|
Конфликты в жизни человекаАвтор статьи: Цыбина Наталья Алексеевна
Вспомним слова популярной песни, с которыми нельзя не согласиться: Солнце всем на планете одинаково светит. Так, почему же люди всё время что-то делят и не могут поделить? Конфликт как отдельное феноменальное явление впервые рассматривается в трудах древних философов. Они ставили перед собой цель вывести формулу бесконфликтного общества и жизни отдельного человека без конфликта. Платон находил причину конфликтов в собственности и в своих мечтах об идеальном государстве видел его как справедливое общество и считал, что справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом в соответствии со своими способностями и имел свое по заслугам. И в результате, как он считал, общество будет функционировать как единая сбалансированная система без конфликтов и противоречий между членами этого общества. Развивая и дополняя учение Платона, Аристотель рассматривает в качестве элемента, предотвращающего конфликт в обществе добродетель. А справедливость достигается посредством справедливого обмена и справедливого распределения и является согласно Аристотелю юридическо-экономической категорией. «Предпосылкой справедливого, бесконфликтного общества является обеспечение в государстве условий для максимальной реализации человеческих способностей». Подходы Платона и Аристотеля по сей день существенно влияют на развитие теории конфликта. Конфликт – характерное явление для современной жизни. И если Аристотель и Платон верили в возможность существования идеального бесконфликтного общества, то большинство современных социологов считают, что общество без конфликтов существовать не может. Они считают, что конфликт - главный двигатель общественного развития. А это значит, что конфликт является нормой в отношениях между людьми, необходимым элементом социальной жизни, дающим выход напряженности, энергии деятельности, порождающим различные изменения, как на уровне личности, так и общества в целом. И в целом современные социологи, безусловно, правы, и речь о развитии может идти, если участники конфликта взрослые зрелые личности и ведут себя конструктивно. А если это деструктивное поведение в конфликте? Чему тогда такой конфликт способствует? Может, деградации? Реализация способностей, которую ставит в основу бесконфликтного общества Аристотель, - это активная деятельность, это способность принимать свои решения, ставить свои цели, делать самостоятельный выбор. И в какой момент начинает своё развитие конфликт на самом деле? Теоретики сводят его существование к борьбе за ресурс. Л. Козер, известный американский исследователь, одним из первых предложил понятие конфликта как «борьбы, возникшей из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающей нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников» Но в какой момент закладывается истинный источник конфликта? И за какой ресурс на самом деле идёт борьба? В чём заключается основное отличие взрослой зрелой личности от взрослого человека с мироощущением ребёнка? Личность становится взрослой, когда она берёт на себя ответственность за свою жизнь. А когда не берёт - что происходит? Например, взрослый мужчина теряется, когда поступает предложение взять на себя ответственность за свою жизнь, а взрослая женщина наотрез отказывается. Как Вы думаете, сможет ли человек, который не берёт на себя ответственность за свою жизнь, жить в социуме без конфликта? И больше того, эту его ответственность не берёт никто. Она так и болтается в воздухе безхозная. Да, ответственность за свою жизнь - это энергия, и она имеет цвет и форму, и содержание. В кого человек превращается без этой энергии? Он превращается в жертву. Без этой энергии он не может принимать решения, он не может свободно действовать, реализуя свою волю. И тогда такой человек действует по чужой воле, которая, конечно же, имеет свои собственные интересы и ставит свои цели. И соответственно будет всегда состоять в конфликте с парализованной волей человека, который не берёт на себя ответственность за свою жизнь. Вот она и возникает, эта борьба, "предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников». Человек, который не следует своим целям, следует чужим. И вот здесь начинается самое интересное, потому что цели, которым он следует: - бессознательные, - они противоречат его предназначению, - источники их одновременно разные и совершенно непредсказуемые, т.к. неосознаваемые. И тогда это такие клубки, которые состоят из самых невозможных на первый взгляд переплетений, как в этом ролике, например: Вывод: человек, который не берёт на себя ответственность за свою жизнь, не может жить иначе, как в состоянии разрушающего личность конфликта - внутреннего, межличностного, социального, какого угодно, всегда и везде. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|