|
Портрет человека с "нарциссическим комплексом"
Комплексы выростают на месте «надлома» Я. Каждый комплекс предполагает и определенный способ заполнения Я. Эти комплексы таковы: самоуничижение, мученичество, садистские наклонности, нарциссизм и ненасытная жажда любви.
Один из способов создавать искаженные отношения —это использование других людей в качестве зеркала для отражения образа необыкновенного человека. Партнер в таких отношениях призван выражать восхищение и любовь, удовлетворять все желания, ежедневно добиваться расположения и —в случае успеха —испытывать счастье. На партнера перекладывается ответственность за собственное благополучие. Будучи «зеркалом» и не отвечая в соответствии с ожиданиями фразой из небезызвестной сказки, партнер может быть покинут. Но, с другой стороны, необходимость видеть в отражении свое Идеальное Я заставляет человека с комплексом нарциссизма соответствовать... собственным сверхожиданиям от себя и добиваться всеми возможными средствами жизненно необходимого ответа «зеркальца»: «Ты, конечно, всех милее, всех красивей и умнее». Как правило, подобными нарциссами становятся люди, жившие в чрезмерной опеке родителей, считавших себя заботливыми и любящими, но на самом деле использовавших ребенка для удовлетворения своих потребностей (обычно неосознанно). Их мерой воспитания были сверхопека, но при этом ребенок ощущал и предъявляемые к нему высокие требования. Если родители с детства предупреждали малейшие желания своего ребенка, так что он даже не успевал как следует что-либо пожелать, впоследствии он уже не очень понимает, чего на самом деле хочет он, а что является желанием его родителей. Ребенку давалось так много, что он не испытывал никакой радости от всего того, что ему предоставлялось. Тем более что он осознавал: все это не просто так, все это —вклад в его будущие достижения, а значит, его долг перед родителями неуклонно растет. Ребенок так и не научился преодолевать трудности и самостоятельно доводить дело до конца. Ограждая своего ребенка от неверных шагов и мук сомнения, родители принимали решения за ребенка. Они все предвидели и заранее прокладывали ребенку комфортную «дорожку» для достижения ими же намеченного результата. Поэтому такой сверхопекаемый ребенок, вырастая, так и не обучился выбирать, решать, принимать ответственность, преодолевать трудности. Оказываясь в ситуации выбора, уже будучи взрослым, он испытывает нерешительность и беспомощность. Он может жить только в условиях нескончаемой поддержки, похвалы и восхищения. Взаимоотношения любви и партнерства для такого человека чрезвычайно затруднены. Прежде всего, для него быть любимым —означает снова соответствовать завышенным ожиданиям, скрывать свое несовершенство и ощущение глубокой ничтожности по сравнению с тем образом, который он должен предъявлять окружающим. Так как бывший «перелюбленный» ребенок плохо знает свои потребности, пассивен, неуверен в себе, не привык брать на себя ответственность за свои поступки, принимать серьезные жизненные решения, то нужен человек, который возьмет на себя этот груз. К тому же он не привык активно привлекать к себе внимание и сообщать о своих желаниях. Окружающие должны сами заметить его, самостоятельно догадаться, чего он хочет, и сделать все возможное, чтобы их отношения сложились. С другой стороны, нарциссы обучены соответствовать ожиданиям близких людей. Поэтому, как только у них начинают возникать партнерские отношения, они начинают стремиться к тому, чтобы выглядеть в глазах партнера «хорошими», скрывая истинные чувства и демонстрируют партнеру свои достижения и умения, будто убеждают, что тот выбрал качественный «товар».От партнера ожидается что он должен взять на себя функцию «волшебного зеркальца». Нарцисс старается не только не замечать негативные проявления партнера, но и вытеснять собственные чувства, которые возникают как реакция на деструктивные взаимоотношения. Это, в свою очередь, оказывает разрушающее влияние на состояние здоровья нарцисса.
Родительские посылы, которые могут привести к нарциссизму:
«Ты необычный ребенок, и поэтому должен многого добиться»
«Ты необыкновенный ребенок и, конечно, лучше остальных детей, которые тебя окружают»
«Ты не должен слишком затруднять себя, ты всегда должен рассчитывать на мою помощь»
«Ты не должен ни о чем беспокоиться. Я окружу тебя такой заботой, что тебе не придется переживать никаких неудобств»
«Ты — самое главное в моей жизни. Все, что есть у меня, я отдам тебе, лишь бы тебе было хорошо»
«Что бы ты ни делал, я всегда помогу тебе и выполню все то, что доставляет тебе слишком большие трудности»
«Мир слишком грязен и опасен, и ты нуждаешься в защите от него»
«По-настоящему ты можешь рассчитывать только на любящих тебя родителей»
«Ты всегдадолжен выглядеть хорошо в глазах других людей, что¬бы ни происходило»
«Ты должен быть таким, каким я мечтаю тебя видеть и каким я когда-то не смог стать»
«Ты должен стать таким, чтобы я мог гордиться тобой перед другими людьми»
«Тебя недостойны обычные люди. Тебя достойна любовь только необыкновенных людей, которые доказали свою неординарность»
«Ты должен добиваться успехов и показать всем, что ты неординарный человек»
Выводы ребенка:
-«Я должен выглядеть хорошим, умным, талантливым и успешным»
-«На самом деле я не чувствую себя таким, каким меня хотят видеть. Но я должен соответствовать ожиданиям, поэтому я буду притворяться»
-«Я должен выглядеть так, чтобы родители не разочаровались во мне»
-«Я не знаю, чего я хочу»
-«Все, что я захочу, должно быть у меня»
-«Чем меньше я проявляю инициативы, тем меньше вероятность, что я сделаю ошибку, и тем меньше вероятность, что все обнаружат, что я вовсе не совершенен»
-«Когда меня любят, я не могу быть самим собой, а должен оправдывать ожидания любящего»
-«Если меня никто не хвалит, значит, они догадались, что я вовсе не совершенство»
-«Я должен испытывать только правильные чувства, чтобы они видели, что я действительно хороший»
-«Иногда я испытываю плохие чувства. Если я проявлю их, они могут разочароваться во мне. Надо скрывать свои чувства»
-«Хороший человек тот, кто чего-то достигает. Я должен достигать вершин»
-«Не важно, каким путем достигнут успех, главное, чтобы все видели мои достижения»
-«Не надо достигать слишком больших успехов, потому что впоследствии от меня будут ожидать еще больших достижений, а я не смогу оправдать ожиданий»
Результаты:
Низкая самооценка
Высокая тревожность
склонность к депрессиям (со сглаженной, не выраженной симптоматикой)
Апатия, безынициативность
Компенсаторное высокомерие
Страх провала
Страх успеха
Потребность быть всегда правым
Трудности в принятии решений
Отсоединение от собственных чувств
Потребность в непрерывном восхищении и поддержке
Страх близости
Страх быть отвергнутым и покинутым
Зависимость от мнения окружающих
Автор текста: Е. Емельянова
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|