«Осень золото роняет»
Прокофьева Ольга Вячеславовна
Старшая группа № 6 (старшая) «Солнышко»
Содержание занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила необычное письмо, -письмо -загадку. Хотите узнать от кого это письмо? Тогда давайте прочитаем! А вы слушайте внимательно. (рассказ под музыку П.И. Чайковского «Времена года»).
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям. (отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое время года здесь описывается?
Дети: осень!
Воспитатель: Вот значит кто нам прислал письмо! — Осень!
-Как вы догадались? Что изменилось с приходом осени?
Дети: Стало холодно, листья пожелтели, стали опадать, часто идут дожди.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут еще одна записка. Осень хочет проверить, знаете ли вы осенние приметы. Я буду читать стихотворение, а вы должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезды вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко, Можно детям загорать? Ну а что же надо делать- Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Какие молодцы, на все вопросы правильно ответили!
-А теперь, осень нам предлагает превратиться в осенние листочки.
Физминутка
Осени в гости к нам пришла, (Поднять руки вверх.)
Сильный ветер принесла. (Покачать поднятыми руками вправо-влево.)
Листья кружатся, летят… (Покружиться, размахивая руками, имитируя
Кружение осенних листьев.)
Осень любит листопад!
Воспитатель: На этом сюрпризы от осени не заканчиваются. Посмотрите, ребята, осень нам прислала еще и картинки.
-Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено?
Дети: Осень!
Воспитатель: А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки).
-Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй- от третьей? Как мы назовем каждую из этих картинок? (Дети попадают в затруднение- они не знают ни названия месяцев, ни того, что осень бывает ранняя, золотая и поздняя.) Решение подсказывает воспитатель.
-Есть ранняя осень, есть поздняя. Как вы думаете, на каком рисунке ранняя осень, а на каком- поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы?
-Что бывает ранней осенью?
-Чем отличается поздняя осень?
-Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, октябрь, ноябрь. В сентябре- осень ранняя, в октябре- осень золотая, а в ноябре- поздняя.
-А давайте с вами сделаем цветок- годовик, у которого 12 лепестков по, количеству месяцев в году. (Заранее заготовлены 3 желтых лепестка, 3 белых, 3 красных, 3 зеленых)
-Как вы думаете, какого цвета осень? Давайте приклеим недостающие листочки.
Физминутка
Воспитатель: Ребята, послушайте как за окошком дует ветерок, это ветерок приглашает нас поиграть. Давайте споем песенку сильного ветра. Дети с силой выдувают воздух.
-Вот ветер начал стихать и совсем утих. Дети дуют с меньшей силой.
-Как называется слабый ветер? (ветерок)
-Только что вы ветер слышали. А можно ли его почувствовать? Дети с разной силой, в зависимости от команды воспитателя ветер или ветерок, дуют себе на руку..
-Можно ли ветер увидеть? (На столе лежат листочки по количеству детей. Воспитатель берет один, дует на него с разной силой и просит детей по виду листочка определить силу ветра. Затем этот эксперимент проводит каждый ребенок.
Воспитатель и дети садятся на ковер.
-Воспитатель: Ребята, а давайте заглянем в конвертик, и посмотрим, что еще прислала нам осень.
Воспитатель показывает им фотографии детей, сделанные в разное время года. На фото нет растительности по виду которой дети могли бы догадаться о времени года.
-Какая фотография сделана осенью?
-Как вы догадались?
-Зачем дети надели сапоги, куртки, шапки? (Осенью стало холоднее, подули сильные ветра).
-Зачем у девочки зонт? (Осенью часто идут дожди)
Физминутка
-Давайте попробуем изобразить дождь движениями. Если дождь слабый, то легко бежим на месте на носочках.
-Как назвать слабый дождь? (Дождик) Если дождь усилился, то наступаем всей ступней. По сигналу воспитателя «дождь» или «дождик» дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Ребята, осень нам прислала много подарков в конверте. А давайте в благодарность, мы подарим ей красивые открытки, которые мы сейчас с вами сделаем. Вы согласны со мной?
Дети выполняют аппликацию березу из собранных листьев на заранее приготовленных шаблонах стволов деревьев.
|