принять его, и помочь, именно этим чертам развиваться, а не педалировать свои проекции, разрушая личность ребенка своим недовольство и им самим, своими неоправданными ожиданиями, не совершать эмоциональное насилие над ребенком (конечно же оно неосознанное). А нужно ли такое вмешательство в личность ребенка и насколько нужно? Нужно ли тратить родителям столько сил, подгоняя свойства личности ребенка под свой личный эталон, по сути под свои проекции? Я не говорю про то, что не нужно учить и развивать ребенка в «слабых» его сторонах, я говорю, опять же, о понимании посильности в обучении.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|