Памятка. Как стать лидером! Часть 22. Проектирование будущего

От автора: Как коуч по лидерству, я несколько лет назад пришел к убеждению, что можно в любом менеджере раскрыть его скрытый потенциал лидера, и после многих лет успешной работы, я решил составить Памятку "Как стать лидером". 
Сегодня поговорим о наших возможностях проектирования нашего будущего.
 
(Продолжение. Читать )
 
Как стать лидером! Часть 22. Проектирование будущего.
 
"Будущее уже существует, и поэтому неудивительно, что его можно наблюдать сейчас"
(Н. А. Козырев, советский ученый, астрофизик Пулковской обсерватории)

Итак, поговорим о наших возможностях проектирования нашего будущего. Как всегда, немного теории.
Памятка Как стать лидером Часть 22 Проектирование будущего
При изменении знака времени базисные уравнения физики не меняются, следовательно, время обратимо. В квантовой механике есть принцип слабой причинности, который позволяет получать информацию из будущего в том случае, когда данная информация касается только случайной составляющей будущего события. Выводы из проведенных экспериментов, как и в астрономических наблюдениях Н.А. Козырева -  будущее «видно» только в той его части, на которую не могут влиять ни наблюдатель, ни природа. Иначе говоря, регистрация будущих состояний физических систем возможна только при условии, что эти состояния нельзя изменить.
 
Во времена великого австрийского ученого физика Л.Больцмана было известно, что между вероятностью и необратимостью существует тесная связь. Из этого следует, что различие между прошлым и будущим и, следовательно, необратимость - могут входить в описание системы только в том случае, если система ведет себя достаточно случайным образом. Действительно, что такое стрела времени в детерминистическом описании развития общества?  Если будущее каким-то образом содержится в настоящем, в котором заключено и прошлое, то что, тогда означает стрела времени? Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано. Поэт Поль Валери писал: «Время есть конструкция».
 
Следует подчеркнуть, что вблизи точек бифуркации (критического состояния системы) в них наблюдаются значительные флуктуации (отклонения от нормы). Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции, и знаменитый закон больших чисел, если понимать его как обычно, перестает действовать. Небольшая флуктуация может послужить началом развития в совершенно новом направлении, которое может резко изменить все поведение жизни клиента, как системы.

И. Пригожин  — бельгийский физик, химик русского происхождения, лауреат  Нобелевской премии по химии за работы в области неравновесной термодинамики, является создателем крупнейшей научной школы исследователей в области физической химии и статистической механики, известной как брюссельская школа. Одно из главных достижений И. Пригожина заключалось в том, что было показано существование неравновесных термодинамических систем, которые, при определённых условиях, поглощая вещество и энергию из окружающего пространства, могут совершать качественный скачок к усложнению. Причём, такой скачок не может быть предсказан, исходя из классических законов статистики. Такие системы позже были названы его именем. И.Пригожин уделяет особое внимание  рассмотрению проблемы времени, происхождению стрелы времени, природе необратимости. Сущность происходящей в наши дни научной революции состоит в том, что современная наука о сложном  опровергает детерминизм и настаивает на том, что креативность проявляется на любом уровне природной организации. Природа содержит нестабильность как существенный элемент - как правило, имеет место не единичная бифуркация, а целые каскады бифуркаций, в результате которых возникают новые макроструктуры, поэтому мы не можем предсказать, что произойдет. Другими словами - будущее открыто. Мир находится в становлении, участниками которого являемся мы сами. Тем самым наука обретает и новое человеческое измерение.
 
В сложных физических системах всегда присутствуют случайности и неопределенности. Обращая внимание на это обстоятельство, ученый М. Воротков утверждает, что время организует неопределенности, управляет ими. При этом, он трактует влияние времени как проявление творческого начала в нашем мире. При такой трактовке исключается жесткая детерминированность событий мира, ибо посредством активных свойств времени оказывается возможным изменение хода процессов. Этот вывод находится в согласии с представлением Н.Козырева об отсутствии жесткой предопределенности будущего. В работах Н.Козырева время выступает как самостоятельное явление природы, которое посредством своих физических свойств активно воздействует на события мира. Можно сказать, что время, по Козыреву, есть как бы особого рода субстанция, существующая наряду с веществом и физическими полями. Вывод Козырева: «Будущее уже существует, и поэтому неудивительно, что его можно наблюдать сейчас».
 
В общем, ситуация вокруг проблемы времени остается ныне в значительной мере такой же, какой она была еще несколько веков назад. Ее хорошо иллюстрируют слова, приписываемые Блаженному Августину:
«Пока я не думаю о времени, я знаю, что есть время, но как только я задумываюсь о нем, я перестаю понимать, что такое время».
 
Правдиво рассказывая о прошлом, люди извлекают из памяти не сами события – они прошли, – а слова, подсказанные образами их: прошлые события, затронув наши чувства, запечатлели в душе, словно следы свои. Детства моего, например, уже нет, оно в прошлом, которого уже нет, но когда я о нем думаю и рассказываю, то вижу образ его в настоящем, ибо он до сих пор жив в памяти моей. Не по сходной ли причине предсказывают будущее? По образам, уже существующим, предчувствуют то, чего еще нет? В точности, однако, знаю, что мы обычно предварительно обдумываем будущие наши действия, и это предварительное обдумывание происходит в настоящем, самого же действия, заранее обдуманного, еще нет: оно в будущем. Когда мы приступим к нему и начнем осуществлять предварительно обдуманное, тогда только действие и возникает, ибо тогда оно уже не в будущем, а в настоящем. Что я измеряю время - это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло? Впечатление от проходящего мимо остается в нашей психике, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило.

Великий философ Блаженный Августин пишет:
"Поэтому неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (expectatio). Говоря таким образом, я не затрудняюсь в понимании тройственности времени, оно становится тогда для меня ясным, и я признаю его тройственность… Время, становясь из будущего настоящим, выходит из этого тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник? Где увидели будущее те, кто его предсказывал, если его вовсе нет? Нельзя увидеть не существующее. И те, кто рассказывает о прошлом, не рассказывали бы о нем правдиво, если бы не видели его умственным взором, а ведь нельзя же видеть то, чего вовсе нет. Следовательно, и будущее и прошлое существуют. Не скажут ли мне, что и эти времена, прошедшие и будущие, также существуют; только одно из них (будущее), переходя в настоящее, приходит непостижимо для нас откуда-то, а другое (прошедшее), переходя из настоящего в свое прошедшее, отходит непостижимо для нас куда-то, подобно морским приливам и отливам? И в самом деле, как могли, например, пророки, которые предсказывали будущее, видеть это будущее, если бы оно не существовало? Ибо то, что не существует, и видеть нельзя... Итак, надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существуют, хотя непостижимым для нас образом".
 
Бл. Августин поднял проблему преобразования «психологического» времени во время «физическое». Психологическое – то течение времени, которое создает в душе человека субъективно воспринимаемые ощущения прошлого, настоящего и будущего. Благодаря психическим способностям воспоминания, созерцания и ожидания, мы можем измерять время. Само время делят на разные категории: время космическое, время историческое, время психологическое и т.д. Прошлое познается с помощью памяти, настоящее - в опыте, а будущее познается за счет активного воображения. Августин, по сути, пишет о тех же свойствах (психологических функциях) души - памяти, внимании и ожидании, - с помощью которых познаются различные модусы времени: прошлое, настоящее, будущее. Вот почему необходимо, чтобы успешный коуч имел психологическое образование.
 
В своей практике я работаю в настоящем, прорабатывая прошлое, историю клиента. Без анализа своей истории клиент обречен " волочить" за собой в будущее свое прошлое и все будет повторяться. Так вот, работая с прошлым клиента, мы находим болевые точки, травмы и уже с позиции сегодняшнего дня, настоящего клиента, уже умудренного опытом, изменяем отношение к прошлому травматическому событию, осознаем его и через исцеление получаем свободу от той части прошлого, которая препятствовала успешной и счастливой жизни клиента в настоящем. Например, когда клиенту было 10 лет, его родители развелись и он получил серьезнейшую психологическую травму, которая серьезно мешает ему в отношениях с девушками. Бессознательно в нем присутствует страх развестись и оставить уже своего будущего ребенка без отца. Мы прорабатываем данную травму и клиент освобождается от травмы прошлого и счастливо женится. Вернемся к нему. Итак, сегодня клиенту 32 года. Когда ему было 10 лет, в результате развода, он получил травму, которая его мучила до сего дня. Для него, как 10-летнего мальчика, он, как 32-летний мужчина является человеком из Будущего, которое произойдет через 22 года. То есть, мой клиент, в свои 32 года, из своего Настоящего, которое для него, как 10-летнего является его Будущим, возвращается в свое Прошлое и меняет свое отношение к ситуации травмы. Еще раз проясним, это важно. Не только прошлое повлияло на будущую жизнь клиента, но работая со специалистом, клиент из своего Будущего меняет свое Прошлое, его Будущее изменило его Прошлое. И вот теперь, изменив из Настоящего Будущего свое Прошлое, клиент с помощью специалиста может смело проектировать свое Новое Будущее.
 
В предисловии к "Принципам механики" известный ученый Г.Герц пишет:
"Выведение же будущего из прошлого базируется на конструировании нами особого рода внутренних образов или символов внешних предметов... Если на основе опыта нам удастся создать образы, имеющие требуемые качества, то мы тотчас сможем вывести из них, как из моделей, следствия, которые либо сами произойдут во внешнем мире некоторое время спустя, либо будут получены как результат нашего собственного вмешательства... Образы, о которых идет речь, - это наши представления о вещах". (см. Главу 19 Наши Представления ).

Другой известный немецкий ученый философ Э. Касирер, словно продолжая мысль Г. Герца, пишет:
"Историей обладает только тот, кто желает и действует, выходит в будущее и определяет его своей волей... Требуется ясность и уверенность, когда "Я" способно представить образ будущей жизни и направить к нему свои деяния (действия)... Способность предвидеть будущее и знать прошлое составляет сущность человеческого разума".

... На каждой сессии с клиентом, через анализ его истории, мы по крупицам восстанавливаем его подлинную идентичность. Он ясно и уверенно начинает осознавать себя, свои настоящие и подлинные намерения и желания, цели и мечты. И вот тогда начинается творческое и захватывающее воображение проектирование будущего. Это всегда незабываемая картина, когда я наблюдаю за восторгом клиента, когда он успешно начинает проектировать и строить свое будущее.
Со времени, когда я начал работать коучем прошло 17 лет.
 
Невозможное для других, для вас скоро станет возможным!

Удачи!
Продолжим.

Дамиан Синайский,
коуч по лидерству, эксперт-психоаналитик,
руководитель Центра стратегического коучинга и психотерапии "Ценности Инноваций"
  
Источник:


Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Гостья из будущего» – психологическая методика. Работа с линией времени. Исцеление точек прошлого.
  • Памятка. Как стать лидером! Часть 18. Наше будущее.
  • Создать свое будущее
  • Есть ли будущее у «брака по залёту»
  • Родительская формула. Несколько ключей, которые обеспечат счастливое будущее вашему ребенку
  • Наше будущее в наших руках, а также в наших мыслях. Аффирмации.
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • "У меня нет времени на себя совсем"
  • "Смутное время" в жизни женщины»
  • Волшебные пилюли будущего или когда психологии придет конец
  • Ракурсированное будущее. Трансгендерные люди.
  • "У меня нет времени"
  • Памятка. Как стать лидером! Часть 20. Время
  • «Лифт» в прошлое: когда кажется, что прошлое нас преследует
  • "Я есть!". Простое упражнение, которое творит чудеса
  • Терапия будущего уже сейчас: EMDR
  • Проблемы в отношениях: настоящее и прошлое
  • Почему прошлое лучше настоящего
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как организовать свое время и начать работать эффективно?
  • Время за нами (Ты работаешь на время или оно служит тебе?)
  • Жизнь как искусство баланса (или всему свое время...)
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"? Иллюзии здравого смысла
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Когда стрела Амура попала в "пятую точку"...
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • НЕГАТИВНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО: КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь