Психотерапия эффективна в той мере, в какой терапевт способен к присутственному контакту

Еще одним фактором экологии и эффективности диалогово-феноменологической психотерапии выступает качество присутственного контакта, поскольку именно присутствие терапевта и клиента в жизни друг друга в течение терапевтической сессии является необходимым (хотя и не достаточным) условием восстановления переживания. Разумеется, что не каждый терапевт обладает высокой способностью к организации присутственного контакта. А ведь даже при высокой культуре осознавания терапевта процесс переживания может оставаться блокированным ввиду отсутствия пространства для него, каковым является присутственный контакт. 

Более того, интенсивная феноменологическая динамика, результаты которой размещаются терапевтом в процессе терапевтической сессии, может оказаться небезопасной как для терапевтического пространства в целом, так и для клиента, в частности.

Интервенция, основанная на феноменах терапевтического контакта и исходящая из непосредственного опыта, обладает довольно высокой интенсивностью и силой. Это зачастую провоцирует возникновение новых феноменов, которые нуждаются в переживании. При отсутствии такой возможности, которую обеспечивает присутствие, напряжение в контакте становится чрезмерным и разрушает или деформирует переживание. Интервенция из непосредственного переживания – тонкий и довольно опасный инструмент, пользоваться которым можно лишь при соблюдении некоторых условий. Наиважнейшим из них является устойчивый присутственный контакт, который в состоянии обеспечить витальность процесса переживания любого феномена, возникшего в нем. Такое свойство присутственного контакта, очевидно, является следствием того факта, что любой феномен, возникший в поле, появился лишь в пространстве контакта. Поэтому и ассимиляция любого феномена возможна лишь в контакте. Именно на этом положении основан терапевтический риск, который предполагает диалогово-феноменологическая модель контакта.

Учитывая вышесказанное, профессиональная подготовка психотерапевта, опирающегося на диалогово-феноменологический подход, помимо уже упоминавшегося тренинга осознавания, предполагает формирование навыков установления и поддержания присутственного контакта. Технически тренировка этого навыка начинается с различения в терапевтической сессии простого взаимодействия по поводу некоторой проблемы или симптома и контакта как «соприкосновения жизнями» двух людей.

Для начала следует попробовать обратить свои слова, описывающие некоторый элемент непосредственного опыта лично другому человеку. Причем произнесены они должны быть про себя и от себя лично. После того, как терапевт заметил эту разницу между «говорить что-либо» и «говорить лично про себя, лично Другому», она останется не просто некоторым важным знанием, а опытом, который будет запечатлен «в сердце». В дальнейшем ему достаточно будет лишь сверяться с этим впечатлением, чтобы констатировать наличие или отсутствие присутственного контакта. Один раз испытав такого рода присутствие, забыть его, как и обмануть себя, станет невозможно.

Однако несмотря на сформированность личного маркера присутственного контакта тренинг этого навыка не заканчивается. До тех пор, пока навык присутственного контакта не станет естественным, легким и спонтанным, пройдет немало времени. Поначалу же способность к присутственному контакту будет неустойчивой и фрагментированной, а прерывания его довольно частыми. С течением времени регулярной практики, способность к присутственному контакту у терапевта становится все более стабильной. Нечего и говорить, что способность к присутственному контакту у терапевта в терапевтическом процессе является одним из источников развития аналогичной способности у клиента. 




Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • РОСКОШЬ И ОПАСНОСТЬ ПРИСУТСТВЕННОГО КОНТАКТА И БЛИЗОСТИ
  • Качество терапевтического контакта важнее содержания психотерапии
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • О токсичности терапевтического контакта
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Любовь и Страх в «теории» о четырёх стихиях или «Шторм» как следствие напряжения контакта
  • Место контакта или как быть ближе со своим "взрослым ребенком"
  • Обида как сигнал о нарушении контакта
  • Целебная сила контакта: о чрезвычайной эффективности присутствия в терапии
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • О важности контакта с ребенком
  • Сексуальный цикл контакта
  • Настоящий контакт возможен лишь при условии возможности отказа от него
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Упрощенная" модель Переживания (для тех, кому пока сложно пользоваться полной моделью)
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • Способность терапевта к переживанию и свободному выбору - необходимое условие эффективной психотерапии
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Кто и что является источником кризиса в психотерапии?
  • Личные проблемы терапевта или спонтанная динамика терапии?
  • Психопатологии не существует, это лишь наш способ концептуализировать контакт с Человеком
  • ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК НАВЫК ПЕРЕЖИВАНИЯ ЖИЗНИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь