Сказка ложь, да в ней намёк.

Недавно встретились в кафе с другом. Он рассказал мне просто душещипательную историю про своего 5 – летнего сына:

«Представляешь, сегодня утром Ванька наотрез отказался от своего любимого горячего шоколада. Мы сначала подумали, что заболел, а он просто решил из себя героя корчить».

Все оказалось «сказочно» просто. На ночь мама ему прочитала сказку «Царевна - лягушка», в которой, как вы помните, Иван – царевич, преодолевая трудности и сложности, спасает свою заколдованную царевну, а потом жили они долго и счастливо.

А у Вани в садике есть любимая – Кристина, которая не ходит в садик, потому что заболела ( заколдовали ее, конечно ). И пятилетний Ванька решил, что если он откажется от любимого горячего шоколада и немножечко «пострадает», то в конце его возлюбленная выздоровеет и они снова будут вместе.

Друг то, конечно, рассказал об этом как анекдот, но я задумалась – интересный сценарий, однако, получается …

Затем вспомнила, что и в своей практике и в обычной жизни я неоднократно сталкивалась с тем, что многие из  клиентов и моих знакомых, проживая один из подобных «сказочных» сценариев, транслировали соответствующее «сценарное» поведение.

А ведь, действительно, если проанализировать, во всех русских сказках четко прослеживается один и тот же сценарий.

Однако, давайте для начала условно разделим сказки на «мальчиковые» и «девчачьи». Повторюсь, это разделение очень условное.

Итак, в сказках для мальчиков, как правило, есть три неизменные составляющие- событие, преодоление,  счастливый конец.

В сказках обычно заколдовывают, похищают или умерщвляют принцессу ( событие); Принцу, царевичу, или любому другому сказочному персонажу необходимо проходить испытания, сражаться со Змеем - Горынычем, Кощеем бессмертным и другими сказочными злодеями ( преодоление ); И в конце, по законам жанра и справедливости – долгожданный happy end с возлюбленной, свадьбой и «пиром на весь мир».

Как мы видим, отличный сценарий для мальчиков – сценарий «Героя»

Теперь опишу сценарий для девочек.  Он немного отличается от мальчикового сценария. И компоненты в нем немного другие: испытание (страдание ), спасение, счастливый конец.

В сказках героини тоже страдают (но немного по – другому ): они перегружены работой, перебирают  крупу, отказываются от любви, оказываются в заложницах у чудовищ, оказываются съеденными волком и т. д. ( испытание или страдание);

Затем прилетает фея, приезжает принц на белом коне, царевич, им привозят хрустальную туфельку, приходят лесорубы и убивают волка – в общем, спасают героиню. И в конце, вновь долгожданный и закономерный счастливый конец со спасенной принцессой.

Иными словами, девчачий сценарий – сценарий «принцессы»

Важно отметить, что и сегодняшние мелодрамы, также «грешат» подобными сценариями.

Их тоже условно можно разделить на мужские и  женские: мелодрамы про любовь и военные мелодрамы, детективы и боевики, в которых очень ярко проявляются те же самые сценарии «героев» и «принцесс».

Безусловно, очень хорошо, когда сказка учит мальчика, что сложностей не нужно бояться, их нужно преодолевать, а девочек, то, что о них нужно заботиться и оберегать.

Но вот ,к сожалению, тут может незаметно «зарыться» собака.

Речь идет о том, что иногда, в силу  стиля воспитания или типа семьи, сценарии могут, так сказать, переадресовываться или деформироваться. Иными словами, девочки могут усваивать сценарии для мальчиков, а мальчики соответственно, сценарии для девочек.

Вот и получается, что девочки завоевывают мальчиков, спасают их, преодолевают сложности: устраивают для них романтические вечера, берут кредиты, помогают или устраивают на работу, «лечат» их от различных зависимостей, а иногда и вообще позволяют им «сидеть» у себя на шее и не работать.

Мужчины же, в свою очередь, усвоив «девчачий» сценарий, ждут от них первых шагов, равнозначных подарков, а иногда и материальной помощи, уговаривая их взять кредит, или оправдываясь, что нет подходящей и достойной работы, уютно усаживаются на шею своим возлюбленным, «завязав» ножки бантиком.

 

И вот, если представить, что вследствие разных обстоятельств, деформация образа все же произошла, то как следствие может сформироваться не роль «героя» и «принцессы», а роль «жертвы». А это уже, как вы понимаете, совсем другая сказка. Причем, подобный поворот  возможен в случае обоих сценариев.

Как? Да очень просто.

Роль героя. Если составляющие этой роли (событие – преодоление – счастливый конец) формируются, условно говоря, в норме, то мальчик вырастает и становится «настоящим» мужчиной с общественной точки зрения. Если же по каким – либо причинам эти компоненты претерпели деформацию и «улеглись» в голове мальчика в искаженной форме, то один из компонентов – «преодоление», превращается в компонент «страдание». И тогда сценарий  выглядит следующим образом: Я

- герой, я должен справляться – страдать, тогда меня ждет счастливый конец, поэтому, чтобы быть счастливым, я должен создавать себе условия для преодоления и страдания. А раз я страдаю, значит, я - жертва. И эта позиция, зачастую, очень щедро подкрепляется взрослым окружением мальчика.

Роль «принцессы». Раз я - принцесса, значит, меня должны постоянно спасать, выручать, ради меня должны совершать подвиги, защищать и оберегать, тогда меня будут любить, я буду в безопасности и счастлива. Значит, чтобы я была счастлива и любима, я должна постоянно попадать в такие ситуации, из которых меня соответственно будут постоянно спасать . А подобное мышление – это прямой путь к мышлению и поведению жертвы.

Безусловно, все вышеописанное неоднозначно и не всегда так получается. Подчеркну, что подобное поведение может сформироваться в случае выбранного неправильного стиля воспитания, вне зависимости от типа и состава семьи.

Так что же делать – не читать детям сказки?

Конечно, нет, сказки - это один из самых замечательных и эффективных  способов как раз таки заложения и формирования у мальчиков и девочек соответствующего поло – ролевого поведения. Но вот что по – настоящему очень важно и необходимо, так это правильное поведение, причем, всех членов семьи, независимо от ее состава,  при воспитании ребенка.

Очень важно, чтобы папа или дедушка, или любая другая мужская фигура были «героями» с мужским поведением, а мамы, бабушки, в общем ,женские фигуры, были «принцессами» с женским поведением.

Попросту говоря, дорогие мужчины, будьте примером  своим мальчишкам, помогайте своим женам по дому, придерживайте или открывайте дверь, подавайте руку, несите сумки из магазина, защищайте и проявляйте заботу о своих любимых. А вы  дорогие женщины, будьте слабыми, принимайте с радостью помощь и заботу своих мужчин, неважно кто это – муж, папа или брат, главное, чтобы ваша маленькая «принцесса» поняла, что заботиться о женщине – это правильно.

Ну а если вы обнаружили, что живете как «в сказке», то ее всегда можно переписать с тем концом, который нужен вам.

Ведь как сказала Регина Бретт, «Никогда не поздно иметь счастливое детство. Однако второе детство зависит исключительно от тебя».

Автор: Носкова Анна, психолог КГБУ "Хабаровский центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения"



Просмотров: 251
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Что такое «Гипноз повседневности» или сказки про потерявшихся мальчиков и девочек».
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое сексуально-социальный сценарий? ..или немного о метафоре
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Про хороших мальчиков и девочек или «почему у меня ничего не получается?»
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Чёрствые и сухие люди. Если вы или мама - один из них. | Что знает Оливия?
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что делать, если ничего не получается, или как снять напряжение и расслабиться.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Выбираем ли мы свое поведение? Или это сценарий?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь