Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
(«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество»)
Воспитатель высшей кв.категории Коткова Галина Леонидовна
Муз.руководитель высшей кв.категории Хисматуллина Ляйля Анваровна Воспитатель татарского языка Огурцова Алсу Адиловна Старший воспитатель Корец Оксана Юрьевна Казань 2013 год Цель: совершенствовать знания о лесе, как сообществе растений и животных, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Обучать детей татарскому языку, используя информационно – коммуникативные технологии, игровые ситуации, демонстрационный материал.
Задачи: Развивать у детей психические процессы: слуховое внимание, память, зрительная ориентация; познавательный интерес к жизни птиц и диких животных. Воспитывать произвольное поведение во всех видах игр, соблюдая правила, личностных качеств, грамматического строя речи. Активизировать слова в речи, учить участвовать в обычном диалоге. Воспитывать интерес к татарскому языку. Формировать навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа: беседа о птицах, домашних и диких животных наблюдение на прогулке, просматривание фильма «Как звери знакомятся к зиме», чтение художественной литературы, игры. Материалы и оборудование: костюм Лесной феи, маски птиц, лупы, семена шишек, шишки, микроскоп, салфетки, солнышко, снежинка, интерактивная доска, аудиозаписи, синички, еловые веточки, раскраски, рукавички, фломастеры, мягкая игрушка собачки, снежинки разной формы. Содержание непосредственной деятельности детей. Организационный момент. Приветствие «Здравствуйте» (выполняют дети с воспитателем) «Здравствуй солнце золотое Здравствуй небо голубое Здравствуй вольный ветерок Здравствуй беленький снежок! Мы живем в одном краю Всех я вас приветствую!»
В. - «Колокольчик мой дружок Собери друзей в кружок Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся» В. - Покажите мне все глазки, Дети любите вы сказки? В. - Я приглашаю вас в сказочное путешествие. Для этого нужно закрыть глаза и послушать волшебную музыку. (звучит музыка). Входит воспитатель тат.языка с собачкой Акбаем. ( Дети открывают глаза) Воспитатель тат.яз.: - Вот так чудеса. Исэнмесез балалар! Дети: - Исэнмесез! Воспитатель: - Хэллэрегез ничек? Дети: - Эйбэт. Воспитатель - Хэерле кэн Дети - Хэерле кэн. Воспитатель тат.яз. - (говорит собачке Акбаю) - Син мине кая алып килден, кэчкэ элгердем? - (говорит детям) - Ели - ели за ним успела. Посмотрите ребятки, Акбай весь в снегу. Ребята, давайте посмотрим, какой снег? (ответы детей) Воспитатель тат.яз.: - Ребятки «слушайте – тынлагыз», “снег-кар”, “повтори – кабатла”, “кар( хлопаем), кар( тихо говорим), кар ( поем).
- Смотрите, какие красивые снежинки! - Ребятки, слушайте - тынлагыз. Снежинка - кар бэртеге. - Повтори –кабатла, кар бэр-те-ге (хлопаем), кар бэртеге ( шепотом) , кар бэртеге (поем). Повторяем с детьми. Воспитатель тат.яз.- Кар бэртеге нинди? Дети: - Зур. Кечкенэ. Воспитатель: - Ничэ кар бэртеге? (считаем) Дети: - Бер ,ике, эч, дурт, биш, алты... Игра “Снежинка” (Кулга тотынып тугэрэк тэ эйлэну) Йомшак карны алабыз, ( иелеп кар алу) Аннан туплар ясыйбыз (туп ясау) Суыктан без курыкмыйбыз ( туну) Рэхэтлэнеп уйныйбыз (урында йэгеру)
Эл-лэ-лэ, эл-лэ-лэ (фонариклар ясау) Кар бэртеге эйлэнэ (эйлэну) ?л-л?-л?, ?л-л?-л? ( фонариклар ясау) Кар б?ртеге ?йл?н? (?йл?н?)
Воспитатель тат.яз. : - Акбай узнал, что вы собираетесь в сказочное путешествие , я попрошу вас взятьего с собой. Вы согласны. А вы закройте все глаза, вас ждут чудеса. (Воспитатель надевает костюм Лесной Феи). (музыка заканчивается, и дети открывают глаза) Фея: «Здравствуйте ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я – Лесная фея. Приглашаю вас в мое зимнее и лесное царство»
1слайд ( «Красивая зима в лесу»)
Ф. - Друзья, а знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу? Сначала оденемся потеплее, почему? (ответы детей) Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку». (воображаемая ситуация) Скрип снега (запись) Идем осторожно, чтобы не наступить на кочку, а вдруг под кочкой чья-то норка, идем по тропинке, как услышим слово (кочка) перешагиваем ее, высоко поднимая ноги (дети идут и проговаривают) - Бочка-кочка-дочка—ночка-кочка-мочка-кочка- точка. Сколько кочек вы перешагнули? (ответы детей) Ф. - Вот мы и на сказочно зимней полянке. Слайд «Зимний лес» с текстом. Ф. - «А лес стоит загадочный А лес стоит таинственный Безмолвна тишина… Зверюшек и пичужек- Всех спрятала зима»
Ф. - А что остается на снегу когда по нему пробежит зверь? (ответы детей) Слайд (следы и текст загадки про зайца) …заяц. Кажется, здесь кто-то побывал? « Прыг да скок - исчез трусишка Это маленький зайчишка. Чьи это следы? Ф. На что похожи следы зайчика? Как зайчик готовиться к зиме? А есть ли у зайца свой домик? Слайд «Клесты на ели» - А зайчик просит вас рассказать про птиц, которые сидят на ели. Ф. Ребята, а вы знаете этих птиц? Незнаете? Рассказ о клестах. Тогда присядем на пенечки рядком поговорим ладком об этих удивительных птицах. Это кочующие птицы клесты. Обратите внимание на клювы этих птиц. Они особенные похожи на кресты, поэтому их назвали клестами. У клеста специально такой клюв, чтобы удобно было себе добывать корм. А питаются клесты семенами еловых шишек. Клесты своим клювом открывают чешуйки и достают семена - свое любимое лакомство. - На что похожи клювы этих птиц? - Как называются эти птицы? - Чем питаются? Слайд: (самка в гнезде) Клесты выводят птенцов зимой, когда кругом мороз и снег. Крохотным птенцам клеста – не страшен холод и голод, их согревают своим теплом клесты-родители. «Под еловой лапою Птенчики сидят. Деткам мама с папою Шишки шелушат»
Слайд (клеста) текст
«Клёст мороза не боится, Не страшна ему зима! Сосны, ели дарят птице Золотые семена»
- Что же это за семена такие удивительные? Пройдем в мою лесную лабораторию (дети подходят к столам, на белых салфетках семена ели и лупы) - Что вы видите в лупу? Что съедает клест? Идем дальше.
Слайд:(следы лисы и текст ) лиса.
Ф. Чьи это следы? « Всех зверей она хитрей Шубка рыжая на ней Пышный хвост – ее краса Это зверь лесной…( лиса)»
Ф. На что похожи следы лисы? А как зимует лиса? Как называется дом лисы? (ответы детей) -А лисичка хочет посмотреть игру «Перелетные птицы» Звучит музыка. Игра « Перелетные птицы» Слайд: (следы белочки, текст) белочка. Ф. - А это что за зверек? «Хвост пушистый, а глазки зорки Прыгает по веткам елки На земле сорвет грибок И домой с грибком – скок!» Чьи следы на снегу? Где живет белка? Как готовиться к зиме? А что служит одеялом белочки?
- Наша белочка загрустила, она потеряла своих малышей, я предлагаю помочь ей.
Слайд с животными и их детенышами. Игра «Найди свою маму» Ребята, порадуйте животных своим хороводом. Музыка «Хоровод» «Надели шубки белые пушистые зайчата, Зима пришла, зима пришла! Зайчата снегу рады. Свои обновки серые, Бельчата распушили, Зима пришла, зима пришла! Так белочки решили. Зима нам тоже нравится, Мы шубки надеваем, Как зайчики, как белочки мы на снегу играем» Слайд. (Следы волка, текст), волк.
Ф. Кто зимой холодной, бродит в лесу злой и голодный? Чьи следы на снегу? Чем питается волк? Где живет волк? Ребята, волк выбежал на полянку с вами поиграть в игру:
«Чего и кого не может быть в зимнем лесу?»
Слайд. Зимний вид, ежик, рыжая и серая белка, ласточки, лягушка, лиса, вороны, снегири, волк, воробьи, синички, заяц серый и белый, дятел. Посмотрим, какой порядок навели на волшебной полянке. Кто же остался? Лиса, снегири, белый заяц, дятел, белка в серой шубке, воробьи, вороны, синички, волк.
Ф. Ой, друзья, что-то холодно стало! Давайте погреемся.
Слайд (Зимний лес… медведь в берлоге) «Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег, И на елке снег, снег, И под елкой снег, снег, А под снегом спит медведь, Тише, тише – не шуметь» - Ребята, где живет медведь? (ответы детей)
Слайд. (Медведь в берлоге)
- Почему нет следов? - О чем мечтает медведь в берлоге? - А почему он сосет лапу?
Ф. Мишка передал мне рукавички, и попросил вас нанести на них орнамент, дети предают рукавичку друг другу.
Рисование. Звучит музыка. Молодцы, ребята! Рукавички обязательно понравятся медведю. Попробуем из рукавичек выложить слово, которое начинается с песенки комарика (зима). Рефлексия. Ребята, а о чём мы с вами сегодня беседовали? Что вы узнали нового из нашего путешествия? А кому понравилось наше путешествие, возьмите себе птичку синичку, а если не понравилось еловую веточку.
Мне было очень приятно путешествовать с вами по лесу! Вы были очень внимательны! На память о нашей встрече, я дарю вам зимние раскраски. Слайд. Идет снежок и текст. «Снежинки в небе закружились, И к нам на плечи опустились, Вокруг красота и покой, Ну а нам пора домой»
Звучит музыка. Закрываем глазки и послушаем красивую музыку. (Воспитатель переодевается).
|