|
О пограничном расстройстве личности (ПРЛ).Автор статьи: Лебедева Елена Владиславовна
О пограничном расстройстве личности (ПРЛ). Личности с ПРЛ встречаются довольно редко, всего 2-3% от общего населения. Пограничное расстройство личности – психическое расстройство, для которого характерны импульсивность, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, периоды гневливости, трудности при построении долговременных отношений с другими людьми, чередование идеализации и обесценивания.
В чем же особенность работы с данными пациентами? Какие отличия работы от невротических? Невротик – это человек, который с трудом приспосабливается к реальному миру, пользующийся лишь эмоциональными и инстинктивными реакциями. В качестве причин развития выступает чрезмерная любовь родителей, которая может выражаться в постоянном контроле над ребёнком. Либо, наоборот, когда в семье царит негативная атмосфера, на малыше вымещается злость или агрессия, это может привести к защитной реакции, и как следствие – невротизации. Невротический тип личности характеризуется инфантильностью, детской эгоистичностью и неуравновешенным характером. По сути, такой человек не способен перешагнуть порог зрелости, и даже в пятьдесят лет он жаждет покровительства, похвалы и одобрения. Если взрослый человек задаёт себе вопрос «Что я могу?», то невротик в этом случае думает о том, что ему должны окружающие. Классический психоанализ пограничным личностям не помогает. Так ПРЛ не могут предаваться фантазии, не могут ассоциировать, есть состояние пустоты. Нет того внутри, что можно назвать. Часто впадают в ступор, или нечего сказать, так как ничего не происходит внутри. Или очень поверхностные, банальные ответы, состоящие из клише пересказы текущей внешней жизни. Молчание аналитика является травматичным для таких пациентов. В классическом психоанализе с невротическими пациентами возможно работать со свободными ассоциациями. Невротики склонны давать другим в избытке, и не готовы брать у других совсем ничего, испытывая при этом чувство вины. Пограничники не могут другим давать, а так же не могут сами себя обеспечить. У них так же высокая чувствительность к эмоциям у других (от них не ускользнет ничего, даже если вы что-то тщательно пытаетесь скрывать), так же отсутствует эмпатия, безразличны к желаниям других. Пограничная личность формируется на стадии сепарации - индивидуации в возрасте 1,5 – 2 лет. Ребенок все активнее начинает добиваться независимости от матери. Становится способным выходить вне материнский мир, исследовать его и изучать. Когда он там один во внешнем мире, ребеночка что-то сильно впечатляет и пугает, он должен иметь возможность вернуться к матери, получить от нее все что желает. Мать в это время могла не справиться со своей ролью по двум причинам. Первый вариант: мать отталкивает ребенка в силу собственного страха близости она отталкивает его от себя, так как хочет, чтобы ребенок отделился от нее уже окончательно, чтобы стал уже самостоятельным и независимым от нее. Второй вариант: мать слишком способствует симбиозу с ребенком, она слишком привязано к нему. Пограничных личностей могут воспитывать пограничные матери, которые не могут передать правильное психологическое здоровье. В процессе работы с пациентом, можно увидеть следующие тенденции к ПРЛ:
Это пациенты, которых можно охарактеризовать «как будто». Похожи на хамелеонов, которые вынуждены подстраиваться под требования мира. Выглядят эти изменения не адекватными ситуации, и ответ мира, зачастую, не таков, как они себе представляли, как должно было бы быть, так как это их фантазия. Есть ощущение внутренней пустоты. Выделяются четыре группы пациентов ПРЛ:
У ПРЛ пациентов может быть все что угодно, в любом соотношении. Но можно выделить девять критериев по DSM-IV, пять из которых должны соответствовать, и только тогда, мы можем предположить, что перед нами пациент с ПРЛ. Первый критерий: не переносимость реального или воображаемого одиночества. Один из самых важных признаков у ПРЛ. Для пограничного пациента остаться одному – это катастрофа. Они сталкиваются с внутренней пустотой, внутренней дефицитарностью и тревогой, от которой они сами избавиться не могут. Второй критерий: одиночество в присутствии близких, которые являются помогающими. И между ними наблюдаются нестабильные и напряженные межличностные отношения. Они ищут партнера «Мистер или мисс, то, что нужно». Очень сильно переживают и возмущенны, когда другому не удается правильно отгадать, что ему нужно. Чем-то похожи на ребенка, который ждет, когда мамка угадает, что он хочет не сказав ни слова. Третий критерий: недостаточное или отсутствующее осознание собственной идентичности хотя бы в двух областях - самооценка, сексуальная ориентация, это патологическое состояние, при котором человек буквально одержим своими физическими недостатками, как существующими, так и не существующими. Четвертый критерий: импульсивное поведение против себя хотя бы в двух областях. Трата денег, рискованное вождение автомобилем, секс, химические аддикции, булимия, переедание. Пятый критерий: повторное суицидальное настроение, деструктивное поведение, в том числе и само повреждающее поведение. Шестой критерий: резкие смены настроения, чрезмерные реакции на ситуационные стимулы. В отличие от аффективных расстройств психического регистра, эти колебания происходят в течение нескольких часов или дней. При биполярных расстройствах, более длительные промежутки пребывания в депрессивном или маниакальном состоянии. Седьмой критерий: хроническое чувство опустошенности, скуки. Чувство пустоты пациентом ощущается в животе или грудной клетке. Восьмой критерий: частые и неуместные проявления злости, пациенты с ПРЛ не способны видеть причины поведения других (заботы или помощи), и ими оценивается либо как абсолютно положительное (если им оно приносит удовольствие), либо как абсолютно отрицательное (если этого не происходит). Скандалы превалируют в поведении. Девятый критерий: Ощущение нереальности. Деперсонализационные переживания и паранойя связанные со стрессом. Только когда совпадает пять перечисленных критериев, мы можем предположить, что у пациента ПРЛ. Но по отдельности, данные критерии могут встречаться у невротических пациентов. О том, что у пациента есть ПРЛ можно говорить только о взрослых личностях, которые достигли совершеннолетия. В подростковом возрасте подобные поведения можно отнести к норме. Подросток так же похож на 1,5 годовалого ребенка тем, что 1,5 годовалый выходит в мир более широкий, чем материнский, а подросток выходит в мир более широкий, чем мир родительский. С одной стороны подросток выходит в мир и подвергает сомнению ценности семьи, а с другой подросток не может справиться с окружающей реальностью, и возвращается к родителю, чтобы ему помогли переработать полученный опыт. Пограничный пациент=подросток=1,5 годовалый ребенок.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|