|
Сравнительный анализ антропологических моделей личности в разных религиях.Автор статьи: Хорина Елена Викторовна
Сравнительный анализ антропологических моделей личности в разных религиях. На сегодняшний день в мире существует несколько сотен религий, однако основные из них – Мировые религии – Ислам, Буддизм и Христианство. Их и рассмотрим. Следует отметить, что христианство и ислам (наряду с иудаизмом) относятся к Авраамическим религиям, а буддизм к индийским. Авраамические религии иначе называются религиями Откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение. Буддизм относится к религиозно-философским учениям, зачастую его называют «наукой о сознании». В отличие от Христианства и Ислама Буддизм не рассматривает человека, как «образ Божий» или ставленник Аллаха на земле. Бога-творца и Бога - личности в нем не существует. Отличительной особенностью буддизма является и то, что он не оформлен в институциональную форму, не имеет религиозной организации подобной церкви. В этой связи стоит отметить упоминание в христианстве и а исламе Бога как творца, владыку и регулятора жизни человека. В связи с чем в исламе имамы и в христианстве священники наделены особыми полномочиями. Примечательно и то, что родовая структура общества, с культом предков в дохристианских и доисламских странах, сменившаяся феодальным строем и расслоением общества на классы, требовала иного духовно-нравственного отражения, что и привело к появлению именно таких форм веры. Однако, общие черты можно объяснить с культурно-исторической точки зрения, опираясь на домонотеистические формы верований на территориях стран. Так, если в исламских государствах был распространен шаманизм, в христианских политеистические религии, с образами богов, олицетворяющих силы природы, то прародителем буддзима можно назвать индуистский ведизм. Вот всех формах верований, предшествующих появлению монотеистических религий, преобладали пантеоны богов с главенством одного. Тем не менее, в ныне христианских странах богам женского пола отводилась важная роль, что повлекло Появление образа Богоматери, и отражалось на общем уважительном отношении к женщинам. В буддизме, в зависимости от течения, роль женщины разнится. В некоторых формах, признающих круг перерождений (Махаяна и т. п.) считается, что женщина имеет более низкое перерождение, и чтобы достичь нирваны нужно переродиться в следующей жизни мужчиной. В других (например, Дзен) не придается значения половым различиям, происходит уравнивание возможностей всех живых существ на пути к нирване. В исламе же женщины приравнены с мужчинами в возможности общения с богом, однако доисламские обычаи аравийских стран в особенности ставят женщину на нижнюю ступень, поощряя полную власть мужчины над ней. В будизме, согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхармы, то, что принято считать личностью состоит из: 2) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта) 3) «чувственного» в абстракции от сознания (рупа) 4) сил, соединяющих 1,2,3 в конкретные сочетания (санскара) Буддизм отрицает наличие души, однако признает наличие индивидуального сознания, которое включает и духовный мир человека. Будда не считал себя богом, «сверхъестественным существом» или «посредником между людьми и высшими силами», в отличие от проповедников других религий, а говорил лишь то, что он пережил некоторый опыт «мистического прозрения реальности как она есть». Буддизм в определённой степени признаёт существование различных богов, ставя их наравне с людьми и животными – как одной из форм материализации сознания. В христианском понимании личность включает в себя природу и индивидуальность и предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, разумность (словесность), творческая направленность, жертвенная любовь. В отличие от буддизма, - где любовь приравнивается к состраданию, то есть «сочувсту», и ислама, который подразумевает наличие плотской и духовной любви между мужем и женой и братскую, народную любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал в своем Лице Иисус Христос. В богословии «личность» – это бого-дарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. «Образ Божий» и «личность» – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Личность же – это проявление образа Божия в человеке и, как все иные проявления образа Божия (разум, творчество, свобода, бессмертие и др.), может иметь различную нравственную направленность и изменяться по ходу существования человека – как совершенствоваться, так и деградировать. Само слово «ислам» это означает предание себя, вверение себя Богу, но не «покорность», что, скорее, характерно для христианства. Ислам - система не философская или богословская, а религиозно-законодательная. Ее цель — ответить не на вопрос, что есть человек, а на вопрос, что должен и чего не должен делать человек, что есть для него добро и что есть зло, какова его цель в этой жизни. Коран — это руководство к действию для человека от его рождения до его смерти, для человечества — от сотворения до Судного дня. Кораническая антропология разворачивается в трех основных планах: как должен строить человек свои отношения с Богом, как он должен различать добро и зло и, наконец, как он может обрести спасение. Согласно Корану, человек — творение Бога, творение избранное, наместник (халиф) Бога на земле. Но именно как творение он зависим от Бога, зависим, прежде всего, в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек греховен). На этом уровне описания сходство трех монотеистических религий несомненно. Однако в акцентировках статуса человека перед лицом Бога существуют значительные расхождения: в Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Бог создал человека по его собственному образу. В сущности все религии мира так или иначе имеют единую цель: объединение людей. И отрадно, что современный мир имеет тенденцию к взаимовлиянию мировых религий. Для психолога необходимы знания основ религиоведения в первую очередь потому, что картина мира 90% клиентов строится на религиозных постулатах. Источники:
http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-lichnosti.shtml#_5 https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/08/23/nravstvennye_trebovaniya_k_lichnosti_v_islame_i_hristianstve_sravnitel_nyj_analiz/ По требованиям сайта указаны только 2 источника. всего было использовано 5 источников в приготовлении материала данной статьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|