Жизнь на осколках детских травм. Самооценка.

Есть избитая фраза «все проблемы из детства». 
Опираясь на психологический язык, в этом случае, мы говорим о травме развития.


Травма развития основывается на хронических дисфункциональных взаимоотношениях внутри семьи. Чтобы лучше справляться с неблагоприятными жизненными условиями, ребенок создает характерные психологические защиты, помогающие ему в них выживать.


Именно условия жизни, специфика складывающихся отношений с первыми значимыми объектами, особенности и способы общения в семье формируют характер, закрепляют привычные способы поведения и реакций, которыми человек пользуется всю жизнь, в результате приспособления и адаптации к этим условиям.


Так называемая шоковая травма - физическое или сексуальное насилие, авария, смерть близкого и подобные непредвиденные ситуации - переживается значительно острее, может иметь более интенсивную симптоматику (депрессия, эмоциональная ограниченность, страхи, фобии, психические расстройства).


Эти разновидности психологических травм и реакций на них, можно сравнить с воздействием травмирующего предмета на организм: сильная интенсивная боль, непереносимо громкий звук, свет - активизирует реакции нервной системы, мобилизует все ресурсы организма для мгновенной реакции направленной на избавление от этого раздражителя – отскочить, отдернуть руку от кипятка, приготовиться убегать или нападать. Вся активность и ресурсы идут на преодоление ситуации, есть возможность справиться с ней.


Не столь интенсивное, терпимое, но длительное и систематическое воздействие - заставляет к нему адаптироваться. Например, снизить чувствительность к раздражаемому стимулу, перестать замечать дискомфорт. Перестать травмироваться «нарастив» мозоль на нежную кожу. Приспособиться к неблагоприятным условиям, с целью выживания.


Вот, чаще всего, в кабинет психолога приходят люди, принося с собой «инструменты своего выживания» в виде симптомов, ставших чертами его личности, характера, и которые они не связывают с историей своего развития.


Речь пойдет именно о травме развития, а точнее – в каких запросах клиентов мы ищем ее истоки.


Я постараюсь описать причины и условия, в которых формировалась та или иная проблема.


Здесь отдельно стоит отметить тот факт, что НЕ ВСЕГДА одни и те же условия формируют определенный симптом или черты характера. Как говориться: «Каждый пьяный водитель – преступник, но, не каждый преступник – водитель». 
В каждом случае, имеют место быть ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ: особенности нервной системы, возраст, ресурсы клиента и его семейной системы, определяющие интенсивность и устойчивость симптоматики. И, тем не менее, схожесть жизненных контекстов в историях клиентов с похожими запросами, позволяют увидеть определенные закономерности.

Итак, распространенный запрос#1


Проблема самооценки:

-отношение к себе, собственной внешности 
-способностям, талантам 
-вера в себя и свои силы 
-признание собственной ценности.


Собирательный образ клиента:


Человек не способен положительно оценивать свои навыки, достижения, цели. Не сформировано чувство собственной ценности, уникальности. Обесценивает себя и достижения, не способен присвоить их, приписать себе, всегда недостаточно хорош. Вопрос о его сильных сторонах, достоинствах, ставит в тупик, отвечает, что их нет. 
Очень зависим от чужого мнения, оценки себя. Отношение к себе определяется не личным мнением, а оценкой себя другими. Поэтому, не ориентируется на себя, собственные желания, не чувствителен к собственным потребностям. Много сил и ресурсов уходит на поиск одобрения окружающих. 
Не нравится себе. Очень сложно принимать комплименты в свой адрес. Не дает себе права на ошибку, так как при малейшей «осечке» гнобит, ругает и винит себя. Не способен поддерживать и мотивировать себя. Этот фактор снижает инициативу и активность – мотивация деятельности направлена на избегание неудачи. Как следствие - проявляет пассивность, страшится начинаний, изменений.

В отношениях, постоянное переживание недостойности для партнера, сомнение в привлекательности для противоположного пола

Собственное отношение к себе требует подтверждения, поэтому такой клиент неосознанно выбирает для себя таких партнеров по взаимодействию, «отражаясь» от которых он утверждается в собственном отношении к себе, подкрепляя низкую самоценность. 
Симптомы низкой самооценки проявляются перфекционизмом, повышенной потребностью во внимании, манипулятивностью, неумением отстаивать свои права, говорить нет, соглашательством, конформностью. Сопровождаются привычкой жаловаться на свою жизнь, обстоятельства, свою невезучесть. Все это очень негативно влияет на качество отношений в жизни клиента и жизни в целом.


Детство клиента, причины формирования симптома:


Самооценка человека формируется и зависит от качества ранних объектных отношений в детстве. Родители – это зеркало для ребенка, отражаясь в котором он черпает информацию о себе – Кто я? Какой я? Чего достоин? Что могу? Ребенок формирует отношение к себе, сквозь призму оценки и отношения к себе значимых взрослых.


По сути, клиент интроецировал отношение к себе ближнего окружения. Вырабатываемые способы реакций и поведения в ответ на подобное отношение к себе закрепляются, действительно становятся чертами характера, подтверждают и утверждают данный статус.


Условия жизни, особенности воспитания и ранних отношений:

- Эмоциональная холодность в семье, где не заведено обниматься, целоваться, хвалить друг друга, говорить о своих хороших чувствах, делиться эмоциями. В результате, у ребенка нет ресурсов и инструментов для формирования знаний о себе как о «хорошем», «любимом», «уникальном».


-Систематическое сравнивание ребенка: с другими детьми, с сиблингами (братом/сестрой), имеющими какие-либо достижения, с собой в этом возрасте. Ребенок всегда сравнивается с неким «эталоном». До которого он не дотягивает никогда, так как, несмотря на то, что родители дают послания, отражающие условия их родительской любви, на самом деле – родители просто не способны принимать его ЛЮБОГО, вне зависимости от усилий и достижений.


-Слишком высокий уровень притязаний родителей, неадекватный реальным возможностям ребенка: ребенка подгоняют, муштруют, заставляют прикладывать сверх усилия, там, где у него нет способностей и талантов. Постоянная критика, требовательность, ребенку не дается права на ошибку, любые промахи и неудачи вызывают сверхэмоциональную реакцию, в отличие от реальных достижений, когда «сегодня сделал лучше, чем вчера» - просто не замечаются. Привыкая к критике и обесцениванию, воспринимая их как норму, ребенок не ожидает позитивного отношения к себе окружающих. Закрепляя собственное восприятие себя как неудачника, старается не «высовываться», не проявлять себя, не заявлять о себе.


- На ребенка накладывается слишком высокий уровень ответственности, с которой он в силу возраста, справиться не в состоянии. Например, за поступки и безопасность младших детей в семье, уход за старым или больным членом семьи, за реакции отца-алкоголика. Постоянный страх не справиться, сделать что-то не так, при полной уверенности, что ты должен - непереносим для детской психики, приводит к эмоциональной скованности: «Если я должен, но не справляюсь, со мной что-то не так!».


- Несоответствие родительским ожиданиям в результате хронических, врожденных заболеваний, разочарования внешностью ребенка, недовольство его весом, фигурой, непохожестью на себя, неизбежно приводят к демонстрации ими своего непринятия. Как прямыми вербальными способами, так и непрямыми, скрытыми, невербальными посланиями.


Здесь необходимо также сказать, что завышенная самооценка является продолжением заниженной. Имея разные симптомы, они являются проявлением одной и той же психологической проблемы. Имеют одни и те же предпосылки и сопровождаются схожими душевными переживаниями. Причина у них одна – невозможность оценивать себя адекватно.


Одна из главных терапевтических задач в работе с этим запросом – дать клиенту «другое зеркало». «Отражение» его другим, реальным, имеющим право на ошибку и несовершенство. Клиент получает опыт принятия без страха быть отвергнутым. В результате работы с психологом, получает возможность интроецировать другое отношение к себе. Особое значение уделяется поиску ресурсов, ключевых компетенций, сильных сторон, их признанию и  принятию. 

В следующей статье рассмотрю запрос, касающийся взаимоотношений с противоположным полом.


Если вам кажется, что вы достойны и можете жить лучше, испытываете дискомфорт и неудовлетворенность в важных сферах жизни – обращайтесь к специалисту! Ведь перестать думать, терпеть и начать делать - это первый существенный и самый важный шаг в цепочке позитивных изменений!



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как открыть в себе силы и источники для позитивных изменений в жизни
  • Сам себе жилетка или Жалеть себя: стоит или нет?
  • Как преодолеть себя и неуверенность в себе думая не как все
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как научиться опираться на себя? Стать себе доброй мамой.
  • Забота о себе или как мы мешаем себе отдыхать и восстанавливаться?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Забота о себе и что такое настоящая любовь к себе
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Про самооценку и отношение к себе
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Возможность сказать себе «да» или причина сказать «нет»
  • Письмо к себе от себя подростка.
  • Как перестать избегать себя или почему бывает так больно?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Сам себе психолог: 3 простых способа понять себя
  • Об уверенности в себе. Что это, откуда и зачем.
  • Дать себе возможность изменить свою жизнь.
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Что на самом деле несут в себе родительские послания?
  • Забота о себе – ключ к улучшению качества жизни и отношений
  • Для чего нам нужны эмоции и как их использовать себе во благо?
  • Какой цвет Вам нравится? Узнайте о Себе что-то новое
  • Как отравить себе жизнь партнёром или почему я терплю токсичные отношения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь