Начать, наверное, стоит с того, что вообще считается неврозом. Все виды неврозов относят к функциональным нарушениям работы нервной системы. Что это значит? Это значит, что при неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование.
Существует несколько факторов, которые влияют на возникновение невроза:
Биологический. Что сюда входит? Наследственность, тяжелое протекание беременности, тяжелые роды, раннее перенесенные соматические заболевания, осложнения.Социальные. Это окружение ребенка. Сюда входят отношения с родителями и значимыми взрослыми, стиль воспитания, садики, кружки, школы.Психологические. Особенности личности ребенка. Его темперамент, характер, стресс, психологическая травма.В основе своей невроз содержит внутренний конфликт. И здесь важно понимать, что не все дети одинаково реагируют на внутренний конфликт или стресс или травму. И, к сожалению, неврозы могут часто оставаться незамеченными или истолкованными как-то не верно. Поэтому я считаю важным говорить об этом.
Например, ребенок может подергивать плечами. И это может быть воспринято как какое-то баловство или неправильное поведение. Он может услышать: перестань, прекрати так делать. А он на самом деле не всегда даже замечает, не может контролировать это и после этих слов начинает испытывать вину за то, что он так делает. Что, конечно, же не помогает справиться ему с этим, а только лишь увеличивает напряжение.
Симптомы или те, проявления, по которым мы можем понять, что у ребенка невроз. Симптомы условно делят на два вида: биологические и психологические. Но деление это условное, ведь мы понимаем, что психика и тело сосуществуют вместе.
К биологическим относят:
нарушение сна (прерывистый сон, бессонница, кошмары)нарушение пищевого поведения (снижение аппетита, рвотные позывы, у подростков может развиваться анорексия или булимия).головные боли, головокружениявялость, усталость, быстрая утомляемостьэнурезы и энкопрезыпотливостьнарушения двигательных функций ( спазмы, судороги, тики, мигания, моргания, покашливания и тд)К психологическим симптомам можно отнести:
плаксивость, повышенная эмоциональная ранимостьбурные эмоционально-двигательные реакции (истерики, вспышки агрессии)раздражительность, резкая смена настроениястрахи и фобиисниженный фон настроения, угнетенное состояниеКонечно, я хочу вас предостеречь от того, чтобы сейчас срочно у всех детей вокруг диагностировать невроз. Очень важно понимать причины, развитие, течение, уклад жизни и тд. то есть полную картину жизни ребенка. При этом важно быть внимательными к детям и вовремя увидеть какие-то изменения в поведении или в состоянии ребенка, не стоит списывать все на плохое поведение, на неумение ребенка, на его капризы, отмахиваться от его страхов и тд. Ведь как известно, не бывает НЕповедения ребенка. Любой акт с его стороны — это способ что-то сообщить этому миру.
Как я уже говорила, дети реагируют по-разному, это нормально, мы все разные, это зависит от наших особенностей.
Некоторые неврозы проходят сами собой с возрастом, как только нервная система станет более крепкой.
Вообще я решила рассказать об этой теме, когда слушала очередную лекцию Людмилы Петрановской. Так вот если коротко, она рассказывала там о теории привязанности и о том, как соблюдать границы в отношениях с детьми. Если посмотреть на нашу историю, то мы видим, что отношение к детям у нас изменилось сравнительно недавно по историческим меркам. Раньше детей рожали много, смертность была высокой, «сидеть» с детьми не было принято, и вообще ребенок не очень то ценился. Взрослый человек — это уже готовая рабочая сила, а с ребенком не ясно, выживет он, нет, и что с ним дальше будет. И конечно же, это наложило свои отпечатки. Но сейчас маятник качнулся в противоположенную сторону, как и положено по законам физики, и теперь отношение к детям совсем противоположенное. Сейчас родители посвящают себя детям, живут для детей, развивашки — монтесори- музеи — театры — няни — все лучшее детям, все внимание детям. Сейчас масса литературы на тему воспитания и психологического здоровья детей, взрослые периодически боятся травмировать своего ребенка. И находятся по сути в постоянной сверке: а достаточно ли я хороший родитель? А что происходит с детьми? С одной стороны, они рады — весь мир к их ногам. Но с другой стороны, дети устают. Для них это слишком тяжело. И вот он — конфликт. Нельзя сказать, что из этого лучше, что хуже, это два полюса, и конечно, здоровее будет — нащупать золотую середину, где и взрослый, и ребенок будут одинаково ценны. Поэтому также очень важно взрослым следить и за своим психологическим благополучием. Помним, как в самолете, сначала маску себе — потом ребенку. Потому что если родитель уставший, измотанный, имеющий свои собственные сложности, травмы, ребенку точно не будет лучше, даже если с ним при этом выполнять все упражнения, возить регулярно на все занятия и покупать ему самые лучшие игрушки. Так что границы в отношениях это важно, и здоровый, счастливый взрослый рядом с ребенком тоже.
Теперь немного расскажу о видах неврозов. В разных источниках выделяют разное количество видов. Я выделила 5.
Неврастения. Дети с этим видом невроза обычно вялые, быстро утомляются, им сложно сконцентрироваться на чем-то, у них низкая работоспособность, они упрямы, они моментально заводятся на какие-то ситуации, могут устраивать истерики, могут возникать вспышки агрессии. Для них характерен внутренний конфликт «хочу, но не могу». Например, желание примирить родителей при разводе. С одной стороны, ребенок хочет, чтобы родители были вместе, с другой — он не может их примирить. Сюда же относятся завышенные ожидания взрослых (родителей, бабушек-дедушек, учителей в школе) и реальные возможности ребенка. Он был бы и рад учится на все пятерки, как этого от него ждут, но не может.
Истерический невроз. При истерии ребенок стремится привлечь к себе внимание окружающих любым путем. Истерический невроз связан с фиксацией внимания окружающих на своем состоянии. Ребенок, привлекающий к себе внимание истериками и демонстративным поведением, никогда не причинит себе вреда, а единственное, что он хочет получить на самом деле, — компенсация недостающей ласки, внимания и любви. Самые заметные проявления такого невроза — энурез и энкопрез — часто возникают в период потери привилегированного положения в семье. Собственно, потеря интереса к себе и является основной причиной. Например, когда появляется младший ребенок или, или другое важное событие в семье внезапно отвлекает значимых взрослых. Ребенок с таким неврозом может, действительно, испытывать боли, но клиническая картина при этом будет показывать, что он здоров.
Невроз навязчивых состояний. Неврозы навязчивых состояний выражаются в потребности совершать одни и те же действия, ритуалы. Это может проявляться в неконтролируемом желании сосать палец, грызть ногти, ручки, волосы, выдергивать ресницы, перешагивать через трещины в асфальте и тд. При запрете родителей повышается тревожность, усиливаются явления невротизации, так как именно таким образом психика ребенка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний. В основе своей этот вид невроза несет как бы конфликт между разумом и эмоциями и как следствие отсутствие безопасности. «Вот так нельзя, но так хочется». Ну например, я знаю, что хорошие девочки не злятся. Но мне сейчас так хочется стукнуть этого мальчишку, потому что он отобрал мою куклу. Но хорошие девочки не злятся. Я хорошая девочка, поэтому я лучше буду грызть ногти каждый раз, когда злюсь.
Невроз страхов. Дети с неврозом страха боятся всего и без конкретного содержания, они тревожны, избегают новой для себя деятельности и очень неуверенны, боятся ошибиться, поэтому предпочитают не начинать какое-то новое дело. Они обычно очень зажатые, стремятся к контролю. Они послушные и легко управляемы. Внутренние переживания таких детей связаны со строгими, навязываемыми им социальными нормами – о том, как надо делать и каким надо быть. Например, «Если сейчас же не перестанешь, я уйду, останешься тут один в магазине плакать» И вот, ребенок уже сформировал себе реальность, несущую угрозу.
Депрессивная форма невроза. О ней обычно говорят в связке с подростковым возрастом. Выражается данная форма невроза в подавленном настроении, замкнутости, пониженной скорости реакции, сонливости или наоборот отсутствием сна, субъективном переживании одиночества и тд. Вообще подростковый возраст сам по себе довольно конфликтный в том плане, что я уже не ребенок, но я еще не взрослый. И очень часто складывается такая ситуация, когда требования к подростку предъявляют как ко взрослому, при этом степень свободы у него явно не как у взрослого. И это такой хрупкий возраст в том смысле, что помимо учебной деятельности подросток должен решать еще массу жизненно важных задач. Ему нужно ответить на вопрос: кто я? ему нужно учиться строить отношения, у него появляется новый вид потребности в конце-то концов — сексуальный, ему нужно перейти из детства во взрослую жизнь.
Собственно говоря: невроз, как и любой психосоматический симптом, это творческое приспособление. И единственно возможный вариант сохранить целостность психики в данное время в данных условиях. И наша задача помочь ребенку найти другой способ разрешения конфликта и удовлетворения своих потребностей. Любой родитель может задать вопрос: как это влияет на нашу жизнь? Например, у родителей сложности в сексуальной сфере, и у ребенка вдруг начинаются кошмары или он вдруг стал писаться, а когда мама берет к себе в кроватку — он перестает и успокаивается. Или мама не очень любит свою работу, и ребенок часто болеет, а маме, разумеется, приходиться с ним сидеть дома.
Ну и наконец, что же делать и чего Не делать?
Во-первых, как я уже говорила ранее — уделяем достаточное внимание себе, и своим отношениям с супругом. Здоровые и счастливые родители в ресурсном состоянии — уже можно сказать большая доля успеха! Во-вторых, обращаться за помощью. Это и значительно снизит уровень тревоги, и продвинет в понимании и решении проблем. Обращаемся к детскому или семейному психологу. Также специалист может направить к неврологу или психиатру, этого не стоит бояться или смущаться. Скорее всего, врач просто порекомендует поддерживающие препараты.Наша задача работать с причиной, а не с симптоматикой. Родителю важно быть внимательным к своему ребенку. Возможно, вы сможете заметить закономерности в проявлении тех или иных симптомов. Не стоит требовать прекратить те или иные действия, это только добавит напряжения. Ведь ребенок не может их контролировать и не всегда даже осознает. Не наказывать, не ругать, не стыдить. Смеяться и подшучивать тоже не нужно, это ранит и без того уязвимого человека.Невроз, как и любой симптом, не должен ассоциироваться с чем-то желаемым, с чем-то радостным. Сцепка происходит довольно быстро и подкрепление только усугубляет симптом. Например, если я могу весь день смотреть мультики и кушать вкусное варенье банками только когда болею, то я тогда, пожалуй, буду болеть почаще. Одна из самых главных, на мой взгляд, рекомендаций — это режим! Режим это и про границы, и про предсказуемость, а значит, и про безопасность — это все то, в чем дети особенно нуждаются. Важно заботиться о физическом здоровье — это достаточная активность, прогулки на свежем воздухе, побегать, покричать, пошуметь, поиграть — все это очень важно. Сезонные витамины, сбалансированное питание. Ближе к вечеру переходим на более спокойные виды деятельности. Чтение сказок, разговоры, ванны и тд. Можно завести определенные ритуалы, включить их в режим дня. Например, разговоры перед сном о прошедшем дне. О том, что в нем запомнилось, что встревожило, что было самым интересным — во-первых, это только ваше время наедине, во-вторых, это возможность ребенку высказаться и быть услышанным, получить поддержку и помощь.
Я желаю вам здоровья, сил и хорошего настроения! Берегите себя!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.