Сходство между трудными клиентами и их психотерапевтами

Чем больше мы раздражаемся и негодуем по поводу тех или иных клиентов, которые особенно нам досаждают, тем сильнее мы на них похожи, хотя не склонны это признавать. Сопоставляя наиболее характерные особенности клиницистов и их самых трудных пациентов, Форд пришел к ошеломляющему выводу. Большинство врачей сходятся во мнении, что набольшее беспокойство им доставляют пациенты с хроническими соматизированными расстройствами, для которых уход в болезнь — это способ существования. Сюда относятся пациенты, страдающие хроническим болевым синдромом, которые свыклись со своей ролью, или те, кто постоянно жалуется на симптомы, против которых медицина бессильна. В частности, речь идет об ипохондрических и истерических тенденциях, симуляции, конверсионных расстройствах.
Все эти пациенты обладают общими особенностями, что не вызывает удивления. Например, пациенты с соматизированными расстройствами зачастую являются выходцами детских домов, где их жизненно важные потребности полностью не удовлетворялись. Нередко в детском возрасте такие пациенты были свидетелями тяжелого заболевания или смерти близких. Для них характерна выраженная депрессия, злоупотребление медикаментами, бедность эмоций. Самое удивительное произошло, когда Форд сопоставил все эти качества с наиболее распространенными особенностям врачей: при этом выяснилось, что между врачами и их пациентами много общего.
Существуют и другие параллели между трудными пациентами и их врачами. Так если пациент страдает ипохондрией, доктор, напротив, склонен принижать значение болезни и смерти. Пациент демонстрирует явную склонность к зависимости - у доктора появляется готовность бороться с подобными стремлениями клиента. Пациент нуждается в покровительстве, а доктор тем временем тешит себя иллюзиями о собственных неограниченных возможностях. Проанализировав свои находки Форд приходит к следующему выводу: "Благодаря психологическому сродству пациенты с соматизированными расстройствами обладают способностью индуцировать интрапсихические конфликты у своих врачей".
Имеет смысл понять, как можно использовать сделанные Фордом наблюдения в терапевтическом взаимодействии: действительно ли есть сходство между нами, нашими личностными проблемами и теми клиентами, которые вызывают у нас наиболее сильные отрицательные эмоции? В чем оно состоит?
Психотерапевты нередко приходят на работу, как и их клиенты, несколько взвинченные в результате домашних конфликтов. Общими для нас являются способность оказывать влияние на других людей, высокая чувствительность к чувствам окружающих, склонность бурно реагировать на проявления зависимости, а также стремление к власти и доминированию в межличностных отношениях. Все это наводит на размышления о том, что наиболее проблемные наши клиенты несут в себе наши отрицательные черты; вместе с тем наши собственные эмоциональные реакции на клиентов могут дать ключ к отысканию методов работы с ними.
Поскольку трудные клиенты чаще всего характеризуются по своему влиянию на психотерапевта — способности вызывать его гнев, раздражение, тревогу или оза­боченность, важно знать диапазон своего реагирования. Клиенты какого типа, с каким диагнозом, манерой себя вести постоянно приводят вас в замешательство? Во всяком случае, даже если вы не согласны с тем, что ваше собственное предвзятое отношение делает клиента трудным, вы, скорее всего, не станете возражать против того, что клиент и психотерапевт в равной мере ответственны за возникающие при взаимодействии проблемы.
Когда психотерапевтический процесс наталкивается на препятствие, в первую очередь следует проанализировать свое поведение.
• Что я делаю такого, что создает или усугубляет проблемы в терапевтическом альянсе? Почему я по-разному воспринимаю этого клиента при личном общении и в телефонном разговоре? Такое впечатление, что мне хочется показать ему, кто здесь главный, когда он явно вторгается на мою территорию.
• Какие неразрешенные личные проблемы оказались затронуты в процессе возникшего конфликта? Вероятно, я пытаюсь сделать для этой дамы слишком много и беру на себя всю полноту ответственности за развитие событий. Нет, у меня попросту нет конкретного плана действий. Я ощущаю разочарование, когда не знаю, на каком этапе мы находимся и нравится ли ей наша совместная работа. Эта женщина держит меня в неведении, поэтому я вынужден проявлять сарказм, язвить, чтобы спровоцировать хоть какую-то реакцию. А то, что я получаю в ответ, мне не нравится.
• Кого данный клиент мне напоминает? Дядю Мэтта. Определенно его. Они оба используют одни и те же способы, чтобы приручить человека. Помню, сколько раз он заговаривал мне зубы...
• В какой форме я отыгрываю свое нетерпение и разочарование по поводу успехов клиента? Она просто попросила меня перенести время нашей очередной встречи, потому что не сможет прийти вовремя. Почему я так бурно среагировал на это? Обычно я иду на такого рода уступки гораздо охотнее.
• Чего я ожидаю от этого клиента? Этот парень действительно страдает, потому что его отец в больнице. Я рассказываю ему о своем отце, о том. что понимаю его чувства, а он отчитывает меня, словно я слуга, который лезет не в свое дело. Возможно, моя откровенность была ни к чему.
• Есть ли у меня собственные потребности, которые не удовлетворены в этих отношениях? Я жду, нет, я требую, чтобы люди проявляли по отношению ко мне некоторую благодарность за то, что я для них делаю. Хотя мои профессиональные услуги оплачиваются, я занимаюсь этим делом главным образом потому, что хочу помогать людям. Скажу честно, это даже дает мне ощущение власти. Когда клиент не ценит моих усилий, я чувствую себя обманутым.
Вы можете самостоятельно придумать и другие вопросы, позволяющие понять, почему тот или иной клиент вызывает ваше беспокойство или почему вы работаете не столь эффективно, как обычно: каких сведений вам недостает, чтобы лучше понять суть происходящего? Какие ваши действия были неверны? Почему вы явно пытались заставить клиента поступать так, как считаете нужным вы? Нет ли у вас предвзятого отношения к этому клиенту? И, наконец, самый важный вопрос, который следует себе задать: что мешает вам проявлять больше заботы и сочувствия к этому человеку?
Ответив честно на все вышеперечисленные вопросы, вы, скорее всего, сможете понять, почему данный случай оказался столь трудным, а также увидите собственную роль в эскалации проблем, вместо того чтобы обвинять клиента в сопротивлении и нежелании сотрудничать. Трудными клиенты обычно бывают по одной из двух причин:
1) они не уверены в том, что психотерапевт их понимает и принимает, или
2) они опасаются подпустить психотерапевта слишком близко.
В любом случае, отмечая собственные чувства гнева и разочарования, а также принимая в расчет свои неразрешенные проблемы, психотерапевт сможет понять причины и проработать сопротивление клиента.
Ford,C.V. The Somatizing Disorders 1981
Kottler, J.A. The compleat therapist. Compassionate therapy: Working with difficult clients. 1991


Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Почему меня не ценят или когда женщина слишком старается
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Занять свое место, или Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Как концепция границ в психотерапии позволяет психотерапевту понять внутренний мир клиента?
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Знакомство. Принципы психологии, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свое знакомство!
  • Роль психотерапевта в жизни клиента
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Техника работы с бессознательным. Как понять свои истинные желания и проблемы.
  • Для женщин в эротическом бизнесе: почему клиенты относятся грубо, не оставляют чаевых?
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Для женщин в эротическом бизнесе: почему клиенты относятся грубо, не оставляют чаевых? Как это изменить?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Какие бывают клиенты?
  • Психотерапия от клиента. Любовь к себе.
  • Как поддержать себя, когда одолели проблемы
  • Почему клиенты уходят из терапии?
  • "Почему ты меня не бросил?!" Заметки психотерапевта.
  • "Почему ты меня не бросил?!" Заметки психотерапевта.
  • Почему клиенты не уходят от плохих терапевтов?
  • Проблемы в отношениях, которые приводят к изменам
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь