О пограничном расстройстве личности (ПРЛ).

О пограничном расстройстве личности (ПРЛ).

Личности с ПРЛ встречаются довольно редко, всего 2-3% от общего населения.

Пограничное расстройство личности – психическое расстройство, для которого характерны импульсивность, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, периоды гневливости, трудности при построении долговременных отношений с другими людьми, чередование идеализации и обесценивания.


Термин «пограничный» в 1938 году ввел Адольф Штерн – это пациенты более больные, чем невротические, но более здоровы, чем психотические. У этих пациентов более устойчивое восприятие и тестирование реальности.

В чем же особенность работы с данными пациентами? Какие отличия работы от невротических?

Невротик – это человек, который с трудом приспосабливается к реальному миру, пользующийся лишь эмоциональными и инстинктивными реакциями. В качестве причин развития выступает чрезмерная любовь родителей, которая может выражаться в постоянном контроле над ребёнком. Либо, наоборот, когда в семье царит негативная атмосфера, на малыше вымещается злость или агрессия, это может привести к защитной реакции, и как следствие – невротизации. Невротический тип личности характеризуется инфантильностью, детской эгоистичностью и неуравновешенным характером. По сути, такой человек не способен перешагнуть порог зрелости, и даже в пятьдесят лет он жаждет покровительства, похвалы и одобрения. Если взрослый человек задаёт себе вопрос «Что я могу?», то невротик в этом случае думает о том, что ему должны окружающие.

Классический психоанализ пограничным личностям не помогает. Так ПРЛ не могут предаваться фантазии, не могут ассоциировать, есть состояние пустоты. Нет того внутри, что можно назвать. Часто впадают в ступор, или нечего сказать, так как ничего не происходит внутри. Или очень поверхностные, банальные ответы, состоящие из клише пересказы текущей внешней жизни. Молчание аналитика является травматичным для таких пациентов.

В классическом психоанализе с невротическими пациентами возможно работать со свободными ассоциациями.

Невротики склонны давать другим в избытке, и не готовы брать у других совсем ничего, испытывая при этом чувство вины.

Пограничники не могут другим давать, а так же не могут сами себя обеспечить. У них так же высокая чувствительность к эмоциям у других (от них не ускользнет ничего, даже если вы что-то тщательно пытаетесь скрывать), так же отсутствует эмпатия, безразличны к желаниям других.

Пограничная личность формируется на стадии сепарации - индивидуации в возрасте 1,5 – 2 лет. Ребенок все активнее начинает добиваться независимости от матери. Становится способным выходить вне материнский мир, исследовать его и изучать. Когда он там один во внешнем мире, ребеночка что-то сильно впечатляет и пугает, он должен иметь возможность вернуться к матери, получить от нее все что желает.

Мать в это время могла не справиться со своей ролью по двум причинам. Первый вариант: мать отталкивает ребенка в силу собственного страха близости она отталкивает его от себя, так как хочет, чтобы ребенок отделился от нее уже окончательно, чтобы стал уже самостоятельным и независимым от нее. Второй вариант: мать слишком способствует симбиозу с ребенком, она слишком привязано к нему.

Пограничных личностей могут воспитывать пограничные матери, которые не могут передать правильное психологическое здоровье.

В процессе работы с пациентом, можно увидеть следующие тенденции к ПРЛ:

  1. В процессе работы пациент казался невротическим, но потом обнаруживает себя как пограничный, с более нарушенной психикой, чем невротичные пациенты.
  2. Пациент с диагностированной шизофренией очень быстро начинает выздоравливать. Для течения шизофренического процесса это не характерно, так как не укладывается в рамки генеза.
  3. Либо депрессия быстро разрешилась, чем обычно.

Это пациенты, которых можно охарактеризовать «как будто». Похожи на хамелеонов, которые вынуждены подстраиваться под требования мира. Выглядят эти изменения не адекватными ситуации, и ответ мира, зачастую, не таков, как они себе представляли, как должно было бы быть, так как это их фантазия. Есть ощущение внутренней пустоты.

Выделяются четыре группы пациентов ПРЛ:

  1. Очень сильно пострадавшей психикой.
  2. Крайне неспокойные взаимоотношения, не соразмерные стимулу, здесь же характерно чувство непереносимого одиночества.
  3. «Как будто» - нарциссические. Очень зависящие, от мнения других людей, и поддающиеся влиянию других людей. Чувствуют необходимость соответствовать ожиданиям других (в особенности значимых лиц). Они не являются собою настоящими. Они раздувают ложную самость, для того, чтобы соответствовать желаниям мира и других.
  4. Очень неустойчивая самооценка. «Невротические нарциссы» - люди, которые связываю себя с собственной ценностью. Самооценка и самоуважение – это основные вопросы их тревог, в остальном, они просто невротичны.

У ПРЛ пациентов может быть все что угодно, в любом соотношении. Но можно выделить девять критериев по DSM-IV, пять из которых должны соответствовать, и только тогда, мы можем предположить, что перед нами пациент с ПРЛ.

Первый критерий: не переносимость реального или воображаемого одиночества. Один из самых важных признаков у ПРЛ. Для пограничного пациента остаться одному – это катастрофа. Они сталкиваются с внутренней пустотой, внутренней дефицитарностью и тревогой, от которой они сами избавиться не могут.

Второй критерий: одиночество в присутствии близких, которые являются помогающими. И между ними наблюдаются нестабильные и напряженные межличностные отношения. Они ищут партнера «Мистер или мисс, то, что нужно». Очень сильно переживают и возмущенны, когда другому не удается правильно отгадать, что ему нужно. Чем-то похожи на ребенка, который ждет, когда мамка угадает, что он хочет не сказав ни слова.

Третий критерий: недостаточное или отсутствующее осознание собственной идентичности хотя бы в двух областях - самооценка, сексуальная ориентация, это патологическое состояние, при котором человек буквально одержим своими физическими недостатками, как существующими, так и не существующими.

Четвертый критерий: импульсивное поведение против себя хотя бы в двух областях. Трата денег, рискованное вождение автомобилем, секс, химические аддикции, булимия, переедание.

Пятый критерий: повторное суицидальное настроение, деструктивное поведение, в том числе и само повреждающее поведение.

Шестой критерий: резкие смены настроения, чрезмерные реакции на ситуационные стимулы. В отличие от аффективных расстройств психического регистра, эти колебания происходят в течение нескольких часов или дней. При биполярных расстройствах, более длительные промежутки пребывания в депрессивном или маниакальном состоянии.

Седьмой критерий: хроническое чувство опустошенности, скуки. Чувство пустоты пациентом ощущается в животе или грудной клетке.

Восьмой критерий: частые и неуместные проявления злости, пациенты с ПРЛ не способны видеть причины поведения других (заботы или помощи), и ими оценивается либо как абсолютно положительное (если им оно приносит удовольствие), либо как абсолютно отрицательное (если этого не происходит). Скандалы превалируют в поведении.

Девятый критерий: Ощущение нереальности. Деперсонализационные переживания и паранойя связанные со стрессом.

Только когда совпадает пять перечисленных критериев, мы можем предположить, что у пациента ПРЛ.

Но по отдельности, данные критерии могут встречаться у невротических пациентов. 

О том, что у пациента есть ПРЛ можно говорить только о взрослых личностях, которые достигли совершеннолетия. В подростковом возрасте подобные поведения можно отнести к норме.

Подросток так же похож на 1,5 годовалого ребенка тем, что 1,5 годовалый выходит в мир более широкий, чем материнский, а подросток выходит в мир более широкий, чем мир родительский. С одной стороны подросток выходит в мир и подвергает сомнению ценности семьи, а с другой подросток не может справиться с окружающей реальностью, и возвращается к родителю, чтобы ему помогли переработать полученный опыт.

Пограничный пациент=подросток=1,5 годовалый ребенок.

 

    



Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Эмоциональные горки или в чем разница между БАР и ПРЛ?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Природа пограничного расстройства личности. Специфика работы с ПРЛ.
  • ПРЛ Пограничное расстройство личности.
  • Со мною вот, что происходит… Из самоанализа о работе с ПРЛ.
  • Метод исцеляющего общения с людьми с диагнозом ПРЛ ( пограничное расстройство личности).
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Пять главных симптомов пограничного расстройства личности (ПРЛ).
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Пограничное расстройство личности (ПРЛ) ( мои интерпретации внутреннего состояния)
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Самооценка. Это от себя или от других?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь