|
"Избавители" - кто они?Автор статьи: Евлахов Павел Алексеевич
Транзакционный анализ начинается с треугольника судьбы — треугольника Карпмана. Суть концепции драматического треугольника Карпмана в том, что невротик всю жизнь как бы «бегает по треугольнику» — «мечется из угла в угол». Название углов треугольника: «Избавитель», «Жертва» и «Преследователь». Если человек адекватен, то он просто живёт. Если психика деформирована, то человек вместо жизни постоянно играет в какие-то психологические игры, каждая из которых принадлежит к одной из больших групп: - Игры «Избавителей»; То, что описывается термином «невротичное поведение», в терминологии транзакционного анализа называется «психологической игрой», а также играми в «Избавителей», «Жертв» или «Преследователей». Что характерно, человек, который вместо того, чтобы просто жить, отыгрывает роли «Избавителя», «Жертвы» или «Преследователя», обычно этого не осознаёт, и считает себя совершенно нормальным. Сегодня пару слов про «Избавителя» и о том, как отличить поведение «Избавителя» от нормального поведения. Нормально ли помогать людям? Да, нормально. Если только это не игра в «Избавителя». Вообще, несмотря на красивое слово «Избавитель», эта фигура не менее негативная и не менее разрушительная в общении, чем «Преследователь» или «Жертва». Так как отличить — кто «избавительствует», а кто на самом деле помогает, когда имеет место один и тот же факт — помощь другим людям? Модель первая: «Избавитель - Липучка» Есть «Избавители», которые просто удушают своей заботой, непрерывно стараясь помочь. На самом деле это прежде всего бессознательная форма навязчивого тотального контроля. В данной модели люди очень часто вообще не просили их спасать и, по сути, не нуждаются в этом спасении, но им усиленно навязывают «Спасение / Избавление». Этакие медвежьи обьятья любви, в которых задыхаешься. Модель вторая: «Избавитель - Бессеребреник» Данная модель «Избавительства» - это невротичное стремление помочь каждому встречному, который попросил помощи. Вокруг таких «Избавителей» всегда вьются толпы манипуляторов, которые стараются «выдоить Избавителя по полной», играя для этого, разумеется, в «Жертву» (Психологические игры: «Ах, я бедняжка», «Спасите меня», «Мне так нужна Ваша помощь» и т.п.). Понять, что человек тут невротически избавительствует, а не занимается помощью в подлинном смысле этого слова, тут тоже легко — такой помогает тем, кто вполне мог бы обойтись без его помощи: тем, кто вполне мог бы справиться сам. Фактически такого «Избавителя» непрерывно грабят, но он(а) этого искренне не понимает до поры до времени, когда озверевший от поборов и эксплуатации вконец обнаглевших окружающих его манипуляторов «Избавитель» вдруг «неожиданно» превращается в «Преследователя». Людям помогать нормально. Взаимовыручка — это нормально. Но стоило бы заметить, что если всё время идёт «игра в одни ворота», что если «спасаете / помогаете» почти всегда только Вы, то тут уже не нормальная взаимовыручка, а в чистом виде «Избавительство», которым пользуются манипуляторы, играющие роль «Жертвы» («беспомощного существа»). Общее для двух описанных выше типов «Избавителя» Может ли «Избавитель» начать злиться, за то, что им «постоянно пользуются»? Да легко. Как уже было сказано, «Избавитель» может сменить угол в треугольнике судьбы и начать играть в «Преследователя» или «Жертву». Главное в модели «Избавительства» то, что «Избавитель» невротически зависит от тех, кого бежит каждый раз спасать. Вот такой «психологический вампиризм». Даже если «Избавителя» используют, он всё равно наслаждается в глубине души своим могуществом и контролем, а также обесцениванием другого человека. Признание другого беспомощным и нуждающимся в спасении, когда тот беспомощным на самом деле не является и вполне может спасти себя сам - это самое настоящие обесценивание. «Избавитель» любого типа своим избавительством обесценивает других людей. Ведь они же, получается, недееспособные, кто-то вроде инвалидов, которые не в состоянии помочь себе сами. И в этом обесценивании находится внутреннее бессознательное ощущение личного превосходства — «это я их спасаю, значит я сильнее (варианты: лучше, чище, порядочнее и так далее), чем они». «Избавитель» очень редко признаётся самому себе, что он упивается своим ощущением власти и превосходства над другими — теми, кого он спасает и теми, кто не бросается «спасать» всех и вся так как он. Модель третья: «Избавитель - мафиози» Третья форма «Избавителя» - это прожжёный насквозь манипулятор, делец, чьё «Избавительство» не более чем игра в доброго дядю. Как любят говорить такие «Избавители» - «кто девушку ужинает (то есть кормит ужином), тот её и танцует». Здесь помощь другим — это не более чем инвестиции, за которые потом придётся заплатить с такими процентами, как при печально известных в России «микрокредитах», «спасающих в сложной ситуации» при которых процент по кредиту достигает 900 процентов годовых, то есть заняв на год 10000 рублей, отдашь уже не 10000, а 90000. Такой манипулятор, к примеру, выведен в романе Марио Пьюзо «Крёстный отец». Да, да — этим манипулятором был Дон Корлеоне. Он оказывал людям разного рода помощь, но только для того, чтобы потом получить обратно тоже услугу или серию услуг. И всегда то, что он получал взамен, было намного дороже той помощи, которую он оказал. Однако бы ли Дон Корлеоне тем, кто честно называл вещи своими именами хотя бы для самого себя? Если читать книгу, то очевидно, что нет. Он искренне считал, что просто помогает окружающим, но не забывает при этом себя. Это, что называется, срисовано с натуры: знаменитый американский мафиозе Аль Капоне, как известно, думал о себе именно так. Крайне редко третий тип «Избавителя» говорит правду хотя бы себе. Впрочем, предыдущие два типа «Избавителя» делают это ещё реже. И этот третий тип «Избавителя» тоже своим избавительством контролирует окружающих. Никакой разницы с первыми двумя типами. Тот же самый страх перед людьми и попытка контролировать их для бессознательного избавления от этого страха, то же самое наслаждение чувством собственного превосходства над окружающими. Подводя итоги: нормально помогать людям. Человеческое общество построено на взаимовыручке и взаимопомощи. Без этого оно распадётся. Однако нормальной является помощь только тому, кто, во-первых, в этом на самом деле нуждается (кто без этого на самом деле не обойдётся), во-вторых, только в тех пределах, в каких он не может помочь себе сам и в-третьих, без намерений извлечь выгоду из своей помощи. (Не важно при этом просил ли человек о помощи или нет. Не это является критерием. Можно помогать и тем, кто о помощи не просил: критерии указаны выше.) Желательно также, чтобы тот, кому помогают, не менее половины работы по спасению “себя любимого” проделал сам. Образно говоря, помощь, это всё-таки когда человеку дают не только рыбу, а ещё и сеть и удочку и обучают как её помощью наловить рыбу, при его активном сотрудничества, а не когда он просто получает рыбу на халяву. А иначе это уже не помощь, а игра в «Избавителя», то есть невротичное и разрушительное поведение. Разрушительное как для других, так и для себя. Но многим так привлекательны те невротические бонусы, которые они получают от игры в «Избавителя», что они ни за что от неё не откажутся. И они обязательно в итоге станут «Преследователями» или «Жертвами». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|