Сексуальность трансгендерных людей

Многие годы исследоватеои сексуальности трансгендеров предполагали, что само слово «транссексуал», которое до сих пор бытует в психиатрии и медикализирующих дискурсах, связано с сексуальностью. «Транссексуализм» считался именно сексуальным «отклонением», в связи с чем этот термин как таковой и появился: желание человека изменить один пол («sex» на английском) на другой в российской науке иногда трактовалось, как какое-то «извращение», связанное с сексуальным поведением.

Однако современные исследования сексуальности трансгендерных людей в корне меняют эти представления. Теперь мы говорим о «гендере» и «трансгендерности» (а не «транссексуализме»), уходя от паталогизирующего медицинского дискурса. А значит, признаем и тот факт, что трансгендерные люди – это просто люди, которые могут иметь любую сексуальную ориентацию и направленность, могут заниматься сексом, а могут отказаться от него.

Восприятие транс*тела

Начиная разговор о сексуальности трансгендерных людей, хочется отметить тот факт,  что не все транс*люди страдают от телесной и гендерной дисфории. Иногда специалистам кажется, что такого не может быть: ведь нас учили, что такая дисфория – один из ключевых признаков, по которым мы «диагностируем» трансгендерного человека. Однако современные исследования и сами транс*люди твердо заявляют: далеко не все испытывают дискомфорт относительно своего тела и гендерной идентичности. Очень многое зависит от социального окружения, принятия социумом и самим человеком себя и свое тело и других факторов.

Однако у общества есть свое мнение относительно того, как должен выглядеть трансгендерный человек, к чему ему следует стремиться и даже как  и с кем вступать в сексуальные контакты. Большинство транс*людей имеют негативный опыт столкновения с таким «мнением» социума, причем зачастую опыт этот нельзя назвать иначе как травматичным. Трансгендерные (в том числе небинарные, а также не имеющие телесной дисфории) люди часто сталкиваются с необходимостью пояснять «соответствие» своего тела своей внешности. Большинство трансгендерных людей при первых встречах с потенциальным сексуальным (и не только) партнером вынуждены что-то врать, объяснять, рассказывать, уточнять, несмотря на то, что меньше всего хотели бы пускаться в такие подробности. Сравните с тем, как происходит знакомство двух цисгендерных людей. Вряд ли кому-то из них придет в голову расспрашивать партнера о том, что у него под одеждой и каким образом он занимается сексом.

Именно по этой причине вступление в сексуальный контакт, особенно с человеком, ничего не знающим о трансгендерности партнера или не видевшим его без одежды, самими транс*людьми ожидается зачастую не как приятное и волнительное действо, а как ситуация некоего риска, опасная или как минимум неопределенная.

Что же больше всего вызывает недовольство в своем теле, по мнению самих транс*людей? Чаще всего это:

  • Неприязнь к своим гениталиям (в том числе к груди у транс*маскулинных персон).
  • Недовольство размером/объемом бедер.
  • Недовольство ростом.
  • Недовольство растительностью на лице/теле.
  • Недовольство наличием/отсутствием кадыка.
  • Недовольство количеством волос на голове.
  • Недовольство размером рук/ног и т.п.*

Все перечисленные характеристики, разумеется, не абсолютны, но присутствуют у большинства трансгендерных людей. Даже в том случае, если транс*человек хотел бы выглядеть андрогинно, биологические особенности зачастую мешают ему, что вызывает дискомфорт и желание скрыть свои особенности под одеждой.

Общественный дискурс очень четко определяет, каким должно быть «правильное» тело, и приписывает трансгендерному телу ярлыки «неправильного», «нездорового». Наличие такого «нездорового» тела порождает представление о «нездоровом» разуме,  «неправильном» мышлении. Кроме того, сама мысль о том, что человек может решиться на серьезные телесные и – мало того – социальные изменения, в стереотипном представлении говорит в пользу того, что у него «что-то не так с головой». Однако, как мы понимаем, это далеко не серьезный научный подход, а лишь некоторые сложившиеся социальные стереотипы, которые современная наука успешно развеивает.

Сексуальность и культура

По определению Всемирной организации здравоохранения (2000 г.), сексуальность – это:

  • стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни;
  • включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию;
  • переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях, поведениях, ролях и отношениях;
  • зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов.

 «Сексуальность - это порождение культуры: она репрезентирует присвоение человеческого тела и его физиологических возможностей идеологическим дискурсом. Сексуальность - не телесное явление, она является культурным эффектом».

Halperin D.M. Is There a History of Sexuality? // History and Theory. 1989. 28 (3). P. 257.

Как мы понимаем и как следует из определения ВОЗ и цитаты из Д. Гальперина, культура определяет отношение к явлениям, связанным с сексуальностью, и таким образом накладывает отпечаток на транс* как нечто «неестественное», «нетипичное», не свойственное ей.  А по сути – культура во многом отторгает транс* и следовательно - старается стереть (не видеть) возможностей реализации сексуальности для трансгендерных персон и транс* как проявление сексуальности.

Секс и сексуальные отношения транс*людей

Сексуальность в культуре атрибутируется к полу и его проявлениям. Следовательно, сексуальность транс*людей вызывает множество вопросов, поскольку рушит систему: с кем им заниматься сексом? Насколько это не «извращение»? Как регулировать их репродукцию? Как называть их ориентацию и как к этому относиться?

Многие трансгендерные люди заявляют о том, что им страшно говорить с родителями и другими близкими о своих сексуальных партнерах из-за невозможности объяснить, «как это работает». Например, трансгендерный мужчина рассказывает: «Если сказать, что спишь с девушкой, то «так ты просто лесбиянка, потому и сменила пол!», а если сказать, что с парнем, то «так чего было вообще пол тогда менять?») (авторская лексика сохранена).

Данные, полученные нами, демонстрируют, что более половины трансгендерных людей испытывают тревогу, думая о сексуальной стороне своей жизни. И только 4,4% опрошенных нами заявили, что очень довольны сексуальными сторонами своей жизни.

В 2004 году голландские ученые провели исследование, которое показало, что в целом среди трансгендерных людей доля тех, кто удовлетворен своей сексуальной жизнью, ниже (27-44% по сравнению с 46,8% среди населения в целом). Доля неудовлетворенных выше (27% -39% по сравнению с 20,8% в общей популяции) (Skevington, Lotfy, & O'Connell, 2004).

Как видим, в процентном соотношении есть аналогия с нашими данными, однако разброс у нас значительно шире (от 27% полной неудовлетворенности до 4,4% полной).

 

Будучи во многом зависимыми от мнения общества, встроенными в него, многие трансгендерные люди также воспринимают свое тело как «неправильное», не соответствующее неким стандартным шаблонам. Такое представление зачастую порождает и ожидания трансгендерных людей от сексуальных контактов, как от опасных, травмирующих. Вот, например, несколько характерных высказываний об этом:

  • «Мое тело воспринимают только извращенцы».
  • «Мне страшно напугать девушку тем, что вместо ожидаемого пениса она увидит вагину».
  • «Моя девушка говорит, что ей все равно, какие у меня половые органы, но я почти уверен в том, что ей не нравится вагина на теле мужчины».
  • «Мне говорят, что глупо делать орхэктомию и вагинопластику. Ведь, по их словам, я могу заинтересовать партнера только тем, что у меня есть член».

В проведенном нами исследовании почти двухсот трансгендерных персон, основная часть которых - трансгендерные мужчины (большинство стремится сделать мастэктомию), более 30% опрошенных продемонстрировали крайне негативное отношение к прикосновениям к груди. В целом почти половина опрошенных избежали бы такого контакта. Такая картина едва ли могла бы возникнуть в такой процентном соотношении среди цисгендерных персон.

Сексуальное наслаждение – один из важных показателей качества жизни. Трансгендерные люди сталкиваются со сложностями как в реализации сексуального поведения (тип и частота сексуальных действий), так и сексуального желания (удовольствия).

Опыт трансгендерного человека напрямую связан с образом тела, а соответственно - и представлением о себе как о сексуальном объекте и субъекте. И этот опыт значительно отличается от опыта цисгендерного человека. Некоторые трансгендерные люди проходят через хирургические операции и гормонотерапию, которые меняют их эндокринологические (внешние) и половые характеристики.

Отношение ко многим аспектам сексуальности напрямую связано с тем, является ли трансгендерный человек:

  1. Желающим пойти на хирургические операции и гормональную терапию.
  2. Уже пошедшим на нее.
  3. Не планирующим таких вмешательств.

При работе с трансгендерными людьми необходимо учитывать эти три группы транс*персон, отмечая особенности относительно их сексуальных проявлений и желаний. Например, трансгендерный человек, не готовый или не желающий хирургической и гормональной коррекции тела, может испытывать сложности в связи с репрезентацией себя партнеру. Человек, прошедший ряд операций, может быть недоволен их исходом и во время сексуальных контактов зацикливаться на том, как оценят «работоспособность» его органов или их внешний вид партнеры, и т. п.

Сексуальная ориентация трансгендерных людей. Мифы о транс*сексуальности

Трансгендерные люди разнообразны по своей сексуальной ориентации и идентичности, могут иметь влечение к мужчинам (андрофилия) или к женщинам (гинефилия), к обоим (бисексуальность), ни к кому (асексуальность), всем гендерам (пансексуальность) или другое. В этом смысле они ничем не отличаются от цисгендерных людей. Однако популяционные исследования показывают, что существуют более высокие показатели негетеросексуальной ориентации среди транс*людей.

Однако даже большинство врачей – психиатров и сексологов, а также изрядная часть психологов убеждены, что люди идут на коррекцию пола во многом по причинам, связанным с ориентацией. И представления о том, что существуют, например транс*лесбиянки, транс*геи и транс*бисексуалы, кажутся им чем-то невероятным и даже нездоровым.

Приведем еще несколько примеров мифов о сексуальности трансгендерных людей, бытующих в головах общества и специалистов.

  • Коррекция пола происходит потому, что у «этих людей» что-то не то с сексом (либо с выбором партнера).

Как уже говорилось выше, сексуальная направленность никак не привязана к гендерной идентичности. Этот миф породила культура и медицинские представления, бытовавшие в науке до конца прошлого века.

  • Транс*люди – «извращенцы», использующие какие-то странные (тайные, непонятные и т.п.) сексуальные практики.

К сожалению, зачастую специалисты сами додумывают, что это за практики, стесняясь уточнить у клиента, даже если он готов это объяснить. Никаких «особенных» практик у транс*людей не существует. Каждая и каждый из них занимаются сексом так, как больше нравится и подходит им. Возможно, такое сексуальное взаимодействие и не является «традиционным», но оно уж точно не «извращенным» и не «за рамками».

  • Транс*люди помешаны на сексе.

Многие трансгендерные люди вообще не вступают в сексуальные контакты по разным причинам (см. об этом ниже).

  • Большинство транс*людей заняты в секс-работе.

Это не так (также см. ниже о секс-работе среди трансгендерных людей).

  • Транс*мужчины не используют вагину, транс*женщины не используют половой член.

За последнее время как раз значительно увеличилось количество тех транс*людей, кто говорит о том, что использует свои данные природой половые органы для получения сексуального удовольствия. Многие транс*мужчины гордятся своей «мужской вагиной» (например, известный порноактер Бак Энджел), а транс*женщины, подбирая гормонотерапию, стараются сделать так, чтобы эрекция по-прежнему возникала, позволяя им получать удовольствие от сексуальных контактов с использованием пениса.

  • У всех транс*людей сделаны все возможные операции. Все из них используют гормоны.

И это не так. Например, большинство транс*маскулинных персон сейчас делают только мастэктомию (удаление груди), и дальнейшие вмешательства не находят нужными. Отчасти это связано с несовершенством операций фаллопластики, отчасти с тем, что таких людей удовлетворяют их половые органы и они не готовы их чем-то заменять. Транс*феминные персоны зачастую не готовы расстаться с половым членом.

«Вынужденная асексуальность»

Необходимо отметить очень важный момент: далеко не все трансгендерные люди занимаются сексом. Часть транс*людей отказывается от секса из-за недовольства своим телом даже после проведенных операций и гормонотерапии. Зачастую это связано с тем, что тело, по их мнению, «не дотягивает» до идеального образца. «Образец» этот задан культурой и социальными стереотипами относительно того, как должно выглядеть идеальное тело. Кроме того, образец так прочно усвоен самим транс*человеком, что сравнение с ним зачастую вызывает ощущение, что тело «безобразно», что никогда и никем не может быть воспринято, как привлекательное. Часто транс*люди говорят о том, что заниматься сексом с ними можно только «из жалости».

Иногда отсутствие полного набора операций делает невозможным для транс*человека вступать в сексуальные контакты. Это происходит, например, тогда, когда человек испытывает сильную дисфорию и переживает страдания из-за наличия либо отсутствия у него каких-то половых органов. Он считает стыдным продемонстрировать их наличие или отсутствие партнеру, а зачастую и сам испытывает отвращение, увидев себя в зеркале или «глазами партнера».

Последствия операций также могу сделать сексуальные контакты неприемлемыми или ограниченно приемлемыми для человека. Шрамы, спайки, потеря чувствительности и т.п. могут привести к болезненности либо отсутствию ожидаемых ощущений во время полового акта. Также они могут вызвать психологический дискомфорт либо боязнь вступать в сексуальные отношения из-за опасений болезненности либо собственной неполноценности в них.

Однако, даже если все хорошо, человек может испытывать дискомфорт от необходимости рассказывать партнеру о своих особенностях. Это касается как разговоров с партнером, который не знает, что человек трансгендерный, так и с разговоров о том, как вести себя в сексе, чтобы не травмировать трансгендерного партнера, не сделать ему больно физически либо морально.

По перечисленным выше и по ряду других причин транс*люди могут отказываться от сексуальных контактов, поиска сексуальных партнеров либо искать такого союза, где не потребуется вступать в интимные сексуальные отношения. Иногда «вынужденная асексуальность» трансформируется в разного рода вариации партнерских либо эротических отношений, нетрадиционных с точки зрения социальных устоев.

Разнообразие партнерских отношений и сексуальных практик

Зачастую трансгендерные люди выбирают для себя такие форматы отношений, которые не вписываются в представления общества о том, какими должны быть брачные либо партнерские союзы.

Иногда, уходя в вынужденную асексуальность, не в силах вступать в сексуальные отношения по причинам телесной, гендерной дисфории и другим, перечисленным выше, транс*люди придают большое значение романтизации отношений. Не будучи сосредоточены на сексуальной стороне жизни, они способны быть верными партнерами, любить платонически и выстраивать отношения на основе различных вариантов близости, иногда не включающих в себя сексуальные контакты либо включающих их в ограниченном формате. Очень важно учитывать эту особенность при работе с трансгендерными людьми и не выстраивать взаимодействия на основе общепринятых представлений. Важно обращаться к опыту, желаниям и возможностям трансгендерных людей в построении партнерских и сексуальных отношений.

Вариантами могут стать тройственные и более (полиаморные) союзы, практики БДСМ, свингерство и другие варианты сексуальных отношений и практик, в том числе полуигровые.

Полиамория – множественные союзы и партнерства – один из вариантов квир*партнерств. Во многом их возникновение обусловлено размытостью границ между гендером, сексуальностью и разрушением границ социальных стереотипов и требований к союзу, как партнерству двух и не более людей.

Свингерство позволяет разрушать границы в сексуальности и ее нормах и нормативных, кем-то и когда-то продекларированных требованиях. Обмен партнерами различного гендера, сексуальной направленности и открывающими в себе все новые стороны – зачастую эксперимент, связанный с вопросами к себе: «а смогу ли я?», «а готов ли?», «а насколько мне будет комфортно?» и т.п.

БДСМ-практики очень популярны среди трансгендерных людей. Часто трансгендерные персоны на разных стадиях «перехода» и вне его включаются в эти практики, чувствуя освобождение и комфорт. Почему же это происходит? Во-первых, поиск партнеров в сообществах БДСМ значительно упрощается для транс*людей. Позиционирование тоже облегчено: не все БДСМ-практики предполагают обнажение и использование половых органов друг друга. Зачастую в БДСМ не требуется обозначений гендера и обоснований выбора имени. БДСМ позволяет выбирать нужную роль, обозначать правила и договариваться с партнерами в рамках сессии. Зачастую транс*люди выбирают роль нижних, особенно до и в начале «перехода», если не удовлетворены своим телом, подсознательно или напрямую желая его «наказать», «унизить», «причинить ему боль». Многие трансгендерные люди выбирают отказ от использования половых органов и обнажения в формате БДСМ-сессий, обговаривая эти правила заранее. Некоторые трансгендерные персоны заявляют, что БДСМ позволило им принять свое тело, расширить диапазон приемлемости и осознать, что тело может доставлять удовольствие (не только себе самому, но и партнеру).

Принятие тела. Изменения

В процессе осознания, принятия своей гендерной идентичности, принятия решения о переходе и самого перехода, а также после него нередко меняется отношение трансгендерного человека к своему телу. Причем «переход» может быть как бинарным, так и нет; как включающим операции и гормонотерапию, так и не включающим. Зачастую ощущения относительно своего тела меняются кардинально, иногда же никаких изменений (ни негативных, ни позитивных) не ощущается вовсе.

Принятие своего тела происходит постепенно и идет параллельно в нескольких измерениях.

Во-первых, тело меняется на гормональной терапии. Для трансгендерных персон, желающих телесных изменений в сторону маскулинности/феминности, это выглядит как исполнение давней мечты, многолетнего желания. Изменения в теле радуют, тело от ненавистного порой становится принимаемым и даже любимым.

Во-вторых, операции помогают «устранить недостатки» или даже «избавить от ненавистного», что также может значительно улучшить отношение к своему телу.

В-третьих, принятие себя в своей гендерной идентичности также может невероятным образом сказаться на принятии себя и своего тела. Многие небинарные люди, не прибегая ни к операциям, ни к гормонотерапии, значительно меняют отношение к своему телу, обретая ощущение свободы и принятия, осознав свою гендерную идентичность и найдя себя в ней. Они говорят о том, что им не нужны были медицинские вмешательства для принятия своего тела. Достаточно было осознания небинарности гендера, «дозволение» себе быть тем, кем они являются, не встраиваясь в социальную дихотомию и не культивируя стереотипов.

Согласно нашему исследованию, проведенному в 2017-м году, трансгендерные люди, меняя отношение к своему телу, начинают испытывать потребность и удовольствие, демонстрируя свое обнаженное тело партнеру. У многих снимается запрет на обнажение. Ряд людей признались, что были бы не против сняться в эротическом фильме, обнаженной фотосессии или позировать в роли натурщиков.

Вместе с этим возникает потребность ощупывать, осматривать, заново узнавать свое тело, использовать новые техники самоудовлетворения. Эксперименты выходят и на партнерский уровень – нравятся взгляды, прикосновения партнера, практикуются новые способы получения удовольствия, новые, непривычные роли (например, попробовать роль пассивного или «нижнего» партнера).

Меняются, расширяются также сексуальные практики (например, трансгендерные маскулинные люди начинают заниматься вагинальным сексом, транс*персоны вовлекаются в использование секс-игрушек, начинают практиковать БДСМ и т.п.).

Поиск партнера

Поиск партнера – одна из болезненных тем, которая волнует транс*людей еще до начала перехода и на пути осознания себя. Репрезентация себя как объекта и субъекта сексуальности не дается легко в обществе, где от партнера требуется определенный набор внешних данных и социальных проявлений. Культура сформировала четкие требования к мужчине, женщине и их взаимодействию в форматах союзов и вне них. На эти требования наталкиваются транс*люди в попытках найти партнера даже на сайтах знакомств, при регистрации на котором уже требуется встроиться в дихотомическую схему «мужского» и «женского». Однако даже если сайт предполагает обозначить свою идентичность как «транс», это вовсе не означает, что поиск партнера облегчится. На такой маркер, как правило, реагируют любители острых ощущений, излишне любопытные персоны и гомо- и трансфобы, что делает регистрацию с использованием фото даже опасной.

Итак, потенциальный партнер ожидает от трансгендерного человека объяснения, кто он таков и кого хочет найти. Трансгендерному человеку остается либо оставаться собой и не рассказывать о своих особенностях, либо раскрыться. Информация раскрытия может вызвать реакцию отторжения и отказа в знакомстве на первых же этапах. Сокрытие же ее может быть расценено как ложь, которая впоследствии также может сказаться и на отношениях, и на возможных последствиях их разрыва: трансгендерный человек, которого бросили, потому что он не соответствует чьим-то представлениям об «идеальном партнере», может ощутить уязвимость, почувствовать себя травмированным и даже ущербным. Нередки случаи отказа от поиска партнеров после такого разрыва. Иногда такие случаи приводят к суициду.

 «Странное» тело, «непонятная» ориентация – именно так может звучать для потенциального партнера трансгендерного человека описание себя, своей идентичности и направленности. А если нет четкого «рамочного» определения, нет ориентации – ему или ей нет места среди тех, кто «достоин» партнера. Нет «правильного» тела – не обязательно будешь принят теми, кто нравится тебе либо кого выбираешь ты. Нет партнера – будешь с сомнением относиться к своему телу и возможности иметь рядом человека, ценящего не твою «изюминку», а тебя как личность, твое тело и сексуальность.

Именно поэтому у трансгендерных людей зачастую вырабатывается паттерн «кто-то обратил на меня внимание – я не смею отказать ему!» И не важно, нравится ли этот человек внешне, каковы его качества. Главное – «я ему интересен, надо пользоваться возможностью, забыв о своих потребностях». Именно поэтому так часто приходится слышать истории о любовной, партнерской зависимости, истории абьюзивных отношений, зачастую включающих элементы насилия и угроз аутинга, от трансгендерных клиентов.

Диапазон приемлемости

Диапазон приемлемости - совокупность поступков и воздействий на определенные участки тела или органы чувств с целью их сексуальной стимуляции, имеющей целью получение удовольствия. При этом все, что в данный временной момент индивид не включает в свой диапазон приемлемости, оценивается негативно, а что включает в таковой - позитивно.[1]

Диапазон приемлемости транс*людей значительно отличается от такового у цисгендерного сообщества в среднем по популяции. Диапазон приемлемости для транс*людей - это то, что соприкасается с восприятием образа тела, телесной/гендерной дисфорией, негативным прошлым опытом, отношением социума и т.п.

После трансгендерного «перехода» диапазон приемлемости довольно часто изменяется, иногда очень резко – в сторону как расширения, так и сужения.

Секс-игрушки и другие способы

Секс-игрушки используются транс*людьми в сексуальных контактах довольно часто. Они выполняют как функцию имитации и замещения половых органов, так и для самоудовлетворения и удовлетворения партнеров.

Часто трансгендерные люди говорят о том, что им приятно представлять, что это часть их тела, приятно смотреть на секс-игрушки и держать их в руках. Речь идет не только о фаллоимитаторах, но и об искусственных вагинах, накладной груди, «пакерах» (накладная имитация полового члена, используемая трансгендерными мужчинами и небинарными людьми для ношения повседневно или в бассейнах, при купании)  и т.п.

Некоторые варианты секс-игрушек используются как возможность одновременного удовлетворения двух персон. Диапазон приемлемости относительно секс-игрушек у многих транс*людей достаточно широк. Кроме того, наличие (примерка на себя) секс-игрушки придает части транс*людей ощущение «настоящести» (по их словам) своего тела, ощущение того, что давно хотелось «примерить».

Однако многие транс*люди говорят о том, что их партнеры отказываются от использования секс-игрушек, предпочитая телесные контакты (фингеринг, оральный секс, трение и т.п.). В таком контексте теряется роль секс-игрушки как «заместителя недостающего», т.к. становится ясно, что такое приспособление – лишь дополнение к сексуальным отношениям, которое можно использовать либо нет, но взаимодействие в сексе сроится на чем-то принципиально ином – близости, желании, принятии, любви и т.п.

Секс-работа: просто и сложно

 Выбор секс-работы транс*людьми – предмет дискуссионный и далеко не простой.

Как уже было сказано выше, образ трансгендерного человека в сознании части социума зачастую соотносится с  образом транс*женщины («женщины с членом»), вовлеченной в секс-работу. Часто при слове «трансгендер» возникают ассоциативные связи с представительницами секс-работниц, например, живущими в Таиланде.

Однако лишь некоторые транс*люди вовлечены в секс-работу. И, кроме сознательного выбора, имеется ряд причин, почему они становятся секс-работницами и работниками.

Одна из причин  - это отсутствие работы либо возможности трудоустроиться из-за несоответствия документов внешности, а следовательно - отсутствия средств к существованию, денег на лекарства и гормоны. Иногда транс*люди (чаще всего – женщины) выбирают секс-работу как временный путь для зарабатывания денег. Часто идут туда из-за безысходности. Некоторые же транс*люди нацелены именно на секс-работу и стремятся быть в этой системе изначально.

Многие транс*секс-работницы отмечают важность признания себя как «полноценной женщины», демонстрации своих изменившихся на гормональной терапии, форм и фигуры, получения комплиментов и т.п.

Секс-работницы, в том числе транс*персоны, сейчас активно отстаивают свои права, заявляя, что «секс-работа – это тоже работа». Таким образом, для многих из них такая занятость является одним из вариантов получения дохода. Прекрасно осознавая риски для здоровья, физического состояния, риски насилия и т.п., секс-работницы включаются в такого рода занятость, зарабатывая себе на жизнь.

Иногда транс*персоны выбирают в качестве альтернативы секс-работе (а точнее – как одну из ее сторон) вебкам-секс (сексуальное взаимодействие с использованием веб-камеры). Нахождение на некотором расстоянии от субъекта взаимодействия создает иллюзию безопасности. Кроме того, вебкам позволяет  демонстрировать тело в выгодном либо приемлемом ракурсе, (условно) контролировать ситуацию, допуская лишь те манипуляции, которые приемлемы. Кроме того, вебкам-секс приносит неплохой заработок. Кроме того, нет необходимости выходить из дома (что для многих транс*женщин бывает довольно тяжело эмоционально, а порой и опасно).

Однако, несмотря на кажущуюся безопасность и «невидимость», и при таком варианте секс-работы злоумышленники могут отслеживать либо угрожать. Для такой работы также необходима квартира, причем желательно как минимум отдельная тихая комната без соседей и любопытных. Это работа также не исключает унижений, буллинга, преследования, которое может быть безнаказанным в онлайн-пространстве.

Необходимо отметить, что в ходе интервью, проводимого в рамках нашего исследования, некоторые транс*маскулинные и небинарные персоны продемонстрировали высокую степень заинтересованности в секс-работе. Надо сказать, что секс- и порно-индустрия, как правило, исключают транс-маскулинных персон из зоны своих приоритетов. Тем не менее, многие трансгендерные мужчины заявляли, например, что были бы не против сняться в эротическом либо порно-фильме. По их заявлению, им важно чтобы «их хотели». Часть транс*маскулинных персон поделились, что мечтали бы найти любовника-адмирера благодаря такой работе либо регистрации на порносайтах. Некоторые выразили сожаление, что в секс-индустрии на них «нет спроса».

Работа с сексуальностью транс*людей

Работа психолога с сексуальной стороной жизни транс*людей – очень тонкая и деликатная сфера. Она вдвойне деликатна, учитывая особое отношение к своему телу и половым органам у транс*людей, их внутренние ощущения от них и пожелания по тому, какой вариант секса они могут позволить себе на данный момент. Однако хотелось бы выделить несколько основных аспектов работы с сексуальностью транс*персон.

  1. Принять и изучить свое тело

Один из самых простых и безопасных способов изучения сексуального удовольствия - это самостоятельный. Именно поэтому многие транс*люди начинают исследовать свое тело и способы получения сексуального удовлетворения через мастурбацию. Мастурбация позволяет поэкспериментировать с тем, как тело реагирует на прикосновение: вибрацию, давление, трение и т.п. В самоудовлетворении есть ряд важных плюсов: вокруг нет осуждающих людей, нет давления, можно пройти определенный путь в познании себя и не спешить. 

Если трансгендерный человек когда-либо чувствовал стыд за то, как выглядит его/ее тело, мастурбация - это один из способов медленно его ослабить. 

Важно понимать, что мастурбация – это не упражнение, а наблюдение и способ получения удовольствия. Здесь нет никакой конкретной цели, только возможность лучше узнать то, как человеку может быть хорошо.

  • Говорить с партнерами
  • Первым шагом к обеспечению более безопасного и приятного секса со своим партнером (-ами) является разговор об этом. Традиционно культура считает разговор о сексе «неприличным» и «стыдным». Однако важно понимать, что разговор с партнером (-ами) о том, какой секс вы хотите иметь и что в его процессе можете либо планируете предпринять, - это возможность не только защитить себя от нежелательного взаимодействия, но и возможность построить доверие и устранить целый ряд проблем.

    Важно также помнить, что разговор с партнером (-ами) о том, что возбуждает, - это уже прелюдия!

  • Расставить границы
  • В сексуальных отношениях, как и в любых формах личного взаимодействия, очень важно чувствовать собственные границы и границы другого. Границы – это четкие разделительные зоны между «нравится» и «не нравится». У каждого человека они свои. У транс*людей границы в области сексуального взаимодействия могут значительно отличаться от таковых у цис*человека.

    Обозначать свои границы очень просто. Иногда достаточно просто произнести: «не называй меня малышкой», «не тяни за волосы», «не прикасайся к моей груди» и т.п.

    Для чего важно ощущать и осознавать не только свои границы, но и границы партнеров? Это позволит позаботиться о безопасности и не навредить другому. Размышление о границах и обмен информацией о том, что каждый из участников процесса вкладывает в это понятие, может иметь особое значение и для случайных сексуальных  партнеров.

    Важно не забывать, что границы могут со временем меняться с одним и тем же партнером (смещение границ может произойти и в зависимости от гендерного перехода) и могут изменяться с разными партнерами, но всегда важно твердо обозначить их и определить для себя и других то, что вы точно не хотите делать.

  • Получить согласие
  • Согласие - это взаимное и добровольное соглашение доставить друг другу радость. Получение и предоставление согласия - это непрерывный процесс. Человек имеет право говорить «да» или «нет» какой-либо сексуальной активности независимо от того, сделал ли он это раньше. Важно не стесняться и озвучивать свое несогласие, даже если вы уверены, что партнеру что-то очень нравится (в то время как вам - нет), и даже когда процесс уже запущен.

    Конечно, случайный секс усложняет процесс получения согласия. Секс с кем-то, кто находится под воздействием алкоголя или наркотиков, например в США, рассматривается как сексуальное насилие. В нашей стране таких законов нет, но важно помнить, что человек под воздействием психоактивных веществ может не осознавать, что он делает. Также рискованно заниматься сексом с кем-то, если вы сами находитесь под воздействием алкоголя или наркотиков.

    Работа с сексуальными партнерами транс*людей

    При работе с трансгендерными людьми важно помнить, что их партнеры, в том числе и сексуальные, часто испытывают замешательство и непонимание, как обращаться со своим транс*партнером так, чтобы его или ее не травмировать. Кроме того, у них могут быть собственные сложности с принятием необычного тела или идентичности партнера, что также требует переосмысления и, возможно, работы с психологом, а иногда и с сексологом.

    Есть несколько простых рекомендаций для партнеров трансгендерных людей, опора на которые может снизить напряжение во взаимодействии.

    1. Не стоит недооценивать силу любви и желания

    Пожалуй, эта рекомендация касается обоих партнеров, особенно если они любят друг друга. Транс*человеку это поможет понять и поверить, что любовь может снять любое напряжение, развеять сомнения и даже разрушить сложившиеся стереотипы. Партнерам транс*людей любовь и желание могут открыть новые горизонты в познании себя, расширении границ и представлений о гендере и сексуальности.

    Существует культурный дискурс о транс*людях и сексе, и это своего рода классический бинарный дискурс: фетишизация, с одной стороны, и проблематизация или стигматизация, с другой. Еще реже у транс*людей есть возможность увидеть, как кто-то открыто проявляет большой интерес к разным видам транс*репрезентации и транс*опыта.  

    Поэтому транс*люди очень редко имеют возможность обсуждать свою сексуальность открыто и позитивно, при этом имеют минимальные шансы быть услышанными адекватно своим высказываниям. Этот паттерн часто предопределяет сложности обсуждения с сексуальными партнерами процесса сексуального взаимодействия. Зачастую транс*персонам неловко говорить о том, что для других людей является нормальным и приемлемым, о сути чего те даже не задумываются (например, транс*мужчина может постесняться попросить не касаться его сосков или послеоперационных рубцов на груди и т.п.). Еще чаще им трудно отказаться от чего-то «типичного» в сексуальном контакте из страха быть отвергнутыми и непонятными.

  • Следите за тем, как вы называете части тела и сексуальные действия
  • Наличие у вашего партнера какой-то определенной части тела, которую вы привыкли называть так или иначе, вовсе не означает, что он или она хотят использовать ее вообще либо использовать таким образом, как вы предполагаете.  Точно так же вы не можете быть уверены, что ваши партнеры хотели бы называть эти части тела так, как вы хотели бы (или привыкли) их называть.

    Кроме того, наличие той части тела, которую можно «вводить», не означает, что партнер хочет выступать исключительно в активной роли. Более того – он или она могут вообще не хотеть пользоваться этой частью своего тела и каким-либо образом заострять на ней внимание. Это вопрос обсуждения, который, впрочем, касается множества других людей, а не только транс*.

    Когда вы так или иначе именуете гениталии партнера или партнерши, постарайтесь уйти от гендерных стереотипов. Например, глупо использовать слова типа «неовагина» или «псевдофаллос», «мини-член» и т.п. Обычно человек сам дает название своим половым органам. Будьте внимательны к таким деталям. На гормонах вид гениталий изменяется, и сказать трансмаскулинной персоне, например, «какой у тебя красивый клитор», неверно. Ассоциация с тем, что априорно принадлежит женщине, может значительно испортить настроение и снизить уровень возбуждения. В то же время транс*феминной персоне вполне может (а может, и нет) понравиться термин «большой клитор».

  • Что если партнер не хочет, чтобы вы видели его раздетым либо прикасались к его телу?
  • Некоторые люди не хотят, чтобы их тела видели или трогали. У других есть конкретные части тела либо области, которые нельзя видеть и трогать.

    Поговорите и убедитесь, что вы ясно представляете, что человек имеет  в виду: например, он может быть готов обнажиться частично и позволить прикасаться к определенным частям своего тела. Такие пожелания нужно принимать как данность и лучше на первых порах не обсуждать. Однако в дальнейшем можно предложить выходы: в темной комнате с фонариками в руке исследовать тела друг друга в узком луче света; сначала заниматься сексом или петтингом в одежде, постепенно раздеваясь по мере встреч. Однако регулярно убеждайтесь, что у каждого есть возможность прекратить контакт в любое время - никто не должен чувствовать давление либо принуждение.

  • Как справиться с дисфорией и триггерами во время секса?
  • Если ваш партнер обеспокоен тем, что дисфория станет серьезной проблемой во время секса, важно обсудить, как справиться с этим, прежде чем начать.

    Убедитесь, что вы знаете:

    • Какие у партнера существуют ограничения.
    • Запретные для касаний зоны и части тела.
    • Готов ли партнер обнажаться.
    • Действия и позиции, неприятные партнеру.
    • Слова, которые партнер не хотел бы слышать.

    Да и просто будьте нежны, предупредительны и осторожны!

  • Как еще сделать сексуальный контакт безопасным и комфортным?
  • Если вы все же опасаетесь, что можете действием или словом травмировать партнера, до начала сексуального взаимодействия спросите, как вам узнать, если что-то пойдет не так. Как вариант, можно договориться о некоем «стоп-слове», произнося которое, любой из участников процесса должен прекратить любую активность. Однако необходимо также следить и за реакцией партнера и языком его тела во время самого взаимодействия.

    Важно договориться, что предпринять,  если что-то пошло не так: продолжать движения или остановиться? Можно ли прикоснуться к нему? Есть ли конкретные вещи, которые он хочет сказать?

    Важно получать постоянное явное подтверждение того, что партнеру нравится то, что происходит, он знает, что вы заботитесь о его благополучии и остановитесь, если что.

    Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что все перечисленные рекомендации, если присмотреться, являются универсальными для всех людей, а не только транс*.

     

    Резюме

     

    Подводя итоги, хотелось бы обозначить ряд ключевых факторов.

    Во-первых, сексуальность транс*людей – это «слепая зона», исследованием  которой крайне мало занимаются как в России, так и за ее пределами. Таким образом, транс*люди, нуждающиеся в психологической, сексологической и медицинской помощи относительно аспектов их сексуальности, зачастую наталкиваются на непонимание, некомпетентность, а порой получают рекомендации, которые можно назвать скорее вредными и опасными. Поэтому транс*люди фактически лишены возможности получения такого рода помощи, не знают, где ее искать, а зачастую даже не предпринимают попыток такого поиска.

    Реализация сексуальных потребностей транс*людьми ограничена гендерной и телесной дисфорией, связана со сложностями в поиске партнера и произошедшими либо возможными медицинскими вмешательствами. Такого рода ограничения накладывают серьезный отпечаток на построение разного рода партнерских отношений, таким образом влияя на личную жизнь, самоотношение, самовосприятие транс*персоны.

    Транс*люди сталкиваются с огромными сложностями и подвержены социальной стигме при реализации своего права на сексуальное взаимодействие.

     

    Об авторе:

    Егор Бурцев.

    Психолог, клинический психолог, аспирант СПБГУ им. Герцена.

    Специализируется на проблематике гендера, сексуальности, маскулинности. Занимается исследованиями сексуальности трансгендерных людей (2017-2018 г.).

    Работает с трансгендерными людьми как психолог, имеет опыт проведения групп психологической поддержки для транс*людей.

     

    [1] Капустин Д.З. Молодежный секс: Научно-популярное издание для молодежи. Минск: Частный детектив, 1997. 166 с.



    Просмотров: 275
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как использовать самогипноз. Правила вхождения в транс
  • Что такое транс?
  • Что же такое транс
  • Что такое транс
  • Транс
  • Транс
  • Транс
  • Транс – что это?
  • Депрессия как транс
  • Исцеляющий транс
  • Транс и процессуальный ум
  • Творчество и транс
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 1.
  • Пссихотерапия. Транс путь к выздоровлению.
  • Любовь, интеллект и генеративный транс.
  • Транс, гипноз и самоконтроль
  • Транс как технология решений
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 2. Практическое применение.
  • Музыкальный транс как прокрастинация реальности
  • Вторичные процессы и активный транс
  • Шива-транс, или прощайте, обиды!
  • Матвеев В.А. Система Триггер-Транс
  • Нейротрансформинг (НТФ) 5. Транс «Четыре разума»
  • Транс отстранённости | Практика консультирования
  • Системы для самогипноза Триггер-Транс и Диалог
  • Суггестия и её окрестности: внушение, транс, гипноз
  • Легкий транс как помощь при восстановлении речи
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 3. Основные идеи генеративного транса.
  • Нейротрансформинг (НТФ) 6. Транс «Золотая лестница. Девять нейрологических уровней (НЛУ-9)»
  • Алкогольный транс. Полиция догнала угонщика в невменяемом состоянии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь