О родительском программировании, наивной Красной Шапочке и "дырявом" жизненном сценарии

Задачи родительского программирования

Главной идеей теории транзактного анализа является мысль о том, что жизнь каждого человека протекает по определенному сценарию, заложенному еще в детстве. Этот сценарий формируется у каждого ребенка примерно к 5-6 годам.

Сценарий – это «постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно» (Э.Берн).

Таким образом, сценарий человека создается через так называемое родительское программирование, или родительские послания. Автор транзактного анализа Эрик Берн считал, что родительское программирование ребенку необходимо по трем причинам:

  • Оно дает цель жизни, которое иначе пришлось бы отыскивать самому;
  • Оно дает ребенку возможность организовывать свое время, в том числе для его обучения в это время полезным навыкам и получения необходимых во взрослой жизни знаний и информации;
  • Человеку нужно объяснять, как делать то или иное. Учиться самому, определяя свободно и самостоятельно, без родительских указаний, конечно, более интересно и привлекательно, но не всегда практично. Э.Берн для доказательства этого тезиса приводит пример, что хорошим пилотом не станешь, разбив несколько самолетов и научившись на своих ошибках. Пилот должен учиться на ошибках других, так же, как и хирурги.

По этим трем основным причинам в человеческом обществе сложилось так, что родители программируют своих детей, передавая им все, чему научились, или чему, как им кажется, они научились.

Итак, своим поведением и своими словами родители и осознанно, и бессознательно оснащают своих детей целым набором жизненно необходимых и полезных программ.

Полное отсутствие родительского программирования порождает у ребенка синдром «Маугли».

Однако не менее тяжелые последствия может иметь и наличие в родительском программировании прямой дезинформации, искажений о реальной действительности или просто пробелов, белых пятен на его «карте мира».

Когда жена алкоголика, несмотря на постоянные пьяные загулы, скандалы и физическое насилие со стороны мужа упорно продолжает твердить ребенку, что папа «его любит» и «на самом деле он у них хороший», ребенок во взрослом состоянии будет плохо различать, где «навоз», а где «роза». Именно этим объясняется известный феномен детей алкоголиков, которые, вырастая, сами становятся алкоголиками или выходят замуж за мужчин, склонных к употреблению алкоголя.

Когда стеснительные родители опускают информацию о сексе, не рассказывают девочке ничего о нем и делают вид, что его вообще не существует, став женщиной, она не знает, как вести себя с мужчиной дальше, после того, как эта «несуществующая вещь» у них произошла. В ее сценарии запись об этом отсутствует, несмотря на то, что запись о замужестве, зачатии и рождении ребенка в ее программе чаще всего есть.

Скорее всего, именно с этим полным утаиванием, опусканием информации или рассказами родителями сказок «об аисте» или «найденыше в капусте» связан факт более позднего по сравнению с мужчинами сексуального созревания женщин. Известно, что у значительной части молодых женщин либидо и сексуальность может долгое время не раскрываться, и они оказывается способными к достижению оргазма ближе и даже после тридцати лет. Как будто все это время им требуется для того, чтобы, наконец, полностью уверовать в то, что родители их обманули и «И все-таки секс есть, существует!», как когда-то очень постепенно и нехотя человечество пришло к вере Галилея: «И все-таки Земля вертится!»

Когда девочке или мальчику родители говорят нечто вроде: «Не важно, чем ты в жизни будешь заниматься, главное, чтоб ты оставался хорошим человеком!», у человека при замечательно полной свободе профессионального выбора экономический приоритет смещается вниз, и ему сложнее в жизни добиться финансового успеха.

Когда ребенка программируют на то, что он должен себя вести «со взрослыми» послушно и вежливо, опуская при этом компрометирующую и роняющую авторитет взрослых информацию о том, что среди них могут быть как «хорошие», так и «плохие» дяди и тети, у ребенка оказывается не сформированной способность к гибкости и избирательности своих реакций и поведения в отношении безопасных и опасных для него людей.

Нарушается механизм срабатывания встроенной в лимбическую систему мозга человека древнейшей инстинктивной реакции «бей или беги», так как ребенок попросту не научен различать «хищников» от безопасных «травоядных», у него нет соответствующих критериев для их различения.

И в столкновениях с «хищниками» у такого ребенка, даже когда он становится взрослым, может очень долго или даже в течение всей жизни возникать или реакция испуганного замирания с когнитивным ступором,

или наивное поведение «кролика, идущего удаву прямо в пасть», или виктимное поведение Красной Шапочки, раз за разом наивно ложащейся в постель к очередному волку.

 

Синдром наивной Красной Шапочки 



Красная Шапочка является одним из самых любимым персонажей и Э.Берна, и его учеников - специалистов для объяснения сути метода транзактного анализа.

Красная Шапочка воплощает в себе типичный пример нелюбимого нежеланного ребенка. Из чтения классического текста сказки не понятно, осознает ли это сама Красная Шапочка и страдает ли она от этого. Иногда мать использует ее, посылая ее куда-нибудь с поручениями, одно из которых закончилось для Красной Шапочки в животе у волка. Это случилось потому, что у Красной Шапочки оказался пробел в родительских посланиях, которые могли бы помочь ей распознать ситуацию опасности и адекватно на нее среагировать.

Когда Красная Шапочка встречает в лесу волка, то вместо того, чтобы с воплями кинуться от него, она останавливается и, как послушная вежливая девочка, начинает отвечать на его вопросы. Когда она, наконец, приходит в дом бабушки, она снова не идентифицирует очевидную вещь – что волк не есть бабушка – и продолжая пребывать в запрограммированном родительскими послании состоянии хорошей послушной девочки, продолжает с ним вести вежливый разговор.

В известном советском детском кинофильме «Про Красную шапочку» эта ситуация была доведена до абсурда. В своей наивности и неведении Красная Шапочка начинает проявлять заботу о волке, и даже пытается помочь волку вылечить его больные зубы - зубы, которыми волк, по замыслу, должен ее съесть.  



Став взрослой женщиной, такая Красная Шапочка, по мнению Э.Берна, скорее всего продолжит свой путь встреч с волчатами и волками, поскольку этот алгоритм бессознательно запечатлен в ее жизненном сценарии. 

Ее первую встречу с волком на лесной развилке можно считать метафорической моделью первого романтического свидания девушки с мужчиной. И поскольку оно оказывается успешным (волк ее не съел, а очень мило с ней пообщался), волк оказывается включенным в ее будущий жизненный сценарий как подходящий потенциальный партнер по взаимоотношениям.

Второе свидание Красной Шапочки и волка происходит в домике у ее бабушки, когда Красная Шапочка как настоящая "пай-девочка" упорно отказывается прокладывать у себя в мозгу когнитивную связь между несоответствием больших ушей и зубов мнимой "бабушки". Возникает когнитивный ступор - ситуация, когда мозг отказывается воспринимать очевидные знаки опасности и продолжать вести себя так, как будто находится в полной безопасности до того самого момента, пока волк ее не проглотит - очевидная метафора сексуального поглощения, т.е. изнасилования. 

Поразительная наивность Красной Шапочки очень напоминает поведение множества юных и даже не очень юных особ, которые наивно принимают приглашения одиноких мужчин посетить их холостяцкую обитель "попить чаю", а при попытках мужчины перейти к сексуальным действиям делают недоуменное лицо и, в зависимости от темперамента, невинно хлопая ресницами или с праведным гневом сообщают, что у них и в мыслях не было, что их приглашали для занятия сексом, на самом деле они думали, что с ними хотят "просто пообщаться".



 

Известно, что многие девушки и женщины - жертвы сексуального насилия подвергаются изнасилованиям в своей жизни не единожды, а неоднократно, - с разными мужчинами, но в примерно схожих ситуациях наивного асексуального восприятия ситуации, расшифровывая предварительные знаки внимания со стороны мужчины как "чисто дружеское" человеческое внимание к себе. 

Достаточно распространенной является виктимологическая психоаналитическая теория о том, что такие жертвы насилия сами провоцируют мужчин, бессознательно желая вступить с ними в сексуальные отношения, но не желая при этом нарушить существующий у них внутренний запрет ("табу") на секс.

Данная теория, однако, не может как-либо удовлетворительно объяснить тот факт, что очень многие жертвы изнасилований бывают действительно абсолютно искренни в своем отрицании сексуального влечения к своему насильнику, зачастую незнакомцу, которого они даже толком не успевают разглядеть. И при этом, однако, пережитый опыт изнасилования не становится для них уроком на всю жизнь - через некоторое время многие жертвы вновь подвергаются изнасилованию - уже с другим насильником, но в ситуации, в чем-то очень схожей с прежней. 

Такие случаи многократной подверженности риску насилия говорят о том, что у их жертв нарушен биологический инстинкт выживания. Отсутствие материнских посланий о сексуальной подоплеке во взаимоотношениях между лицами разного пола не позволяет их мозгу распознать и вычленить из сложившейся ситуации суть и вовремя дать сигнал выйти из угрожающей их половой неприкосновенности ситуации.

Асексуальные родительские установки ("лес безопасный" = "секса не существует") в сознании уже выросшей женщины остаются настолько авторитетны, что даже жестокий практический опыт не может их побороть, и Красная Шапочка продолжает вновь и вновь идти в лес по знакомой дорожке, чтобы насытить свою потребность в общении с очередным волком на волнительные темы интеллектуального кино А.Тарковского, проблем квантовой физики, количества звезд на небе или тонкостей японского искусства собирания букетов цветов из незабудок и васильков. 

 

Является ли она при этом полной дурой, идиоткой, кретинкой, говоря простым человеческим языком?! Нет, это вовсе не обязательно. Красная Шапочка может быть умницей-разумницей во многих сферах, блистать своим умом в учебе,  работе, карьере и т.д. И, одновременно, раз за разом глупо попадаться в сфере построения отношений. Просто в детстве у нее сформировалось когнитивное искажение, из-за которого она ничего не может с собой поделать, ее неудержимо влечет в "лес". И так будет продолжаться до тех пор, пока ее гештальт не будет окончательно закрыт - и она, наконец, найдет своего "волка", который вопреки своему аппетиту, не съест ее, а станет любить согласно маминому завету. 

Психотерапия "дырявого" жизненного сценария

Разумеется, в реальной жизни далеко не каждая недолюбленная и несведущая наивная Красная Шапочка обязательно становится жертвой сексуального изнасилования или женой абъюзера, домашнего тирана. Также, как и далеко не каждый ребенок, выросший в семье алкоголика, обязательно сам становится алкоголиком или выбирает себе в пару человека, подверженного алкоголизму.

И тем не менее отсутствие адекватных родительских программ в области важных, базовых областей человеческой жизнедеятельности зачастую становится фактором, способным сокрушить множество надежд человека, вынужденного жить в соответствии с "дырявым" жизненным сценарием.

Осознание пробелов в своем жизненном сценарии является первым и самым главным шагом в личной психотерапии клиентов с подобными проблемами. Следующим шагом является разработка нового сценария, соответствующего сознательным представлениям клиента о счастливом развитии его жизненного пути. Закрепление нового сценария в бессознательной части психики является завершающим этапом психотерапии. Как правило, для этого требуется задействование специальных психотерапевтических методов работы с бессознательным, таких как работа с частями в техниках ТА, символдрама и, разумеется, эриксоновский гипноз (гипнотерапия).   

 

 Автор статьи: психолог Ольга Владимировна Меньшенина, директор Центра психологического здоровья и социально-правовой поддержки "МИР", г.Казань.

Буду рада оказать вам профессиональную психологическую помощь в разрешении личностных проблем, в психологической диагностике и коррекции детско-родительских отношений и др. Мои контакты для записи на консультацию: тел.: +7-917-922-70-96. Мой сайт:  http://psyholog-mir.ru

 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Женские сценарии жизни. Красная шапочка
  • «Красная шапочка и мама серый волк»
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Черная" и "красная" агрессия.
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Влияние родительских посланий на сценарий жизни. "Спеши!"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь