|
Сказка ложь, да в ней намёк.Автор статьи: Панкратова Дарья Александровна
Недавно встретились в кафе с другом. Он рассказал мне просто душещипательную историю про своего 5 – летнего сына: «Представляешь, сегодня утром Ванька наотрез отказался от своего любимого горячего шоколада. Мы сначала подумали, что заболел, а он просто решил из себя героя корчить». Все оказалось «сказочно» просто. На ночь мама ему прочитала сказку «Царевна - лягушка», в которой, как вы помните, Иван – царевич, преодолевая трудности и сложности, спасает свою заколдованную царевну, а потом жили они долго и счастливо. А у Вани в садике есть любимая – Кристина, которая не ходит в садик, потому что заболела ( заколдовали ее, конечно ). И пятилетний Ванька решил, что если он откажется от любимого горячего шоколада и немножечко «пострадает», то в конце его возлюбленная выздоровеет и они снова будут вместе. Друг то, конечно, рассказал об этом как анекдот, но я задумалась – интересный сценарий, однако, получается … Затем вспомнила, что и в своей практике и в обычной жизни я неоднократно сталкивалась с тем, что многие из клиентов и моих знакомых, проживая один из подобных «сказочных» сценариев, транслировали соответствующее «сценарное» поведение. А ведь, действительно, если проанализировать, во всех русских сказках четко прослеживается один и тот же сценарий. Однако, давайте для начала условно разделим сказки на «мальчиковые» и «девчачьи». Повторюсь, это разделение очень условное. Итак, в сказках для мальчиков, как правило, есть три неизменные составляющие- событие, преодоление, счастливый конец. В сказках обычно заколдовывают, похищают или умерщвляют принцессу ( событие); Принцу, царевичу, или любому другому сказочному персонажу необходимо проходить испытания, сражаться со Змеем - Горынычем, Кощеем бессмертным и другими сказочными злодеями ( преодоление ); И в конце, по законам жанра и справедливости – долгожданный happy end с возлюбленной, свадьбой и «пиром на весь мир». Как мы видим, отличный сценарий для мальчиков – сценарий «Героя» Теперь опишу сценарий для девочек. Он немного отличается от мальчикового сценария. И компоненты в нем немного другие: испытание (страдание ), спасение, счастливый конец. В сказках героини тоже страдают (но немного по – другому ): они перегружены работой, перебирают крупу, отказываются от любви, оказываются в заложницах у чудовищ, оказываются съеденными волком и т. д. ( испытание или страдание); Затем прилетает фея, приезжает принц на белом коне, царевич, им привозят хрустальную туфельку, приходят лесорубы и убивают волка – в общем, спасают героиню. И в конце, вновь долгожданный и закономерный счастливый конец со спасенной принцессой. Иными словами, девчачий сценарий – сценарий «принцессы» Важно отметить, что и сегодняшние мелодрамы, также «грешат» подобными сценариями. Их тоже условно можно разделить на мужские и женские: мелодрамы про любовь и военные мелодрамы, детективы и боевики, в которых очень ярко проявляются те же самые сценарии «героев» и «принцесс». Безусловно, очень хорошо, когда сказка учит мальчика, что сложностей не нужно бояться, их нужно преодолевать, а девочек, то, что о них нужно заботиться и оберегать. Но вот ,к сожалению, тут может незаметно «зарыться» собака. Речь идет о том, что иногда, в силу стиля воспитания или типа семьи, сценарии могут, так сказать, переадресовываться или деформироваться. Иными словами, девочки могут усваивать сценарии для мальчиков, а мальчики соответственно, сценарии для девочек. Вот и получается, что девочки завоевывают мальчиков, спасают их, преодолевают сложности: устраивают для них романтические вечера, берут кредиты, помогают или устраивают на работу, «лечат» их от различных зависимостей, а иногда и вообще позволяют им «сидеть» у себя на шее и не работать. Мужчины же, в свою очередь, усвоив «девчачий» сценарий, ждут от них первых шагов, равнозначных подарков, а иногда и материальной помощи, уговаривая их взять кредит, или оправдываясь, что нет подходящей и достойной работы, уютно усаживаются на шею своим возлюбленным, «завязав» ножки бантиком.
И вот, если представить, что вследствие разных обстоятельств, деформация образа все же произошла, то как следствие может сформироваться не роль «героя» и «принцессы», а роль «жертвы». А это уже, как вы понимаете, совсем другая сказка. Причем, подобный поворот возможен в случае обоих сценариев. Как? Да очень просто. Роль героя. Если составляющие этой роли (событие – преодоление – счастливый конец) формируются, условно говоря, в норме, то мальчик вырастает и становится «настоящим» мужчиной с общественной точки зрения. Если же по каким – либо причинам эти компоненты претерпели деформацию и «улеглись» в голове мальчика в искаженной форме, то один из компонентов – «преодоление», превращается в компонент «страдание». И тогда сценарий выглядит следующим образом: Я - герой, я должен справляться – страдать, тогда меня ждет счастливый конец, поэтому, чтобы быть счастливым, я должен создавать себе условия для преодоления и страдания. А раз я страдаю, значит, я - жертва. И эта позиция, зачастую, очень щедро подкрепляется взрослым окружением мальчика. Роль «принцессы». Раз я - принцесса, значит, меня должны постоянно спасать, выручать, ради меня должны совершать подвиги, защищать и оберегать, тогда меня будут любить, я буду в безопасности и счастлива. Значит, чтобы я была счастлива и любима, я должна постоянно попадать в такие ситуации, из которых меня соответственно будут постоянно спасать . А подобное мышление – это прямой путь к мышлению и поведению жертвы. Безусловно, все вышеописанное неоднозначно и не всегда так получается. Подчеркну, что подобное поведение может сформироваться в случае выбранного неправильного стиля воспитания, вне зависимости от типа и состава семьи. Так что же делать – не читать детям сказки? Конечно, нет, сказки - это один из самых замечательных и эффективных способов как раз таки заложения и формирования у мальчиков и девочек соответствующего поло – ролевого поведения. Но вот что по – настоящему очень важно и необходимо, так это правильное поведение, причем, всех членов семьи, независимо от ее состава, при воспитании ребенка. Очень важно, чтобы папа или дедушка, или любая другая мужская фигура были «героями» с мужским поведением, а мамы, бабушки, в общем ,женские фигуры, были «принцессами» с женским поведением. Попросту говоря, дорогие мужчины, будьте примером своим мальчишкам, помогайте своим женам по дому, придерживайте или открывайте дверь, подавайте руку, несите сумки из магазина, защищайте и проявляйте заботу о своих любимых. А вы дорогие женщины, будьте слабыми, принимайте с радостью помощь и заботу своих мужчин, неважно кто это – муж, папа или брат, главное, чтобы ваша маленькая «принцесса» поняла, что заботиться о женщине – это правильно. Ну а если вы обнаружили, что живете как «в сказке», то ее всегда можно переписать с тем концом, который нужен вам. Ведь как сказала Регина Бретт, «Никогда не поздно иметь счастливое детство. Однако второе детство зависит исключительно от тебя». Автор: Носкова Анна, психолог КГБУ "Хабаровский центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|