Узнали себя? Вам вскоре придется посетить детского психолога

Ко мне часто обращаются за консультацией с детьми. Самый маленький клиент был в 1,5 года. И хотя у психолога очень мало инструментов для работы с таким посетителем, много информации дает возможность наблюдать за взаимодействием родителя и ребенка.

С чем приходят к детскому психологу? Вопросов много: конфликты со сверстниками, неуверенность в себе, непослушность дома, проблемы с учебой или достижениями в спорте, агрессивность, страхи, плохой сон, замкнутость и т.д. и т.п.

В начале нашей работы всегда собираю анамнез, информацию о том, что было до нашей встречи, начиная с периода до рождения ребенка. Так как каждый момент важен для дальнейшей работы.

Отмечу, что многое в семейных историях, которые приходят на консультацию, повторяется. В этой публикации попробую собрать наиболее частые психологические причины, которые приводят к тем проблемам, с которыми обращаются клиенты.

О физиологических причинах я здесь не пишу намеренно, таких, например, родовая травматизация, сопровождающаяся гипоксией или др., так как есть наблюдения, но не считаю себя в полной мере компетентной, ибо не врач.

 Итак, наиболее частые причины, создающие проблемы у детей и скорее у их родителей. Рассмотрим по отдельным периодам жизни ребенка.

И прошу обратить внимание на задачу каждого периода и действия родителей

Когда родители только готовятся стать мамой и папой. Период формирования ментального, физического, эмоционального здоровья малыша
  • Сомнения: нужен ребенок или не нужен. Малыш, находясь ещё на этапе развития эмбриона, уже пропитан философией Шекспировского Гамлета – «быть или не быть». Сложно быть убедительным в значении этого факта, но практика показывает, что большинство детей, которые прошли через такие сомнения родителей, отличаются бОльшей неуверенностью в себе. Ещё раз отмечу, научных доказательств пока этому нет.
  • В период беременности мама переживала длительный стресс. Именно длительный, связанный с расставанием, потерей, переживаниями из-за семейных проблем. И в этот период была слабая моральная и/или материальная поддержка со стороны близких, что усугубляло положение. Могу предположить, что выброс определенных гормонов на фоне стресса (адреналин, кортизол), другие изменения в организме матери, всё это действовало непосредственно и на ребенка. И ещё неродившийся ребенок переживал все тяготы жизни мамы в полной мере.
 Когда ребенку от 0 до 1 года. Период формирования доверия к миру
  • Ребенка часто оставляли одного или с другими людьми, предоставляя ребенку возможность «развивать в себе самостоятельность».
  • Родители позволяли ребенку долго плакать, кричать. Редко проявляли участие, редко стремились успокоить, ещё реже обнимали. От некоторых родителей слышала мнение: «кричит – лучше развиваются легкие, певцом станет (!)».
  • Уже в этом возрасте родители проявляли агрессивность по отношению к ребенку, раздражение к неспокойствию своего малыша. Крик, резкость в контактах – нередкое явление.
 Когда ребенку от 1 до 3 лет. Период формирования самостоятельности 
  • Родители проявляли повышенную требовательность к малышу. За любую неумелость, неаккуратность ребенка стыдили, обзывали и наказывали.
  • Родители запрещали ребенку что-то делать самому, так как не хватало терпения ждать или ощущали нежелание «потом всё переделывать».
  • Ребенка унижали, стыдили при всех и наказывали, когда он «промахивался» мимо горшка. Или оставляли малыша в памперсах до 4-5 лет, чтобы «не было проблем».
  • Родители остро реагировали на протесты, упрямство, негативизм ребенка. Резко обрывая подобные проявления малыша, наказывая. Родители зачастую не знали, что в этот период таким образом ребенок тренирует характер, формируются умения: говорить «нет», выражать свою точку зрения и т.д. И это нормальное явление для 2-3 лет.
 Когда ребенку от 4 до 7 лет. Период развития инициативности, уверенности в себе. Время формирования лидерских качеств, коммуникативных способностей в основном через игру 
  • Все дни были расписаны по минутам: разные развивалки, секции, кружки. Ребёнка постоянно торопили, тащили, так как везде нужно было успеть вовремя. Про время для свободной игры, созерцания, наблюдения – даже речи не было. Родителями это всё воспринималось как «пустая трата времени», «безделье».
  • Ребёнка водили на те занятия, где ему было скучно. Часто родители выбирали секции для своего ребенка на своё усмотрение. Если мама всегда мечтала о балете – отдавали дочку в балет. Папа любил футбол - сына записывали только в секцию футбола. И было не важно, что ребенок просил уйти с секции на какое-то другое занятие, родители часто воспринимали его желания как слабость характера, не умение быть целеустремленным и доводить дела до конца.
  • Родители редко качественно проводили время с ребенком. Только на бегу, между занятиями, между делами. Родителям часто было неинтересно со своим ребенком, и они выбирали сериалы, футбол или разговор по телефону, отправляя надоедливого отпрыска посмотреть мультики или поиграть в игры на планшете.
  • Родители часто сравнивали своего ребенка с другими мальчиками и девочками, отмечая какие другие дети замечательные и какой он никудышный. Уже с этого возраста ребенок начинал привыкать к мысли, что всегда есть кто-то лучше него.
  • В этот период особенно ярко начинают проявляться черты характера, особенности темперамента ребенка, что зачастую родителями не воспринималось, как индивидуальные особенности ребенка и они всячески пытались «переделать» своего малыша, подгоняя под рамки «быть как все», «быть не хуже, чем другие».

 

Когда ребенок – младший школьник. Это время для обретения умения учиться, уверенности в своей компетентности 
  • Родители с первых дней обучения в школе начинали «прессинговать» своего начинающего школьника, ориентируя опять только на идеальное выполнение домашнего задания и только на отличные оценки, не принимая в расчет период адаптации своего ребенка к новой роли, к новому уровню ответственности.
  • Родители заставляли выполнять домашние задания, порой забывая о необходимости делать перерывы. Не разрешали выходить из-за стола пока ребенок всё не сделает, превращая обычное учебное дело в наказание.
  • Крики, обзывания («тупой», «бездельник» и т.д.), подзатыльники в таких семьях становились обычными ритуалами. Родители не задумывались, что такая их реакция ещё больше усугубляла проблему, а крики никак не активировали мозговую деятельность юного школьника.
  • Родители постоянно сравнивали своего ребенка, приводя ему в пример успехи других детей.
  • Родители, дабы избежать ошибок своего ребенка, стремились «помочь ему» делая за него то, с чем в этом возрасте ребенок успешно может справляться сам: собирать портфель или спортивную сумку, убирать одежду, делать уроки. При этом постоянно родители напоминали про лень и безответственность своего ребенка, вместо того, чтобы делать акценты и развивать его сильные качества.
  • Родители зачастую некритично относились к информации о своем ребенке, которую получали от учителя, тренера и других взрослых. Родители не разговаривали с ребенком о произошедшем, не пробовали услышать и понять своего ребенка, а сразу упрекали, обзывали, наказывали. Хотя нужно отметить, что не всегда в таких ситуациях взрослые правы в своих суждениях, так как многого просто не видят, а оценивают то, что «лежит на поверхности».
 Когда ребенок уже не ребенок, а подросток 

Здесь часто повторялись те же моменты, которые были отмечены выше. Такие как: унижение, обзывания, сравнения с другими, необоснованные наказания, нежелание общаться с ребенком по-дружески и проводить с ним время, и т.д.

Только ребенок уже не тот. И если до подросткового возраста он ещё мог «проглотить» всё это, так как не имел ресурсов противостоять бестактному обращению со стороны взрослых, то здесь ваш подросток может начать открытое сопротивление и противостояние. Порой такое сопротивление доходит до крайностей, когда все другие способы быть услышанным исчерпали себя.

И могу отметить, что это хоть и нормально для данного периода, однако в некоторых случаях тяжело и даже опасно для жизни.

Подросток учится «защищать свои границы», отстаивать право на свое мнение и право быть собой. Если и в этот период он не сможет выбраться из сложившейся ситуации прессинга, неуважения, непринятия – в жизни ему будет очень тяжело. Хотя, как правило, УЖЕ не просто.

Что ещё делают родители со своими подростками, которых потом сами же приводят к психологу? 

  • На всё отвечают категорически «НЕТ»! Родители не пытаются понять, с чем связано желание ребенка, например, сделать татуировку, купить дорогую вещь, пойти на бокс и др. Зачастую за такими причинами стоит стремление поднять свою самооценку, научиться защищать себя, приблизить себя к своим сверстниками (быть как они) и т.д. Родители не считают нужным услышать своего подростка, поддержать его и/или найти компромисс.
  • Используют моральный прессинг в отношении ЕГЭ и ОГЭ. Часто угрожают, что если он плохо сдаст экзамены – будет никем, в лучшем случае дворником, уборщицей, трактористом или другим перспективным специалистом. И вообще частенько повторяют: «ты ещё никто!»
  • От взрослых подросток зачастую слышит: «зачем я тебя на свет родила! наказание ты моё! ты позор нашей семьи!» и т.д.
В работе с семьями, где растет юный спортсмен, многое повторяется из перечисленного выше. Однако, есть свои часто встречающиеся моменты:
  • Родители после неудачных соревнований всегда остро негативно реагируют на проигрыш своего спортсмена: кричат, обзывают, некоторые лупят чем могут (например, чехлами от коньков) или дают подзатыльники, убедительно, громко при всех заявляют: «ты всегда будешь проигравшим! ты как мешок с г…! тебя любой может победить! и т.д.». Видимо, родители считают (ошибочно), что так их информация усваивается эффективнее.
  • Перед соревнованием часто зло говорят спортсмену: «только попробуй проиграть, я тогда тебя…или тогда не будешь…». По-видимому, таким образом пытаются в нём развить спортивную злость или повысить мотивацию.
  • Когда у ребенка падает мотивация к спорту – родители насильно, «через нехочу», тащат его на занятия. Родители боятся, что если дадут спортсмену передышку или что-то изменят в его расписании, или не дай Бог позволят оставить секцию, которые сами ему выбрали, то у ребенка не будет развиваться сила воли и целеустремленность.

Я перечислила особенности семейных взаимоотношений, которые наиболее часто встречаются в семьях, приходящих ко мне, психологу/спортивному психологу за консультацией.

Если в написанном вы узнали себя, то, скорее всего, в ближайшем будущем вам предстоит получить консультацию детского психолога. Потому, что в какой-то момент вы поймете, что все ваши методы не работают во благо вашему ребенку, а только усугубляют и усугубляют то, что есть уже; и вы уже не можете контролировать ситуацию. 

Что делаем на наших встречах? Учимся слышать и слушать, понимать своего ребенка. Учимся разговаривать с ним без крика, учимся уважать его самого. Тем самым, безусловно, помогая и себе сохранять своё здоровье, эмоциональное равновесие и самое главное – возвращаем способность быть счастливыми в общении со своими детьми.

 

*В статье использована возрастная периодизация Э. Эриксона

Психолог, спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • «Жертвенная овечка» или когда родители всё ещё «боги»
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Родители как светофор для ребенка
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Что делать, если родители тебя не любят?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • #Синийкит или как быть спокойным за своего ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Новорожденные родители. Как сохранить мир в отношениях после рождения ребенка.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Сексуальность ребенка: как родители ее подавляют



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь