Какой у Вас темперамент?

     Со времён Гиппократа исследователи разделили людей на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики, так как эти природные характеристики человека проявляются в мышлении, чувствах и поведении. Иван Петрович Павлов, великий отечественный физиолог, связал эти четыре темперамента со степенью силы нервной системы: сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы(сангвиник); сильный уравновешенный инертный(флегматик); сильный неуравновешенный с преобладанием возбуждения(холерик); слабый тип(меланхолик). Степень силы нервной системы, и соответственно, темперамент передаются по наследству, и полагаю, каждому человеку будет интересно определить свой темперамент - тем более, что настоящий темперамент может быть "замаскирован" воспитанием и условиями жизни. А если стиль жизни и деятельности человека не соответствуют его темпераменту, то это может иметь отрицательные последствия для здоровья, как для психологического, так и для телесного.          

     Мною в оригинальных исследованиях установлено, если расходятся данные о темпераменте, полученные по тесту пальцевых узоров, процедура которого приведена ниже, и по общеизвестному тесту Айзенка, то есть основание полагать наличие у испытуемого состояния, пограничного с неврозом.

     Как определить темперамент?    На мой взгляд, самым надёжным тестом является "тест пальцевых узоров", разработанный в Ленинградском университете под руководством академика Б.Г. Ананьева. По крайней мере, в моей практике ошибок диагностики темперамента не было.На подушечках пальцев человека различаются три вида узоров - это спирали(см.рис.), петли и дуги.

Какой у Вас темперамент

       Рассмотрите подушечки ваших пальцев и определите, пользуясь рисунком, какие узоры "нарисованы" на них. А теперь сосчитайте, сколько и каких узоров имеется на всех пальцах рук. Если у вас на десяти пальцах все петли, то вы - флегматик, если 5 петель и 5 спиралей, то - сангвиник, если спиралей больше пяти, а петель меньше(или если все спирали), то - вы холерик, если же имеется хоть на одном пальце дуга, то - меланхолик.

      Сразу оговорюсь, что каждый тип темперамента имеет свои слабые и сильные стороны, поэтому не следует думать, что сангвиник - это "хорошо", а меланхолик - "плохо". Далее, я выделяю ещё тип "флегматичного сангвиника", когда петель больше пяти, а спиралей меньше, это флегматики, однако, в ряде обстоятельств, проявляющие черты сангвиника.   А для чего вообще надо знать о темпераменте? Каковы сильные и слабые стороны каждого темперамента?

  • Холерический темперамент проявляется в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.
  • Сангвинику характерна подвижность, склонность к частой смене настроений, отзывчивость и общительность, хотя и некоторая поверхностность.
  • Флегматический темперамент проявляется в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.
  • Меланхолик характеризуется лёгкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

    А теперь перейдём к обсуждению того, что может нам дать знание темперамента - своего и других людей. Ведь любые знания нужны, в конце концов, для того, чтобы приложить их к жизни.    Темперамент редко встречается в "чистом" виде. У человека обычно имеет место смесь типов темперамента при более сильной выраженности одного из них. Знание о темпераменте следует в первую очередь применить к самому себе, определяя сильные и слабые стороны, которые дают о себе знать в собственном поведении. "Плюсы" необходимо осознавать и пользоваться ими в жизни, а "минусы" - постоянно держать под контролем. 

       Например, холерику надо всё время помнить, что его активность может носить разрушительный характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах быть немного посерьёзнее; флегматику - помнить, что желательно действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику - уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов. Черты врождённого темперамента могут быть замаскированы влиянием самых разных жизненных обстоятельств. Они могут настолько повлиять на человека, что у него появятся реакции, чуждые его естественному темпераменту. Живому, энергичному, безудержному холерику в процессе воспитания могут быть привиты типичные черты поведения меланхолика. С другой стороны, известны случаи, когда перегрузка нервной системы меланхоликов, давление на их личность, привели к формированию у них таких черт, как вспыльчивость, полная расторможенность, безудержность в проявлениях. По моим наблюдениям за учащимися в школе оказалось, что самые неуправляемые хулиганы среди мальчишек, как правило, - меланхолики.     У ярко выраженного флегматика возможны вспышки гнева, напоминающие проявления холерика. Последний может в ряде случаев под влиянием жизненных потрясений впадать в состояние торможения или проявлять подвижность мышления, свойственную сангвинику. И даже меланхолики в отдельных случаях могут проявить такую энергию и решительность в действиях, которые оказали бы честь сангвинику. Однако даже на несвойственных проявлениях лежит "печать" первоначального темперамента. Гнев флегматика не такой, как у холерика. В состоянии гнева флегматик приходит медленно, флегматично, и если холерик быстро вспылит и быстро отойдёт, забудет, то флегматик успокаивается медленно. Вспыльчивость меланхолика скорее выглядит как капризность, она лишена напора, свойственного холерику. Переделать темперамент нельзя, но воспитание и самовоспитание могут оказать влияние на проявление реакций разных темпераментов, усиливать или ослаблять их основные свойства. Например, воспитание может приучить холерика к сдержанности в проявлении своих чувств, которая ему несвойственна. Меланхолику можно привить большую смелость и решительность в поступках, которая по наследственным задаткам для него не характерна. 

       Как использовать знания о темпераменте в общении с другими людьми и в организаторской работе?   

    При расстановке кадров и при организации работы следует использовать принцип "взаимодополнения". Наибольшая совместимость между людьми. а также в брачно-семейных отношениях, достигается при сочетании людей с противоположными темпераментами. При организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, меланхолику с флегматиком. К представителю каждого темперамента и в индивидуальном общении нужно найти свой подход, исходя из свойств темперамента и психологических принципов:     

    "НИ МИНУТЫ ПОКОЯ" - Принцип подхода к холерику.Холерик всё время должен быть занят делом(и лучше всего делать так, чтобы конструктивные дела он находил сам), иначе он свою активность направит на коллектив и может разложит его изнутри. Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время его любой поступок должен быть требовательно и справедливо оценён. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения его работы или учёбы.     

  "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ" - Принцип подхода к сангвинику.Перед сангвиником следует непременно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Сангвиник может часто что-либо обещать, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда выполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание(разумеется, без гнева и занудства).     

   "НЕ ТОРОПИ" - Принцип подхода к флегматику.Он не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Флегматика нужно вовлечь в активную(но, разумеется, не суетливую) деятельность и заинтересовать. Он не требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключить с одной задачи на другую.     

     "НЕ НАВРЕДИ" - Принцип подхода к меланхолику.В отношении к меланхолику недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершённом меланхоликом, лучше говорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за достигнутые успехи, проявленные решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие.    Темперамент - свойство личности, которое определяет способ действия, способ достижения цели в какой-либо деятельности. Одно и тоже дело обладатели разных темпераментов могут делать успешно, но по-разному. Известно, что великий русский полководец А.В. Суворов был холериком с высокой подвижностью и стремительностью действий. Его противоположностью был молодой офицер его армии, а впоследствии выдающийся военачальник М.И. Кутузов. Медлительный, спокойный, уравновешенный и неторопливый в решениях, он был представителем флегматического темперамента.       

      Не все темпераменты одинаково подходят к разным видам деятельности. Замедленные реакции флегматика могут помешать ему в освоении профессии пилота сверхзвуковых самолётов. Композитор-флегматик может писать превосходные музыкальные сочинения, но исполнять их будут другие музыканты. Свойства холерика и меланхолика могут оказаться помехой в таких видах деятельности, которые требуют длительного внимания и напряжения. 

©Клевайчук А.В., 2006 

 

 

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Типы темперамента: Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сны о чем-то большем": как могут помочь сны о "бывшем"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Онкопсихолог: "Вопросы к врачу не могут быть глупыми и неважными!"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • "Древо жизни как основа нервной системы"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь