|
Про обычные вопросы и токсичные ответы в отношениях.Этот пост для тех и про тех людей, которые росли в таких семьях и социальном окружении, в которых привычной реакцией в ответ на проявление любопытства и задавание вопросов были такие реакции, как проявление раздражения или других форм агрессии, стыжение, унижение, игнорирование.
Маленького человека либо "затыкали", либо отправляли искать ответы самостоятельно, когда он был еще не способен сам, без помощи с этим справиться. И реакции эти "выдавались" человеку не единожды, не разово, а регулярно и систематически. Таким образом, у человека сформировались определенные поведенческие и эмоциональные паттерны, которые теперь, во взрослой жизни, мешают выстраивать близкие, доверительные, здоровые отношения с другими людьми и с самим собой. Моя мама многие годы считала, что у меня есть неприятная привычка "докапываться" до нее. Очень часто людям кажется, что они отвечают на заданный им вопрос, а на самом деле - нет. Вместо ответа на заданный вопрос люди:
Причины этого феномена разные.
От бессознательно унаследованных семейных традиций избегать разговоров на "опасные" темы до простой невнимательности. В целом, в нашей истории травля особо настойчивых задавателей вопросов во времена войны или репрессий - вполне закономерная штука. В ситуации реальной опасности этот паттерн поведения оправдан необходимостью защищать целостность, например, семьи, скрывая семейные секреты. И переданное примером, через неосознанные установки, такое поведение зачастую воспринимается носителями как нечто естественное и безобидное. По этому зачастую токсичный, заглушающий вопрошающего человек искренне не представляет степень своей токсичности и наносимого ущерба, если речь идет о близком взаимодействии или воспитании того, кто от него зависит или ему подчиняется. Конечно, задающие вопрос люди тоже бывают токсичными и нарушающими границы того, кому задают вопрос. Перегибы возможны в обе стороны.
И еще:
И главное:
И я отвечаю: можно. P.S. А если говорить про мои личные отношения с мамой, то я довольно долго работала с этим вопросом на своей психотерапии в качестве клиента.
И в одном совместном отпуске (мы с мамой живем далеко друг от друга и очень редко видимся) мы однажды очень много разговаривали. О нас. И я рассказывала ей о том, как болезненны для меня некоторые ее слова и реакции и чего мне всегда не хватало в общении с ней и до сих пор важно и очень хочется. Я никогда до этого не говорила об этом с мамой. Потому что до психотерапии не умела и не знала не только, как об этом говорить, но и о том, что об этом вообще можно сказать. И у меня получилось сказать, а у мамы - услышать. Более того, постепенно и мама начала говорить мне о том, что бы ей хотелось и было важно от меня. И научилась делать это в такой форме, что мне было легко ей ответить, с благодарностью и теплом. Так что самый эффективный способ научить чему-то другого человека в отношениях – это действие личного примера. При условии, конечно, наличия у второго человека искреннего желания участвовать в улучшении ваших отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|