Чьими мыслями наполнена ваша голова?

Автор статьи: Евгения Куликова

Так чьими мыслями наполнена ваша голова? Вы уверены, что эти мысли - ваши? 

Откуда идеи, убеждения, установки, которыми вы пользуетесь? 

И как вам с ними живётся? 

Наверно, нет ничего, что можно было бы назвать исключительно "нашим". Мы всём берём от родителей, близких, из культуры, из книг, фильмов, отовсюду. 

Наверно, не так важно происхождение этих идей и убеждений, а важно то, насколько это пригодно нам, насколько пригодно для жизни, насколько это соответствует истине.

Говорят, что Сократ сказал: "Дурак тот, кто думает, что знает истину".

Абсолютную истину не может знать никто. Мы можем к ней только приблизиться.

***

Сказку о "чужих истинах" я уже публиковала на сайте b17.

Кое-кто усмотрел в ней политический подтекст, но, если бы это сказка была "политическая", то закончилась бы она трагично. Иностранному гостю отрубили бы голову, потому что в таком государстве, которое я описала, иное мнение считается опасным и разрушающим устои государства. 

В данном случае - в сказке, "государство" с падишахом и советниками - это аллегория "головы" человека, мыслящего не критически и всё воспринимающего на веру. 

Чужие истины, вредные, не имеющие смысла, не соответствующие потребностям и текущему моменту, могут подорвать силы и человека, и государства.

 ***

"Чужие истины"
Падишах правил страной тридцать лет и никто не сомневался в его справедливости и мудрости. Он считал себя непогрешимым и его советники считали так же.
Однажды во дворце был принят чужестранец. Было известно, что он долгое время путешествовал, побывал в разных странах и видел много интересного. К тому же было известно, что он принадлежит к богатому и знатному роду, и разговор с ним не уронит достоинства досточтимого падишаха.
Чужестранец долго и пространно описывал виденное им, но вскоре падишаху стало скучно, и он прервал рассказчика на полуслове вопросом:
- Скажи мне, о, чужестранец, есть ли страны больше, чем моё царство?
- О, да, великий падишах!
- Не может быть, ты ошибаешься! - воскликнул падишах. - Мне известно, что для того, чтобы проехать всё моё царство от края до края, потребуется сто дней и сто ночей! Может ли быть царство больше?!
- Истинно так, истинно так, - согласно кивали головами советники падишаха.
Чужестранец молча склонил голову в знак почтения. А про себя подумал: "Странно, я проделал путь от границы царства до столицы за десять дней и от караванщиков слышал, что до другого края - столько же дней пути. Но может быть, я недостаточно знаю диалект этого народа и мы с падишахом не поняли друг друга?"
Падишах тем временем продолжал расспрос:
- Скажи мне, о, чужестранец, а видел ли ты царство богаче моего?
- Должен признать, как мне это ни прискорбно, о, великий падишах, но я видел царства побогаче!
- Ты заблуждаешься, чужестранец! Ты видно плохо рассмотрел! Мне ли не знать как живёт мой народ! Мне доподлинно известно, что даже простой земледелец в моём царстве ест с золотого блюда и пир его так роскошен, что за его столом не зазорно отобедать даже моему визирю!
- Истинно так, истинно так, - соглашался визирь и советники так же кивали головами.
Чужестранец недоумевал. Он проехал больше половины страны и видел достаточно много бедных лачуг, и нищих на дорогах.
- Скажи мне, о чужестранец, - не унимался падишах, - видел ли ты царства, где были бы более справедливые порядки, чем в моём царстве?
Чужестранец уже понимал, что разговор этот не имеет смысла, но всё же не мог погрешить против истины. По дороге во дворец он видел, как бьют кнутами земледельца, не уплатившего во время налог и как закрывали школу в одной из деревень, поскольку учитель был слишком стар. 
Он всё же решился рассказать об этом, но и тут его прервали, и падишах начал разглагольствовать о справедливости и мудрости своих законов, а его советники с визирем беспрестанно повторяли:
- Истинно так, истинно так...
Чужестранец выслушал речь падишаха, а затем обратился к нему с вопросом:
- Скажи, о мудрейший и величайший падишах! А бывал ли ты сам хоть раз за стенами своего дворца? Видел ли ты воочию собственную страну?
- Нет, конечно! Зачем это мне?! - недоуменно спросил падишах. - Мне это не нужно совсем! Ведь у меня есть визирь. А у него девять советников, а у этих советников ещё до двенадцати советников. Они без утайки докладывают мне и визирю обо всём, что делается в моём царстве. Я знаю всё.
- Истинно так, истинно так, - вторили советники.
Чужестранец только вздохнул и пожал плечами. Что он мог один возразить ста восьми советникам во главе с визирем?
... Вот так мы и живём, пользуясь чужими истинами и убеждениями и ограничив ими собственное мировоззрение, словно высокими стенами. 
И не решаемся распахнуть двери собственного дворца, чтобы взглянуть - а что там, снаружи происходит на самом деле?

 

 Чьими мыслями наполнена ваша голова





Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Царство психопатологии" - рецензия на фильм "Дылда"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Мудрец и падишах | Практика консультирования
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Обучающая сказка "Царство кухонной посуды"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Хорошо ли быть упёртым? О моём участии в проекте "Сбрось лишнее".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Тест "достоинства" или диагностика того, насколько вы являетесь проработанной личностью
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Любовные сценарии. "Женское царство".
  • Психотравма. О ней много говорят, но кто её видел?
  • Отношения с деньгами ("Скажи мне, кто твой друг")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь