Вчера пообещала написать заметку об эмоциональном выгорании при подготовке к ЕГЭ. Ежегодно меня приглашают на лекцию в школы перед ЕГЭ, с надеждой что умная тётя психолог сейчас как замотивирует детей, они как осознают всё, как начнут учиться! Первое, с чего я начинаю такие беседы, несколько вопросов о самочувствии. Поднимите руки те, кто в последнее время плохо засыпает? Почти весь класс... Поднимите руки те, кто просыпается посреди ночи и не может уснуть? Особенно часа в 2 в 3? Больше половины класса. Поднимите руки те, у кого изменился аппетит. Пропал или стал "волчьим", когда ешь но не чувствуешь вкуса и насыщение. Больше половины... Кому из вас стало труднее сосредоточиться, сфокусироваться на задаче? Большинство. Поднимите руки те, у кого последнее время частые перепады настроения? То беспричинная тревога , плаксивость, то желание куда-нибудь идти, бежать , говорить? Практически весь класс... У кого из вас регулярно болит голова или живот? Практические весь класс... страшно! Что же дорогие детки, поздравляю вас. Экзаменационный невроз ваш спутник. А дальше я говорю о том, что важно не только сдать экзамены, желательно хорошо сдать экзамены, важно при этом остаться в живых, максимально сохранив свое здоровье. К сожалению в школах сейчас муссируют истерию вокруг экзаменов. Детей пугают камерами, детей пугают сложностью тестов. А дети и так испуганы. Даже те, кто не подает вида. Просто защиты разные. Если у ребёнка основные психологические защиты отрицание, вытеснение, то такой ребёнок будет откладывать подготовку к ЕГЭ в долгий ящик, как будто бы экзамена нет вообще. Как будто бы это всё будет не с ним. Здесь наличие дополнительных тревог будут не стимулом, а скорее наоборот. Хотелось бы здесь напомнить про базовые реакции на стресс, которые даны нам генетически- Бей, беги, замри. Человек у которого реакция на стресс бей, активно включается в работу и действует. Тот у кого в приоритете реакция беги, скорее будет избегать трудностей, отвлекаясь на общение, какие-то дополнительные занятия и пр. Тот же у кого реакция замри базовая , будет как будто бы замедляться, тормозить, становиться более вялым, впадать в полусонное состояние. Длительный стресс вызванный предстоящими экзаменами, создает предпосылки для для серьёзных нарушений не только в психических защитах, но в соматическом состоянии. Когда нужно обратиться к специалистам? Попробуйте пройти онлайн тест под названием шкала Бека. Это тест на определение уровня депрессии, есть в свободном доступе в сети. Посмотрите уровень своих нарушений, если они выше среднего то вам нужно обратиться к психиатру, который возможно выпишет вам антидепрессанты. если вы ответили положительно на все эти вопросы , которые я писала в начале заметки, срочно нужно к неврологу. Если у вас постоянные головные боли, ощущение "мутных" глаз, пленки перед глазами, вялость, сонливость, или напротив аффективная деятельность на фоне истощения- вам тоже к неврологу. Если вас мучают кошмарные сновидения, трудно справиться со своими чувствами, в том числе ощущается бессилие справиться с надвигающейся опасностью , идите к специалистам. Не ждите, что рассосётся само.
И несколько советов выпускникам. Как успешно подготовиться, сдать экзамены и выжить)
Проверка реальности. Выпишите весь объём задач, которые вам нужно решить- по каждому предмету выпишите общий объем материала, который надо освоить, сколько уже подготовлено, сколько ещё предстоит.
Планирование. Посчитайте количество дней, которые у вас остались до экзаменов. Вычтите из них праздники, вычтите из них ещё одну неделю- это неделя на повторение. Оставшееся время распределите равномерно на подготовку к значимым предметам. Составьте еженедельный план по подготовке.
Напишите план отдыха. Самый эффективный способ работы- 45 на 15. 45 минут работаем по таймингу без перерыва, затем 15 минут отдыха и переключения внимания- перекусить, подвигаться, выйти на свежий воздух, сделать необходимые домашние дела. 15 минут немного, но этого времени достаточно для решения одного небольшого процесса. Таким образом за 3 часа работы, у вас будет 45 минут отдыха, 45 минут на удовольствие или другие процессы
Напишите план поощрения. Что приятного вы будете сделать до себя в случае выполнения задач , поставленных на этот день? Наказание придумывать не надо, а поощрение обязательно. Тогда мозг будет относиться лучше к решению задач.
Договоритесь с кем-то из близких людей, кто будет помогать осуществлять контроль. Мягко и заботливо. Может это друг или подруга, может быть мама, бабушка или другой близкий человек. Важно чтобы этот контроль был добрым.
Спорт или свежий воздух. Ежедневные занятия на свежем воздухе в том числе спортом повышает эффективность обучения на 60%. Даже простая прогулка пешком снижает психоэмоциональное напряжение, помогает сбросить адреналиновый стресс.
Контрастный душ. Банальный в общем-то совет))) Однако контрастный душ помогает получить организму здоровый контролируемый стресс, а затем организм легче справляется другими стрессами.
Обнимашки. Если девочкам принято обниматься друг с другом, оказывая друг дружке поддержку, то мальчикам труднее получить теплые прикосновения. Однако каждый из нас нуждается в тепле и принятии. Поэтому обнимайтесь, это наполняет нас ресурсом , снижает уровень стресса.
Напишите список радостей хотя бы из 30 пунктов, список удовольствий хотя бы из 30 пунктов. Из этих списков каждый день выполняйте 1-2 пункта. Увидите, как изменится ваше состояние.
Как легче запоминать материал? Вот это индивидуально. Кто-то лучше запоминает на слух, кто-то через картинку, кто-то через ощущения. Я лучше всего запоминается материал, когда его кому-нибудь объясняю. Поэтому всегда, где бы я не обучалась, при подготовке к экзаменам я помогала тем, кто труднее справлялся с материалом. Медаль в школе и три красных диплома ВУЗов говорят об эффективности этой стратегии для меня)))
Придумайте свои добрые приметы. Мне помогал пятачок под пяткой)))
И самое главное- бобер, выдыхай! Стресс снижает эффективность мозговой деятельности на 40-70%. Поэтому дышать глубоко, ровно, осознанно- вдыхаю спокойствие, выдыхаю напряжение. Глубокий вдох животом, выдох всем телом.
Удачи вам, ребята! У вас всё получится! И по традиции, ни пуха ни пера!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.