Быть ли взрослым? Психологическая незрелость.

 

Человеку 20 – 25 лет, он, эффектно выглядит, имеет высшее образование, не имеет вредных привычек, при этом отчаянно нуждается в опеке. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Молодой человек считается взрослым, физически и юридически, по достижении им возраста 18 лет. Совсем по другому обстоят дела с психологическим взрослением. Бывает люди остаются психологическими детьми и в 18, и в 28, и, даже 48 лет.

Вот характерные черты психологического ребенка:

Психологический ребенок всегда выступает в роли жертвы. Он считает, что жизнь несправедлива к нему, он не сдержан эмоционально, он всегда ждет помощи от других, не может самостоятельно принять решения, предъявляет претензии, не в состоянии справиться с возникающими на жизненном пути сложностями и проблемами. Ему всегда нужны помощники и советчики.

Психологический ребенок не выносит одиночества. В уединении такие люди чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Они не умеют жить опираясь на свою индивидуальность, и стремятся найти себе объект зависимости. Слияние с объектом привязанности, возможность контролировать его уменьшают степень одиночества и избавляют от депрессии. При этом интересы такого «объекта» в расчет не берутся.

Психологический ребенок не может адекватно определить свои возможности. Они всегда оказываются переоцененные или недооцененные. Такой «мечтатель» рисует грандиозные планы реализации своих идей, четко прописывая каждый шаг, и даже планирует последующее использование результатов, полученных от реализации планов. Каково же бывает разочарование от провала. Появляется куча виноватых, истерики, жалобы и, в конечном итоге, депрессия и озлобленность на весь мир. Или, наоборот, человек и вовсе не верит в свои силы и возможности. Он видит невероятные препятствия на пути достижения результатов, и принимает решение ни чего не предпринимать. Человек не может и подумать, что можно ставить промежуточные цели, делать выводы и двигаться вперед.

Психологический ребенок склонен предаваться мечтам, оторванным от реальности. Эти мечты могут заносить высоко и далеко. Огромное богатство, необыкновенной красоты избранница/избранник, шикарные дома и автомобили и пр. И все это должно случиться волшебным образом: наследство богатого, неизвестно откуда взявшегося, родственника, удачный брак, ну, или, на крайний случай, выигрышный лотерейный билет. Никаких усилий прилагать не нужно. И вот человек ждет, ждет, ждет, и ничего. А в результате, как всегда, – озлобленность на весь мир, депрессия. Очень хорошо помогают мечтам различные сериалы и компьютерные игры, так же хорошо они и лечат от несбывшихся мечтаний.

Не правда ли все это напоминает нам наше детство. В нем были и жалость к себе, и стремление к близости, и неуверенность в своих силах, а иногда, наоборот, сумасшедшая храбрость, и, конечно мечты, куда же без них. Но происходит взросление, и мы потихоньку избавляемся от всех гипертрофированных чувств. Стремление к близости превращается в зрелую любовь, неуверенность в своих силах, подкрепленная образованием, превращается в уверенность, а мечты превращаются в планы. Так что же не так? Почему происходит задержка психологического развития? Откуда возникает психологический инфантилизм?

Взросление – это сложный процесс накопления опыта прожитых лет, основанный на преодолении трудностей, переживании потерь и обретений и т.д. Кто-то отлично сказал: жизненный опыт – это не количество прожитого, а количество понятого. Я с этим совершенно согласна.

Но, является наиболее важным, и, в конечном итоге, определяет психологическую зрелость, процесс сепарации взрослеющего ребенка от родителей. Здесь учитывается все. Насколько гладко и безболезненно прошло отделение от родительской семьи и произошло ли оно вообще. В какой степени человек зависит материально от родителей, и на сколько он самостоятелен в быту. А так же, на сколько человек научился самостоятельно мыслить и принимать решения.

Достаточно часто родители бывают не в состоянии отпустить повзрослевшего ребенка. Они даже могут не осознавать это, и их мотив будет звучать достаточно правдоподобно. Они переживают за свое чадо, так как оно не достаточно самостоятельно, не может за себя постоять, «наломает дров», оказавшись без присмотра и т.д.

А бывает, что человек в детстве, в период формирования отношений с объектом сепарации, пережил потерю или предательство, и такая детская травма не позволяет ему пребывать в одиночестве. Человек ощущает постоянную потребность быть с кем-то, слиться и не отпускать, подсознательно опасаясь новой потери.

Рассмотрим возможные факторы, которые приводят к психологической незрелости. Они могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы:

Человек не умеет быть взрослым (нет навыка, опыта, умения);

Человек не привык быть взрослым (навык присутствует, но нет необходимости);

Человек не хочет быть взрослым (боязнь или нежелание принимать решения).

Эти три составляющие – навык, привычка и желание – и являются основными побудителями к взрослости.

Внешние факторы:

Сдерживание взрослыми самостоятельности в детском возрасте. Это когда родители или другие значимые взрослые говорят: тебе еще рано, можешь пораниться, испортить, сломать, давай лучше это сделаю я. Взрослое поведение ребенка должно получать поддержку и подкрепление.

Нежелание, отказ ребенка учиться чему-либо. Родители должны, в любом возрасте ребенка, приучать его к самостоятельности. Старшие должны быть лидерами и служить примером ребенку. Должны показать правильные действия, и подсказать верные решения, в том или ином случае.

Детская травма. Потеря родителя или обоих родителей, другого значимого близкого человека, вынужденная изоляция ребенка от родителей и пр. И, как следствие, боязнь потери и желание сепарироваться с кем-либо.

Важно воспитывать самостоятельность с детского возраста. Но бывают случаи, когда не самостоятельны и психологически не зрелы вовсе не дети, а совсем взрослые люди. Но и тогда подход к обучению самостоятельности остается тем же.

Необходимо искусственно создавать те или иные ситуации когда:

Быть взрослым по силам физически и психологически;

Быть самостоятельным и взрослым выгодно и полезно, а потому привлекательно;

Быть самостоятельным, когда иначе нельзя, ситуация вынуждает и обязывает, и никого нет рядом.

Таким образом, при относительно правильном подходе к обучению, человек формирует для себя некие составляющие, которые делают полезным и выгодным стремление к психологическому взрослению:

- необходимые навыки и опыт;

- привычка к взрослому поведению;

- интерес и выгода взрослого поведения:

- жизненные ценности: нужно быть взрослым – это правильно;

- личностная самоидентификация: я самостоятельный и ответственный – я взрослый.

 

И конечно, психологическая зрелость не зависит от возраста человека. Ниже отличный пример, где два взрослых человека разного возраста.

 

Благодарю за внимание!

Всего лучшего.



Просмотров: 254
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Психологически здоровый человек | быть личностью
  • Когда удобный человек перестает быть удобным
  • Человек, не заявляющий о своих личностных границах, обречен быть жертвой
  • Когда не хочется быть взрослым
  • Размышление о сепарации или Что значит быть взрослым
  • Гаджет-родители или как перестать быть дистантным взрослым?
  • А хорошо быть взрослым…
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Ассертивный ли я человек? Быть или не быть
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ваш внутренний человек хочет быть услышанным.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Каково быть взрослым ребёнком алкоголиков
  • Почему опасно быть НЕ взрослым?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Человек, которым я хотела быть
  • Человек в пространстве. Кем я хочу быть?
  • Кем для вас должен быть ваш любимый человек
  • С чего начинать быть взрослым?
  • Свобода быть взрослым. Почему так привлекательны запреты?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь