|
Актуальность проблемы полового воспитанияАвтор статьи: Анна Чуракова
Что такое половое воспитание? Половое воспитание - это система медико- педагогических мер по воспитание у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности. В 1980-х годах был введён курс для 9-10 классов «Этика и психология семейной жизни». Однако новый курс не был методически подготовлен: никто заранее не позаботился об обучении учителей. В учебных пособиях содержались полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы общения мужчины и женщины трактовались примитивно. При этом учебники для самих школьников старались обойти стороной сексуальные сюжеты. Разработанные позже программы дифференцированного полового просвещения для учащихся разного возраста остались невостребованными. Врачи и педагоги, а также психологи не участвовали в разработке данных программ. Приведу статистику по результатам всесоюзного опроса 1989г. из книги «Сексология» И.С.Кона. Ответы на вопрос: "Какие каналы получения информации по вопросам сексуальной жизни вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными?" распределились следующим образом:
В конце 1980-х стала известна статистика абортов в СССР, согласно которой СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рождённых детей. В значительной степени это связано с недостаточной осведомленностью населения о методах контрацепции, хотя некоторые средства контрацепции, такие, как презервативы, продавались в аптеках. В начале 2000-х годов я работала психологом в профессиональном лицее г.Петрозаводска. В лицее обучались учащиеся 16-18 лет после окончания 11 классов средней школы. Была лишь одна-единственная группа девочек-подростков 14-15 лет, которые пришли учиться в лицей после 9 класса. Образование и просвещение данной группы девочек была под особым контролем директора лицея, т.к. подростки были из неполных или неблагополучных семей, часть из них являлись социальными сиротами (когда один или оба родителя лишены родительских прав, признаны недееспособными), и одна девочка была с серьезным неврологическим заболеванием. Особое внимание требовалось не только со стороны учителей, но и со стороны психолога и социального педагога. С группой, состоящий из 12 человек, я каждую неделю проводила тренинги. Темы занятий подбирались с учетом образовательных задач профессионального лицея, актуальности ситуации для учителей и подростков, интересов самих учащихся. С каждым тренингом девочки становились более общительными, не боялись высказывать свое мнение, задавали наболевшие вопросы. При таком доверительном и неформальном общении становилось понятно, что помимо приобретения коммуникативных навыков, получения на тренингах дополнительных знаний и умений, остро стоит вопрос о половом воспитании, сексуальном образовании подростков. Совместно с социальным педагогом и руководством школы было принято решение пригласить медицинского работника из перинатального центра для того, чтобы учащиеся могли получить ответы на свои животрепещущие вопросы. В целях более продуктивного общения во время лекции, дабы избежать смущения со стороны девочек-подростков и в то же время предоставить всю необходимую информацию, предложили задавать вопросы анонимно в письменной форме. На каждой парте оставили несколько листов бумаги, на которых можно было записывать любые вопросы и передавать их медицинскому работнику. Анонимность гарантировалась, а информация была предоставлена в полном объеме. Лекция касалась вопросов контрацепции, гигиены, профилактики ЗППП, беременности и родов. Несмотря на то, что был освещен несколько ограниченный круг проблем, касающихся полового развития, подростки остались довольны, и по указанной теме у них не оставалось «неудобных» вопросов. Каким образом в настоящее время освещаются вопросы полового воспитания? Кто разрабатывает программы для школьников? Какие специалисты принимают участие в составлении школьных учебников, методичек, пособий по сексуальному развитию? Полагаю, что еще не один год эти вопросы останутся без ответа. Приведу статистику за последние годы. В 2006 году было зарегистрировано 1 млн. 582 тыс. абортов. Кроме того, в России участились случаи подростковых абортов: из около 1,5 млн случаев, зафиксированных в 2006 году, 10 % пришлось на девушек до 19 лет. В 2007 году на 1000 абортов приходилось 27, сделанных девушками 15-19 лет.[1] Возросло и количество матерей-подростков: к 2002 году в России из 1000 матерей 30 были подростками 15-19 лет. Также отмечено возрастание заболеваемости СПИДом, особенно среди молодых людей, возраст которых составляет 15-30 лет. Следует отметить, что программа полового воспитания является только одним из факторов, помогающих решить проблемы подростковых беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т. д. [1] http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_50/IssWWW.exe/Stg/02-19.htm Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|