|
Цена ошибки или «Кто не ошибается, тот ничего не делает!»Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Становление человека начинается еще в детстве и «становится» он или нет, во многом зависит от его способности освободиться от эмоций и чувств, которые работают как якоря и лишают его движения. Говорят «движение – жизнь!», верно и обратное: «жизнь – движение!». С детства «мамки-няньки» ограждают маленького человека от ошибок – предупреждают падения, шишки, синяки, лужи, грязь и прочее. Дальше – больше! И человек больше и «угрозы»: «Не ходи, там злая собака!», не трогай этого блохастого кота, - заболеешь!» и т. п. А потом, ругают за ошибки в прописях, на уроках геометрии или не выученное стихотворение, так, словно родители никогда сами не ошибались. И если «два в дневник», то ребенок идет домой не столько с полным портфелем учебников, сколько с полным портфелем вины. Виновный это – не принятый, не принятый целиком – с ошибками! И вот человек становится почти большим (почти человеком) и его начинают интересовать совсем недетские вещи, и тянет, тяяянет пробовать новое, да еще не в одиночку, а в компании с той девочкой или тем мальчиком! И тут «на помощь» снова приходят они – мамки-няньки! - «Не дружи с той грязной девочкой!» - «Не приближайся к тому мальчику, а то, глядишь, в подоле принесешь!» Ну и т. д. в духе «Не пей из копытца – козленочком станешь!» … Можно подумать, подростка это когда-нибудь останавливало… Скорее он сделает наоборот, и обязательно выпьет из копытца, да не раз, или вообще откажется что-либо пробовать, если сильно напугали добрые мамки-няньки. А еще сильнее, если эти мамки-няньки сами не соответствуют! От подростка подобная ложь не ускользнет! Подросток по своей сути – экспериментатор, этим он похож на трехлетнего. Он так же испытывает мир, и теперь это мир взаимоотношений с другим. И так же хочет сделать это сам! Родительские послания в духе «туда не ходи, сюда не ходи!» могут привести или к подростковому бунту или отказу от попыток. И если в возрасте трех лет важно помочь ребенку познакомиться с миром, так, чтобы у него сформировалось ощущение, что он может САМ, то подростку нужно помочь познакомиться с другим (с миром другого) и тоже самостоятельно, но под чутким руководством родителя. Родитель в этом случае выполняет скорее направляющую функцию и конечно он пример (с последним, увы, не у всех получается). Так же как трехлетний ребенок нуждается в поддержке для исследования мира, так же подросток нуждается в поддержке взрослого для исследования другого. Качественно такую поддержку может дать только зрелый взрослый человек! Подросток учится, наблюдая за родителями, их взаимоотношениями и если родительские послания не соответствуют реальности, то у подростка возникает внутреннее противоречие. И вот оно-то и приводит подростка к нестабильному поведению, когда он пускается то «во все тяжкие», то вовсе отказывается от общения. В последнем случае, он бы и рад «рискнуть», например, построить отношения, но цена ошибки велика – СТЫД, ведь это так стыдно чувствовать влечение к девочке, приблизится к мальчику, и «принести в подоле», поцеловаться в подъезде. Вот они (подростки) или делают и скрывают, или избегают, чтобы "не дай бог"! Стыдно ведь! Стыдно! Почему? А потому, что родители не про любовь и отношения рассказали, а про что-то ЭТО, что нельзя и что только взрослым можно, и то под покровом ночи. Родители, пытаясь уберечь свое чадо, сами допускают роковую ошибку, пугая ребенка так, что он теряет доверие к родителю и приобретает стыд, если хочется, и, вину, если упаси бог, сделал! И вот, раздираемый противоречиями, живет большой уже человек, стыдясь уже не только желаемого, но и родителей, которые не соответствуют, заданной ими же планке и, сгибаясь под тяжестью вины за то, что однажды рискнул хотя бы подумать «А может я…!». Ребенку нужна поддержка, подростку нужна поддержка и взрослому тоже, но уже не от родителей, а от себя. К счастью, от себя самого разрешение на право «БЫТЬ» получить проще – прислушаться к себе и дать себе желаемое, даже если это идет вразрез с родительскими установками! Будьте собой, не то, можно и засохнуть… как дерево! Как бы там ни было, жизни без ошибок не бывает. Даже, если вы встретите "круглого отличника" по жизни, посочувствуйте ему, ведь жизнь его - напряжение в 220 вольт... Смысл жизни не в идеальности, а в радости жить!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|