|
Верю не верю. Поиграем в игру.Автор статьи: Мельник Наталия Валерьевна
«Доктор, меня мучают приступы паники! Мое тело дрожит, мне тяжело дышать… Я боюсь, что умру или сойду с ума!» Как часто приходится нам слышать, что - то подобное от пациентов? Не знаю как у вас, а у меня на консультациях такие монологи нередкое явление. В своей работе с паническими атаками, тревогами, страхами я неоднократно убеждалась, что из всех методов предложенных психотерапией, наиболее действенными продолжают оставаться методики когнитивно-поведенческого направления. Дисфункциональные когниции, вредоносные мысли, как вурдалаки присасываются к разуму и отравляют его. Воображение наполняется ужасающими картинами возможного будущего – бесконечные мучения, болезни, беспомощность, смерть. И вот пациент уже в панике. Однако, паника – явление вторичное, первичной, все-таки, была мысль – деструктивная, пугающая мысль. Джудит Бэк в своей книге «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям» говорит нам, что одним из важнейших компонентов любой психотерапевтической сессии является помощь пациенту в выборе правильной реакции на неправильные идеи. Но сначала нам необходимо выяснить, о чем думает пациент. Какие мысли посещают его в трудные периоды. Как только мысль озвучена, я предлагаю пациенту поиграть в игру. Она называется «Верю не верю». Как вы знаете, взрослые любят поиграть ничуть не меньше, чем дети, именно поэтому я часто выбираю именно эту форму работы. Правила игры «Верю не верю» просты. Сначала пациент озвучивает дисфункциональную мысль, например: «Я думаю, что во время панической атаки я умру». Я поясняю пациенту, что сейчас мы будем играть в игру, в ходе которой я буду очень сильно сомневаться в правильности его идеи, а его задача привести как можно больше доказательств и фактов для того, чтобы убедить меня в её состоятельности. После того, как приведены все аргументы и доказательства истинности деструктивной установки, мы изменяем правила игры, теперь я верю пациенту, его же задача заключается в том, чтобы убедить меня в обратном. Например, я говорю: "сейчас я действительно верю вашему убеждению, однако, игра продолжается и ваша новая задача убедить меня в обратном". После того, как все аргументы названы и зафиксированы, я прошу пациенты озвучить их еще раз и подумать, какой вариант, по его мнению, наиболее убедителен и правдоподобен? Есть второй вариант игры, в котором терапевт, после озвучивания пациентом доказательств его деструктивных убеждений просит придумать новое убеждение, противоположное по смыслу первому, деструктивному. Например, противоположным убеждением в отношении озвученной пациентом мысли : «во время панической атаки я умру» будет убеждение «во время панической атаки я останусь жив», и игра продолжается по тем же правилам. Терапевт не верит убеждению, а пациент приводит доказательства его правильности. Итогом становится обсуждение приведенных доказательств и выбор наиболее правдоподобного развития событий. Терапевт спрашивает: «Как по вашему, какое из приведенных вами убеждений наиболее вероятно и заслуживает доверия?» В ходе игры терапевт контролирует работу пациента. Если пациент испытывает затруднения, терапевт задает дополнительные, направляющие вопросы, например: «Я не верю вашему убеждению, потому что, несмотря на ваши панические атаки, вы все еще живы, как вы это объясните? В чем доказательство правильности вашей мысли? Позволю себе усомниться в вашем убеждении, поскольку не знаю ни одного случая подобного развития событий, а вам они известны?» или: «Я не верю, что вы останетесь живы, хотя, судя по всему, это верно, поскольку, несмотря на ваши панические атаки вы еще живы. Попробуйте это объяснить? Вам действительно известны случаи, когда людям удавалось оставаться в живых, во время панической атаки? Мне сложно в это поверить, попробуйте убедить меня?» Добавляя немного забавности в свои вопросы, вы помогаете пациенту снизить уровень напряжения, посмотреть на ситуацию другими глазами. Такая игра дает ему возможность обдумать свое убеждение, взглянуть на него со всех сторон и начать сомневаться. Как только дисфункциональное убеждение перестает быть верным, по мнению пациента, уровень его тревоги становится заметно ниже. Проверено на практике. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|