Сегодня мне захотелось написать о людях, которые приходят в терапию с травмой. Их стало приходить больше. Я не могу сказать, что это плохо. Их всегда было много. Но то, что они находят в себе силы и приходят- это означает, что так или иначе, вера к нам, как к специалистам, работающим с психикой, растет. И есть шанс, что счастливых людей станет больше. Ведь травматикам очень сложно довериться кому-то. И именно они требуют крайне осторожного подхода в работе с ними.
"Травматик" - этот термин часто используется в психологии и психоанализе. Обозначает он человека, получившего когда-то в тех или иных обстоятельствах психическую травматизацию. И это единственное общее для всех травматиков, поскольку все они сильно отличаются друг от друга. В терапии к ним необходим бережный подход, иначе работать с ними не получится. Казалось бы, а кому не нужен бережный подход? Всем нужен, но там, где более устойчивый пациент психоаналитика относительно спокойно перенесет ошибку или случайную чрезмерную фрустрацию со стороны специалиста, травматик будет серьезно ранен. И иногда ценой ошибки выступает уход из терапии. Ранить такого челоека повторно- это причинить ему огромную боль. Именно поэтому нужна осторожность.
Как узнать травматика? Это редко невротик. Сама история жизни, если мы говорим о детской травме, сразу может указать на пограничное функционирование психики. Обычно история жизни травматика, к сожалению, впечатляюща. Жестокость со стороны самых близких людей, предательство, отвержение, насилие, эмоциональный холод, непринятие, потери и прочие беды. Они, как правило, плохо держат границы, им негде было этому научиться. Нередко в терапии происходит переход от страха сближения к "склеиванию" с аналитиком и обратно.
Им очень хочется любви, иногда до такой степени хочется, что эта мысль вызывает ужас, пугает. Некоторые не способны строить отношения, у них возникает ужас, если по их ощущениям аналитик подошел слишком близко. Иногда это удается предотвратить, если вовремя заметить и обсудить.
Поскольку жизнь у этих людей складывалась таким образом, что их эмоции не признавались, нередки травматики с алекситимией (неузнавание своих эмоций), травматики с психосоматическими заболеваниями (когда не выраженные эмоции переходят в тело, вызывают болезнь), в более тяжелых случаях это уже не пограничные люди, а психотические, и здесь мы можем увидеть диссоциацию (расщепление личности), как защитный механизм от травмы. Защитой от травм могут выступать навязчивости (одни и те же действия или мысли), повторяющиеся сны (и вообще ночные кошмары), в которых психика годами пытается переработать то, что вызвало травматизацию. Иногда это люди с мазохистическим характером (они всегда жертвы, в любых обстоятельствах).
По сути, у этих людей подорвано базовое доверие к миру, мир очень опасен, расслабляться нельзя, доверять нельзя. И, конечно, нельзя быть собой, это опасно.
В терапии травматики бывают как очень старательными, тихими, пугливыми, так и агрессивными, обижающимися, эмоциональными. Иногда и то и то, попеременно.
Основная задача в работе с ними- не стать тем Другим, кто нанес травму, не ввергнуть их в ретравматизацию. Далее одним поможет опыт здоровых отношений, где здоровой частью выступает аналитик, другим проживание травмы, с опорой на аналитика, иногда при этом вспоминается много забытого, кому-то надо именно отгоревать, пережить то, что сидело в них годами, кому-то научиться чувствовать, ощущать. К сожалению, это долгая работа. Длительность зависит от возраста, когда была получена травма (чем раньше, тем одна и та же травма больнее), от типа травмы и от собственных природных особенностей человека.
Это тяжелые в работе люди, но очень благодарные, если работа действительно складывается успешно, и жизнь у них улучшается. Само ощущение, что улучшения вызваны не отыгрыванием, не попытками сделать вид, что стало лучше, а именно настоящими устойчивыми изменениями- это огромная отдача после долгой непростой работы с такими пациентами. Каждый травматик уникален, но каждому очень больно. Наша задача, как специалистов, не просто снять боль, а залечить полученную в прошлом рану.
С уважением, А.А.Пожарова,
психолог-психоаналитик,
Тел./WhatsApp: 8-953-148-29-97