ПРИЗРАКИ ДЕТСТВА: "МАМА, ДОТРОНЬСЯ ДО МЕНЯ"

В эксперименте Харлоу маленьким обезьянкам был предложен выбор между двумя различными «матерями». Одна из матерей была изготовлена и мягкой махровой ткани, но не давала еды. Другая была сделана из проволоки, но давала еду из прикрепленной на ней бутылочки для кормления детей. Ученый забирал маленьких обезьянок у матерей через несколько часов после их рождения и отдал их на воспитания этим суррогатным матерям. Большинство обезьянок предпочитало проводить время с «махровой матерью», а к «проволочной матери» приходили лишь затем чтобы поесть. Харлоу сделал вывод, что комфортность контакта с матерью имела гораздо большее значение чем еда. Результаты, полученные в ходе экспериментов ученого корреспондируют со знаменитыми работами Буолби, который говорил о том, что связь возникает не только в результате удовлетворения первичных потребностей, но также посредством цепляния к первичному объекту.

При этом совершенно не удивляет тот факт, что детеныши, воспитанные суррогатной махровой матерью демонстрировали невротическое поведение. В дальнейших исследованиях после того как малышам был предоставлен качающий суррогат, они проявляли меньший уровень аномалий в развитии. И совсем не удивительно, что относительно нормальное развитие и оптимальное взрослое функционирование наблюдалось лишь у тех обезьян, у которых были контакты с реальной матерью по крайней мере 30 минут в день. Таким образом, ученый предположил, что человеческие младенцы также нуждаются в поддерживающем связь прикосновении. Заботливое прикосновение обеспечивает нормальное развитие и дает возможность вырасти психологически здоровым человеком.

Когда к нам прикасаются, в точке контакта происходит давление на кожу, под которойрасположены рецепторы давления, имеющие название пластинчатые тельца Пачини. Тельца Пачини. подвергаясь раздражению посредством давления, отправляют сообщение в мозг. Сигналы от телец Пачини направляются к блуждающему нерву, важному пучку нервов, распологающимся глубоко в мозге. Блуждающий нерв имеет ответвления, которые блуждают по всему телу, включая сердце. Блуждающий нерв замедляет сердцебиение и снижает кровяное давление. Важно, что блуждающий нерв обслуживает желудочно-кишечный тракт и оказывает существенное влияние на процессы переваривания, усвоения и очищения. Он также является «переключателем» между симпатической и парасимпатической нервными системами. Кроме того, прикосновение ведёт к снижению кортизола, и одновременно усиливает выброс окситоцина, стимулирующий чувства доверия и привязанности.
 

Грудные дети, к которым в течение дня часто дострагиваются, став взрослыми людьми, не испытывают дефицита в рецепторах кортизола в гиппокампе, в отличие от тех детей, которые не получают прикосновений и подвержены стрессам: эти дети, как правило, вырастают людей с пониженным числом гиппокампальных рецепторов кортизола. Когда в дальнейшем стрессовая ситуация провоцирует рост уровня кортизола, там оказывается меньше рецепторов для его получения и кортизол заполняет гиппокамп, оказывая негативное воздействие на его рост. В таком случае уменьшенный или повреждённый гиппокамп менее способен подавлять выбросы кортизола, и человек постоянно может оказываться заблокированным в состояниях высокого уровня эмоционального возбуждения и стресса.

 

По-видимому ни в какой другой период жизни человек не зависит так сильно от тепла и заботы которые в частности выражают себя в эмоционально теплом и заботливом прикосновении. Тяжело даже представлять маленького ребенка без матери и ее заботы о растущем человеке. Отношение матери ее забота безопасность покинутость всегда идут вместе. Для ребенка отсутствие матери (не всегда фактическое) означает страх, неутолимую нужду, голод, которые в дальнейшей жизни человека становятся препятствием и причиной серьезных нарушений психоэмоционального и физического развития. Отсутствие матери равносильно утрате ребенком базисного самоощущения и наносит тяжелейшую травму которую полностью невозможно исцелить. Если ребенку недостает матери или другого, постоянно опекающего человека, который не только удовлетворяет базисные детские потребности, но и готов проявлять эмоционально и физически любовь к нему, то такой ребенок оказывается лишен самого необходимого для его развития.

К чести многих психологов сегодня существует множество опубликованных исследований, рассказывающих родителям о необходимости полного участия в жизни растущего человека. Вместе с тем индустрия детства наряду с производством полезных товаров для детей предлагает огромное количество игрушек и материалов, чтобы обеспечить не детям благополучие, а свободное время их родителям. Я наблюдала несколько счастливых матерей, которые приобрели подобные игрушки, предвкушая как они освободят их от назойливого ребенка. Какой результат мы получим от подобных «полезностей» покажет время.

Закончу сновидением моей клиентки, которое она любезно разрешила мне использовать в этой публикации.

Елена, 31 год. «Я лежу на пляже, недалеко от меня я замечаю мужчину, у которого очень красивая загорелая кожа. Я хочу его соблазнить. Но он уходит к океану. Я думаю, что он не вернется, он утонет. Потом я замечаю свою мать. Я кричу «Инна, Инна», но она не слышит меня, я вскакиваю и бегу к ней на встречу: «Инна, мама, это я. Мама такое солнце, я хочу полежать. Полежим вместе». Мы ложимся. Моей подстилки не хватает нам двоим. Я уступаю ее маме. Сама лежу на песке. Песок огненный. «Мама, дотронься до меня», - прошу я. Но мать одевает очки и обращает свое лицо к солнцу. «Мама, дотронься до меня», - продолжаю просить я. Она говорит: «Тот мужчина, что в океане, пускай он дотронется до тебя». Дальше я занимаюсь сексом с тем мужчиной, его тело холодное от воды, это очень приятно, это меня остужает. Мне хочется его вобрать в себя. Я плачу. Я проснулась от того, что плачу».



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Дочки-матери, или Почему мама не всегда права
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • 10 признаков того, что пришло время отпустить человека
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Люби меня как я тебя, и будем вместе мы всегда
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Мама только люби меня...
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь