|
Победителей не судят?!Автор статьи: Надежда Мущинкина
Вчера посмотрела фильм про основателя сети ресторанов «McDonald's» Рэя Крока. Если бы я писала эпиграф к сценарию «Основателя», то это была бы фраза: «Победителей не судят?!». Хорошо поставленное американское кино – история успеха. С достаточной долей глянца и выдающимся героем. От лица самого героя, его имени и взгляда. Впрочем, таких героев подкидывает сама жизнь. О чем? Есть человек, достигший грандиозного успеха и те, кто так и не смог. Есть человек, чья интуиция не подвела наконец-то (Р. Кроку было уже за 50, когда он встретил братьев МакДональд), и те, кто придумал суть – уникальную на тот момент технологию ресторанного дела (начиная от идеи формата заведения до способа расстановки кухонной мебели и техники, позволяющей готовить быстро и не мешать друг другу). Есть человек, проявивший настойчивость (ключ по мнению самого Рэя Крока) и смекалку, и те, чей опыт и личный выбор дал имя ресторанной сети, но не дал авторства. Они стремятся к тому, чтобы создать нечто большое и значимое. Казалось, довольствуйся тем, что есть (и эта одна стратегия), или попробуй масштаб и будь настойчив (идея про настойчивость вообще звучит рефреном в фильме – другая стратегия). Какая сработает? Обе. По-разному. Временами кажется, что Рэй безумец, заработавший славу чудака за свою долгую жизнь, отчаявшийся малый, который делает очередную (или даже больше – последнюю), весьма авантюрную попытку создать и развить нечто классное. А братья опытные, реалистичные, нашедшие выход в принятии того, что есть, и не желающие большего (мне кажется, они немного лукавят - глубоко, на задворках души они чуть-чуть надеются, иначе, зачем им Крок), где-то слишком тяжеловесные (?) люди, живущие по принципу «лучше меньше, да лучше». И все бы хорошо, но это уже конфликт. Конфликт, который становится войной, грозящей потерями с обеих сторон. И вот тут есть очень скользкий момент, в котором я готова была осудить одну из сторон (интересно, а как бы вы отнеслись к тому, что делает герой?). И это война не только и не столько за деньги, а за авторство, за право считать это дело своим. Война, к которой готовились заранее, и эта подготовка определяет победу одной из сторон, почти без шансов на защиту или оспаривание. Книга, написанная уже гораздо позже Р. Кроком, возможно попытка расставить все по своим местам, признать вклад каждого, поблагодарить (возможно!!! нужно читать), но тогда…тогда все было на грани. Такая война, что и не понятно, то ли он испугался себя и одумался в какой-то момент, выбрав более мягкий способ защитить то, что считает своим, то ли это целая заранее обдуманная стратегия (а может и то, и то). Хотелось бы верить в первое – и здесь я вряд ли буду в нейтральной позиции. Хотя может быть эта амбивалентность и порождает желание верить во что-то одно. Мне кажется очень ярким эпизод из сцен развязки. Один из братьев спрашивает у Крока, почему он просто не украл идею, а начал работать с братьями, и лишь потом сделал то, что сделал. «Я бы провалился», - ответит Основатель: «Никто не сможет повторить успех, потому что у них нет того, что делает «McDonald's» уникальным. Даже ты не понимаешь, что это…Дело не только в системе, Дик, дело в названии…Такая компания может стать, чем захочешь…Оно звучит, как…оно звучит, как…Это красота. Человека по фамилии МакДональд все уважают, и ему все удается» и продолжает: «Я помню, как первый раз увидел название на вывеске над вашим рестораном. Это была любовь с первого взгляда. Я сразу понял тогда, что должен его заполучить. И заполучил». Так судят победителей или нет?!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|