Подводные камни дошкольного обучения

Представьте ситуацию: родился ребеночек, долгожданный-желанный. Мама-папа-бабы-деды души не чают, кормят-поят-одевают,  хотят, чтобы он поскорее вырос на радость всем. Едва кроха научился ходить-говорить – его таскают по всяким развивающим кружкам и секциям.
При этом ему постоянно внушают мысль о том, что он должен быть лучшим. Самым-самым. Лучше всех читать-считать-петь-плясать, и т.д.
По мере того, как ребеночек растет, он начинает протестовать, капризничать, но в сладких текстах  добрых родственников все чаще начинают звучать  горькие фразы о том, что в него столько вложили, для  него все самое лучшее, а он…  Ребенок не хочет огорчать маму-папу-бабу-деду. Они ведь такие хорошие, они ведь ему только добра желают!
Правда, непонятно, почему  из-за этого «добра» нельзя подольше поваляться в постели воскресным утром или разглядеть огромную улитку на лопухе в парке, а надо скорее бежать на «подготовку к школе» через этот самый парк в полвосьмого утра?
Дальше – больше. Мама-папа, супер-успешные и уважаемые, одержимы идеей о том, что дитятко должно уже до школы все знать-уметь. Баба-деда, университетские профессора – в той же команде. И это все – на голову одного несчастного дитяти!
И вот тут-то и возникают предпосылки для серьезных проблем у ребенка в будущем.
Если учить ребенка читать-считать до школы, то тогда папам-мамам-бабам-дедам необходимо запастись терпением,  потому что ребенок не может с первого раза все ухватить.
Почему это терпение необходимо?
Потому что в первые 6-7 лет жизни ребенка формируется так называемый жизненный сценарий.
Сознание ребенка – чистый лист. Что туда попадает в первые годы жизни, то и остается там. То, что ребенок усвоил в этот период, определяет его дальнейшую жизнь.  И дальше срабатывает принцип: как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Восприятие ребенка и взрослого человека – это две большие разницы. Пример хотите?
Мамы-папы-бабы-деды говорят: «Ты должен/должна учиться на пятерки и закончить школу с медалью, чтобы мы гордились тобой!» Но, как вы думаете, что слышит в этих словах ребенок? Совершенно не то, что хотели донести любящие родственнички, а то, что он/она не имеет право на безусловную любовь! А эту самую любовь надо заслуживать хорошей учебой, поведением и этими проклятыми пятерками!
И в подобной ситуации формируется так называемое сценарное предписание:
«Ты не имеешь право на то, чтобы тебя любили просто так. Ты должен  это право заслуживать пятерками/хорошим поведением/отказом от своих желаний» и т.п.  
Тип высшей нервной деятельности у каждого свой. И если родители, движимые своими амбициями («моему всего два года, а он уже алфавит знает и теорему Пифагора, читает Бальзака в оригинале, играет на скрипке Моцарта и извлекает квадратные корни»), будут проявлять недовольство, нетерпение, критиковать малыша, осуждать его за то, что у него что-то не получается, то будет происходить  так называемое «сценарное программирование», которое выглядит так: ты – тупой (дебил, дурак, и т.п.).   Ты не способен усваивать ничего нового. Ты  виноват в том, что не оправдываешь ожиданий папы-мамы-бабы-деды.
С чем вырастает такой ребенок, не трудно догадаться. С ощущением, что он – неудачник, тупой, не оправдывает ожиданий родителей, и вообще, недостоин жить.
Есть еще одно ядовитое сценарное программирование, которое звучит, примерно, так: «Вот я-то в твоем возрасте…». Какой «вывод» сделает из этого ребенок, нетрудно догадаться: я никогда не буду таким же умным-успешным-хорошим.
Понятно, что психика человека достаточно пластичная структура, и психологические защиты формируются активно. Возможно, такой ребенок во взрослом возрасте все вои силы кинет на то, чтобы всему миру, и прежде всего, папе-маме доказать, что он – умный, и защитит кучу диссертаций, н будет ли он счастлив и здоров?
Поэтому, если ваш ребенок почему-то не хочет учиться читать, считать и проч.,  ни в коем случае нельзя на него давить, заставлять его, критиковать, высмеивать и стыдить за это! Только позитивное отношение, игра, любые способы его заинтересовать. Поверьте, ваши усилия окупятся в разы, когда он вырастет здоровым, уверенным в себе и счастливым!
 
P.S. Я работаю только со взрослыми людьми. Но почему я пишу о детях?
Потому что «все мы родом из детства».
Потому, что папы-мамы-бабы-деды хотят «как лучше», а получается «как всегда». И с последствиями  их воспитательных экзерсисов  такие дети,  уже выросшие,  приходят ко мне на прием с депрессиями, паническими атаками, проблемами в отношениях, психосоматическими заболеваниями и прочим грузом неразрешенных проблем.


Просмотров: 269
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хотите, чтобы ребенок вырос умным? Говорите с ним!
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Светлана Ройз: Если ребенок не во главе школы, ему там небезопасно.
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Почему мой ребенок такой?
  • 15 причин - почему ребенок начал плохо учиться.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Ребенок плюется - мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • Второй ребенок. Адаптация для мамы
  • Усыновленный ребенок. Право на прошлое.
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Почему ребенок плачет?
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • Если ребенок серьезно заболел
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Каждый должен ... потому что!
  • Правда ли, что родители всегда хотят своим детям добра?
  • Ты имеешь право быть такой, какая Ты Есть
  • И зачем только я вышла на него замуж?
  • Что надо помнить, чтобы конструктивно критиковать
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • ДЕТКИ В НАШЕЙ КЛЕТКЕ. Папы и мамы внутри нас.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь