|
Все о воспитании приемного ребенкаАвтор статьи: 404
Все о воспитании приемного ребенка. Личная история, советы родителям.
Как усыновить ребенка? Как принять важное решение и не ошибиться? Какой возраст лучше выбрать? Какая форма лучше, опека или усыновление? Где найти ребенка? С чего начать? Как выстраивать отношения с ребенком? Как выстраивать отношения, если ребенок уже большой и помнит родителей? Какие «неожиданности» ждут приемных родителей взрослого ребенка?
Наша история началась в 2007 году в детском интернате Кабардино-Балкарской Республики, в который я поступила на работу молодым педагогом-психологом. Не скрою, первые полгода работы для меня показались трудным испытанием, и я периодически приходила в кабинет директора со слезами и просьбой уволить. Но директор была женщина опытная, и каждый раз возвращала меня на рабочее место, пояснив мне, что это становление в профессии и я должна быть благодарна судьбе за такую практику. В чем же дело? А в том, что данный интернат предназначен для детей из малообеспеченных семей. На самом же деле основная часть этих семей является неблагополучной со всеми вытекающими из этого последствиями. Большинство детей в подобных учреждениях - это маленькие, озлобленные существа, которые никому не доверяют и воспитательный процесс, в связи с этим сильно осложнен. По сути – «Республика ШКИД». Мой первый урок в шестом классе начался перевернутыми партами и полным хаосом, причем девочки вели себя хуже мальчиков. Если бы мне тогда сказали, что кто-то из них станет моим ребенком, я бы ни за что не поверила. На прочность меня испытывали несколько месяцев, ждали, когда я тоже начну их ненавидеть и унижать. Многие из этих детей просто привыкли к такому обращению в своих семьях и вели себя стандартным образом. Но всему есть предел и терпению педагога и плохому поведению ребенка, и тут вопрос – что закончится быстрее? Что победит, добро или зло? Главное не сдаваться. Со временем дети, не получая привычной ожидаемой порции грубости и обвинений за свои проступки начинают оттаивать и постепенно приручаться. Они чаще заходят в кабинет, рассказывают о себе, интересуются. Верхом раскрытия и доверия являются просьбы о помощи в отношениях с родителями. Когда был сломлен барьер и дети поняли, что можно доверять для меня начался второй круг ада. Я узнала такие неприятные подробности о каждой семье и условиях жизни в них, что просто самой пришлось пройти психотерапию. Далее начались рейды по семьям и общение с родителями, помощь малообеспеченным, привлечение за неисполнение родительских обязанностей, жестокое обращение, суды. Хотелось помочь всем, защитить всех. На этом этапе особенно сплотился весь педагогический состав. Педагоги очень прониклись проблемами детей. Ведь у нас не было сирот! Соответственно и нет льгот и соответствующего обеспечения. У всех детей были родители. Но по факту жизнь этих детей мало напоминала детство. У кого – то родители были пьющими, у кого-то тяжело - больны или попали в трагическую жизненную ситуацию, мамы – одиночки, воспитывающие до семи малышей или престарелые бабушки, а иногда и все сразу. Дело в том, что в таких интернатах дети не находятся постоянно, а просто приходят на шестидневку и на выходные и каникулы возвращаются в свои семьи. Многие не возвращались домой вообще, пересиживали выходные в круглосуточных интернет-барах или где – то еще. Выходные рейды по отлову беглецов стали трудовой нормой. И еще вопрос, все эти дети по окончании девятого класса должны вернуться и жить в те же условия к мамам, папам, часто меняющимся отчимам, мачехами ит.д., домой возвращались не все. Вопрос о том, как принять решение об опеке или кого выбрать отпадает сам собой, забрать хотелось всех. В нашем интернате начались процессы, ведь ребенка нужно не просто усыновить или взять под опеку, а еще и «вытащить» из этой семьи. Я была первая. У моего подопечного папа умер давно, а мама была тяжело больна и просто не могла обеспечить всех детей, она мне поверила и дала свое согласие на опеку ребенка, вот уж воистину, «Соломоново решение». После этого еще несколько педагогов забрали детей в свои семьи. Далее долгий процесс реабилитации и физической и психической. Школа, десятый класс, врачи, репетиторы. Моему подопечному было на тот момент 17 лет, и оформлять усыновление не имело смысла. Дело в том, что при усыновлении ребенок теряет существенную помощь от государства, такую как льготное поступление в ВУЗ, предоставление жилья и т.д., а наше поступление было не за горами. Когда все формальные вопросы улажены и подросток попадает в семью, опекунов ждут новые «сюрпризы», - это дурные привычки, старый образ жизни, круг общения специфические друзья. Что с этим делать? Запретить не получится, бесконечно гонять друзей бессмысленно, привязать к батарее, постоянно конфликтовать невозможно, отказаться и вернуть обратно можно, но это не лучший выход. Так что же делать? Загрузить по максимуму и обеспечить культурный шок! Кружки, секции, путешествия, экскурсии по городам, репетиторы, и конечно же новый альтернативный молодежный круг общения. При этом «трудных» друзей не гоним, пускаем в дом, контролируем по возможности, организуем досуг. В результате этого наступает переломный момент, когда болтаться с банкой энергетика по улицам становится не прикольно, сидеть на лавке и курить скучно, материться и плеваться – отстойно, а новые интересные впечатления от поездки в Буддийский Храм в Элисте просто не слушают. Постепенно подросток меняет систему ценностей и переходит в новую более благоприятную социальную среду, появляются новые интересы, увлечения, и главное - цели. У нас этот процесс занял около двух лет. Некоторые из старых друзей остались, но только те, кто так же стремился к личностному росту и так же менялся к лучшему. Еще важный вопрос, в котором часто путаются опекуны. Что делать с оставшимися родственниками? Ответ – ничего! Теплое отношение к матери, причем к любой матери является признаком психического здоровья человека и ломать личность исходя из собственных ревностных чувств непозволительно. Подросток сам определит режим общения с родственниками если захочет с ними общаться, хотя схема общения здесь очень похожа на общение с бывшими друзьями, те кто разделяет его интересы цели и новый образ жизни останутся, негативное влияние уйдет полностью. А иногда, братья и сестры, видя успех одного из них, стремятся подтянуться и так же меняют свою жизнь к лучшему. Можно сказать, что на этом этапе основные проблемы заканчиваются и начинается размеренная жизнь. Поступление в ВУЗ, незабываемые годы студенчества, первые серьезные победы и достижения. Сейчас мой опекаемый ребенок в состоянии опекать свою семью. Закончил учетно – финансовое отделение экономического факультета КУБГАУ в Краснодаре, обучается в магистратуре, работает в банке, на горизонте свадьба. Если спросить, какое самое главное качество нужно опекуну? – терпение. И главное! Никого не слушайте! Будет много людей, которые будут отговаривать, напоминать о «дурной» наследственности и прочих проблемах, возможных болезнях. Не обращайте внимания, все это пройдет и в результате, Вы получите близкого родственника, который вас любит. Чужих детей не бывает и в 17 лет холодно и кушать хочется не меньше, чем в три года. Сейчас модно говорить о благотворительности, гармонии вселенной, и о том, что нужно верить в чудеса и изобилие. Говорить и визуализировать можно бесконечно, просто сделайте чудо сами, и тогда верить в чудеса станет намного легче. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|