Ко мне часто обращаются за консультацией с детьми. Самый маленький клиент был в 1,5 года. И хотя у психолога очень мало инструментов для работы с таким посетителем, много информации дает возможность наблюдать за взаимодействием родителя и ребенка.
С чем приходят к детскому психологу? Вопросов много: конфликты со сверстниками, неуверенность в себе, непослушность дома, проблемы с учебой или достижениями в спорте, агрессивность, страхи, плохой сон, замкнутость и т.д. и т.п.
В начале нашей работы всегда собираю анамнез, информацию о том, что было до нашей встречи, начиная с периода до рождения ребенка. Так как каждый момент важен для дальнейшей работы.
Отмечу, что многое в семейных историях, которые приходят на консультацию, повторяется. В этой публикации попробую собрать наиболее частые психологические причины, которые приводят к тем проблемам, с которыми обращаются клиенты.
О физиологических причинах я здесь не пишу намеренно, таких, например, родовая травматизация, сопровождающаяся гипоксией или др., так как есть наблюдения, но не считаю себя в полной мере компетентной, ибо не врач.
Итак, наиболее частые причины, создающие проблемы у детей и скорее у их родителей. Рассмотрим по отдельным периодам жизни ребенка.
И прошу обратить внимание на задачу каждого периода и действия родителей
Когда родители только готовятся стать мамой и папой. Период формирования ментального, физического, эмоционального здоровья малыша
Сомнения: нужен ребенок или не нужен. Малыш, находясь ещё на этапе развития эмбриона, уже пропитан философией Шекспировского Гамлета – «быть или не быть». Сложно быть убедительным в значении этого факта, но практика показывает, что большинство детей, которые прошли через такие сомнения родителей, отличаются бОльшей неуверенностью в себе. Ещё раз отмечу, научных доказательств пока этому нет.
В период беременности мама переживала длительный стресс. Именно длительный, связанный с расставанием, потерей, переживаниями из-за семейных проблем. И в этот период была слабая моральная и/или материальная поддержка со стороны близких, что усугубляло положение. Могу предположить, что выброс определенных гормонов на фоне стресса (адреналин, кортизол), другие изменения в организме матери, всё это действовало непосредственно и на ребенка. И ещё неродившийся ребенок переживал все тяготы жизни мамы в полной мере.
Когда ребенку от 0 до 1 года. Период формирования доверия к миру
Ребенка часто оставляли одного или с другими людьми, предоставляя ребенку возможность «развивать в себе самостоятельность».
Родители позволяли ребенку долго плакать, кричать. Редко проявляли участие, редко стремились успокоить, ещё реже обнимали. От некоторых родителей слышала мнение: «кричит – лучше развиваются легкие, певцом станет (!)».
Уже в этом возрасте родители проявляли агрессивность по отношению к ребенку, раздражение к неспокойствию своего малыша. Крик, резкость в контактах – нередкое явление.
Когда ребенку от 1 до 3 лет. Период формирования самостоятельности
Родители проявляли повышенную требовательность к малышу. За любую неумелость, неаккуратность ребенка стыдили, обзывали и наказывали.
Родители запрещали ребенку что-то делать самому, так как не хватало терпения ждать или ощущали нежелание «потом всё переделывать».
Ребенка унижали, стыдили при всех и наказывали, когда он «промахивался» мимо горшка. Или оставляли малыша в памперсах до 4-5 лет, чтобы «не было проблем».
Родители остро реагировали на протесты, упрямство, негативизм ребенка. Резко обрывая подобные проявления малыша, наказывая. Родители зачастую не знали, что в этот период таким образом ребенок тренирует характер, формируются умения: говорить «нет», выражать свою точку зрения и т.д. И это нормальное явление для 2-3 лет.
Когда ребенку от 4 до 7 лет. Период развитияинициативности, уверенности в себе. Время формирования лидерских качеств, коммуникативных способностей в основном через игру
Все дни были расписаны по минутам: разные развивалки, секции, кружки. Ребёнка постоянно торопили, тащили, так как везде нужно было успеть вовремя. Про время для свободной игры, созерцания, наблюдения – даже речи не было. Родителями это всё воспринималось как «пустая трата времени», «безделье».
Ребёнка водили на те занятия, где ему было скучно. Часто родители выбирали секции для своего ребенка на своё усмотрение. Если мама всегда мечтала о балете – отдавали дочку в балет. Папа любил футбол - сына записывали только в секцию футбола. И было не важно, что ребенок просил уйти с секции на какое-то другое занятие, родители часто воспринимали его желания как слабость характера, не умение быть целеустремленным и доводить дела до конца.
Родители редко качественно проводили время с ребенком. Только на бегу, между занятиями, между делами. Родителям часто было неинтересно со своим ребенком, и они выбирали сериалы, футбол или разговор по телефону, отправляя надоедливого отпрыска посмотреть мультики или поиграть в игры на планшете.
Родители часто сравнивали своего ребенка с другими мальчиками и девочками, отмечая какие другие дети замечательные и какой он никудышный. Уже с этого возраста ребенок начинал привыкать к мысли, что всегда есть кто-то лучше него.
В этот период особенно ярко начинают проявляться черты характера, особенности темперамента ребенка, что зачастую родителями не воспринималось, как индивидуальные особенности ребенка и они всячески пытались «переделать» своего малыша, подгоняя под рамки «быть как все», «быть не хуже, чем другие».
Когда ребенок – младший школьник. Это время для обретения умения учиться, уверенности в своей компетентности
Родители с первых дней обучения в школе начинали «прессинговать» своего начинающего школьника, ориентируя опять только на идеальное выполнение домашнего задания и только на отличные оценки, не принимая в расчет период адаптации своего ребенка к новой роли, к новому уровню ответственности.
Родители заставляли выполнять домашние задания, порой забывая о необходимости делать перерывы. Не разрешали выходить из-за стола пока ребенок всё не сделает, превращая обычное учебное дело в наказание.
Крики, обзывания («тупой», «бездельник» и т.д.), подзатыльники в таких семьях становились обычными ритуалами. Родители не задумывались, что такая их реакция ещё больше усугубляла проблему, а крики никак не активировали мозговую деятельность юного школьника.
Родители постоянно сравнивали своего ребенка, приводя ему в пример успехи других детей.
Родители, дабы избежать ошибок своего ребенка, стремились «помочь ему» делая за него то, с чем в этом возрасте ребенок успешно может справляться сам: собирать портфель или спортивную сумку, убирать одежду, делать уроки. При этом постоянно родители напоминали про лень и безответственность своего ребенка, вместо того, чтобы делать акценты и развивать его сильные качества.
Родители зачастую некритично относились к информации о своем ребенке, которую получали от учителя, тренера и других взрослых. Родители не разговаривали с ребенком о произошедшем, не пробовали услышать и понять своего ребенка, а сразу упрекали, обзывали, наказывали. Хотя нужно отметить, что не всегда в таких ситуациях взрослые правы в своих суждениях, так как многого просто не видят, а оценивают то, что «лежит на поверхности».
Когда ребенок уже не ребенок, а подросток
Здесь часто повторялись те же моменты, которые были отмечены выше. Такие как: унижение, обзывания, сравнения с другими, необоснованные наказания, нежелание общаться с ребенком по-дружески и проводить с ним время, и т.д.
Только ребенок уже не тот. И если до подросткового возраста он ещё мог «проглотить» всё это, так как не имел ресурсов противостоять бестактному обращению со стороны взрослых, то здесь ваш подросток может начать открытое сопротивление и противостояние. Порой такое сопротивление доходит до крайностей, когда все другие способы быть услышанным исчерпали себя.
И могу отметить, что это хоть и нормально для данного периода, однако в некоторых случаях тяжело и даже опасно для жизни.
Подросток учится «защищать свои границы», отстаивать право на свое мнение и право быть собой. Если и в этот период он не сможет выбраться из сложившейся ситуации прессинга, неуважения, непринятия – в жизни ему будет очень тяжело. Хотя, как правило, УЖЕ не просто.
Что ещё делают родители со своими подростками, которых потом сами же приводят к психологу?
На всё отвечают категорически «НЕТ»! Родители не пытаются понять, с чем связано желание ребенка, например, сделать татуировку, купить дорогую вещь, пойти на бокс и др. Зачастую за такими причинами стоит стремление поднять свою самооценку, научиться защищать себя, приблизить себя к своим сверстниками (быть как они) и т.д. Родители не считают нужным услышать своего подростка, поддержать его и/или найти компромисс.
Используют моральный прессинг в отношении ЕГЭ и ОГЭ. Часто угрожают, что если он плохо сдаст экзамены – будет никем, в лучшем случае дворником, уборщицей, трактористом или другим перспективным специалистом. И вообще частенько повторяют: «ты ещё никто!»
От взрослых подросток зачастую слышит: «зачем я тебя на свет родила! наказание ты моё! ты позор нашей семьи!» и т.д.
В работе с семьями, где растет юный спортсмен, многое повторяется из перечисленного выше. Однако, есть свои часто встречающиеся моменты:
Родители после неудачных соревнований всегда остро негативно реагируют на проигрыш своего спортсмена: кричат, обзывают, некоторые лупят чем могут (например, чехлами от коньков) или дают подзатыльники, убедительно, громко при всех заявляют: «ты всегда будешь проигравшим! ты как мешок с г…! тебя любой может победить! и т.д.». Видимо, родители считают (ошибочно), что так их информация усваивается эффективнее.
Перед соревнованием часто зло говорят спортсмену: «только попробуй проиграть, я тогда тебя…или тогда не будешь…». По-видимому, таким образом пытаются в нём развить спортивную злость или повысить мотивацию.
Когда у ребенка падает мотивация к спорту – родители насильно, «через нехочу», тащат его на занятия. Родители боятся, что если дадут спортсмену передышку или что-то изменят в его расписании, или не дай Бог позволят оставить секцию, которые сами ему выбрали, то у ребенка не будет развиваться сила воли и целеустремленность.
Я перечислила особенности семейных взаимоотношений, которые наиболее часто встречаются в семьях, приходящих ко мне, психологу/спортивному психологу за консультацией.
Если в написанном вы узнали себя, то, скорее всего, в ближайшем будущем вам предстоит получить консультацию детского психолога. Потому, что в какой-то момент вы поймете, что все ваши методы не работают во благо вашему ребенку, а только усугубляют и усугубляют то, что есть уже; и вы уже не можете контролировать ситуацию.
Что делаем на наших встречах? Учимся слышать и слушать, понимать своего ребенка. Учимся разговаривать с ним без крика, учимся уважать его самого. Тем самым, безусловно, помогая и себе сохранять своё здоровье, эмоциональное равновесие и самое главное – возвращаем способность быть счастливыми в общении со своими детьми.
*В статье использована возрастная периодизация Э. Эриксона
Психолог, спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.