Верю не верю. Поиграем в игру.

«Доктор,  меня мучают приступы паники!  Мое тело дрожит, мне тяжело дышать… Я боюсь, что умру или сойду с ума!» Как часто приходится нам слышать, что - то подобное от пациентов? Не знаю как у вас, а у меня на консультациях такие монологи нередкое явление.  В своей работе с паническими атаками, тревогами, страхами я неоднократно убеждалась, что из всех методов предложенных психотерапией, наиболее действенными продолжают оставаться методики когнитивно-поведенческого направления. 

Дисфункциональные когниции, вредоносные мысли, как вурдалаки присасываются к разуму и отравляют его. Воображение наполняется ужасающими картинами возможного будущего – бесконечные мучения, болезни, беспомощность, смерть. И вот пациент уже в панике. Однако, паника – явление вторичное, первичной, все-таки, была мысль – деструктивная, пугающая мысль.  Джудит Бэк в своей книге «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям» говорит нам, что одним из важнейших компонентов любой психотерапевтической сессии является помощь пациенту в выборе правильной реакции на неправильные идеи.  Но сначала нам необходимо выяснить, о чем думает пациент. Какие мысли посещают его в трудные периоды. Как только мысль озвучена, я предлагаю пациенту поиграть в игру. Она называется «Верю не верю». Как вы знаете, взрослые любят поиграть ничуть не меньше, чем дети, именно поэтому я часто выбираю именно эту форму работы. 

Правила игры «Верю не верю» просты. Сначала  пациент озвучивает дисфункциональную мысль, например: «Я думаю, что во время панической атаки я умру». Я поясняю пациенту, что сейчас мы будем играть в игру, в ходе которой я буду очень сильно сомневаться в правильности его идеи, а его задача привести как можно больше доказательств и фактов для того, чтобы убедить меня в её состоятельности.  После того, как приведены все аргументы и доказательства истинности деструктивной установки, мы изменяем правила игры, теперь я верю пациенту,  его же задача заключается в том, чтобы убедить меня в обратном.  Например, я говорю: "сейчас я действительно верю вашему убеждению, однако, игра продолжается и  ваша новая задача убедить меня в обратном".  После того, как все аргументы названы и зафиксированы, я прошу пациенты озвучить их еще раз и подумать, какой вариант, по его мнению, наиболее убедителен и правдоподобен?

Есть второй вариант игры, в котором терапевт, после озвучивания пациентом доказательств его деструктивных убеждений  просит придумать новое убеждение, противоположное по смыслу первому, деструктивному. Например, противоположным убеждением в отношении озвученной пациентом мысли : «во время панической атаки я умру» будет убеждение «во время панической атаки я останусь жив», и игра продолжается по тем же правилам. Терапевт не верит убеждению, а пациент приводит доказательства его правильности. Итогом становится обсуждение приведенных доказательств и выбор наиболее правдоподобного развития событий. Терапевт спрашивает: «Как по вашему, какое из приведенных вами убеждений наиболее вероятно и заслуживает доверия?» В ходе игры терапевт контролирует работу пациента.

Если пациент испытывает затруднения, терапевт задает дополнительные, направляющие вопросы, например: «Я не верю вашему убеждению, потому что,  несмотря на ваши панические атаки, вы все еще живы, как вы это объясните? В чем доказательство правильности вашей мысли?  Позволю себе усомниться в вашем убеждении, поскольку не знаю ни одного случая подобного развития событий, а вам они известны?»  или: «Я не верю, что вы останетесь живы, хотя, судя по всему,  это верно, поскольку, несмотря на ваши панические атаки вы еще живы. Попробуйте это объяснить? Вам действительно известны случаи, когда людям удавалось оставаться в живых, во время  панической атаки? Мне сложно в это поверить, попробуйте убедить меня?» Добавляя немного забавности в свои вопросы, вы помогаете пациенту снизить уровень напряжения, посмотреть на ситуацию другими глазами.

Такая игра дает ему возможность обдумать свое убеждение, взглянуть на него со всех сторон и начать сомневаться. Как только дисфункциональное убеждение перестает быть верным, по мнению пациента, уровень его тревоги становится заметно ниже. Проверено на практике.

Верю не верю Поиграем в игру



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Верю не верю или игры с мозгом.
  • Верю не верю. Чему ты доверяешь, когда получаешь информацию?
  • ВЕРА И ЗНАНИЕ. Я верю в то,что не знаю и знаю то,во что не верю.
  • Я не верю людям. Меня постоянно обманывают.
  • верю, не верю в себя
  • "Работа с МАК". Техника "Верю-не-верю".
  • Лечение алкоголизма. Нехитрые правила и почему я в него не верю?
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Можно ли потерять сознание во время приступа панической атаки?
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Я не верю больше в проекции!
  • Не верю в себя (и в свои силы)!
  • Симптомы панической атаки. Что делать с паническими атаками?
  • Верю — не верю…
  • Я ВЕРЮ
  • Верю, что не верю или не верю, что верю?
  • Я верю...
  • Я верю в вас
  • Не верю в психологию!
  • Я не верю в психотерапию
  • Я тебе верю!
  • Я не верю ему... Отпускай...
  • Я верю в любовь
  • Я не верю в супергероев
  • Я тебе не верю!
  • Я в тебя верю!
  • Я тебе не верю.
  • Я в тебя верю!
  • Верю в тебя
  • Я верю в то, что это правда.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь