|
Подводные камни дошкольного обученияПредставьте ситуацию: родился ребеночек, долгожданный-желанный. Мама-папа-бабы-деды души не чают, кормят-поят-одевают, хотят, чтобы он поскорее вырос на радость всем. Едва кроха научился ходить-говорить – его таскают по всяким развивающим кружкам и секциям.
При этом ему постоянно внушают мысль о том, что он должен быть лучшим. Самым-самым. Лучше всех читать-считать-петь-плясать, и т.д.
По мере того, как ребеночек растет, он начинает протестовать, капризничать, но в сладких текстах добрых родственников все чаще начинают звучать горькие фразы о том, что в него столько вложили, для него все самое лучшее, а он… Ребенок не хочет огорчать маму-папу-бабу-деду. Они ведь такие хорошие, они ведь ему только добра желают!
Правда, непонятно, почему из-за этого «добра» нельзя подольше поваляться в постели воскресным утром или разглядеть огромную улитку на лопухе в парке, а надо скорее бежать на «подготовку к школе» через этот самый парк в полвосьмого утра?
Дальше – больше. Мама-папа, супер-успешные и уважаемые, одержимы идеей о том, что дитятко должно уже до школы все знать-уметь. Баба-деда, университетские профессора – в той же команде. И это все – на голову одного несчастного дитяти!
И вот тут-то и возникают предпосылки для серьезных проблем у ребенка в будущем.
Если учить ребенка читать-считать до школы, то тогда папам-мамам-бабам-дедам необходимо запастись терпением, потому что ребенок не может с первого раза все ухватить.
Почему это терпение необходимо?
Потому что в первые 6-7 лет жизни ребенка формируется так называемый жизненный сценарий.
Сознание ребенка – чистый лист. Что туда попадает в первые годы жизни, то и остается там. То, что ребенок усвоил в этот период, определяет его дальнейшую жизнь. И дальше срабатывает принцип: как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Восприятие ребенка и взрослого человека – это две большие разницы. Пример хотите?
Мамы-папы-бабы-деды говорят: «Ты должен/должна учиться на пятерки и закончить школу с медалью, чтобы мы гордились тобой!» Но, как вы думаете, что слышит в этих словах ребенок? Совершенно не то, что хотели донести любящие родственнички, а то, что он/она не имеет право на безусловную любовь! А эту самую любовь надо заслуживать хорошей учебой, поведением и этими проклятыми пятерками!
И в подобной ситуации формируется так называемое сценарное предписание:
«Ты не имеешь право на то, чтобы тебя любили просто так. Ты должен это право заслуживать пятерками/хорошим поведением/отказом от своих желаний» и т.п.
Тип высшей нервной деятельности у каждого свой. И если родители, движимые своими амбициями («моему всего два года, а он уже алфавит знает и теорему Пифагора, читает Бальзака в оригинале, играет на скрипке Моцарта и извлекает квадратные корни»), будут проявлять недовольство, нетерпение, критиковать малыша, осуждать его за то, что у него что-то не получается, то будет происходить так называемое «сценарное программирование», которое выглядит так: ты – тупой (дебил, дурак, и т.п.). Ты не способен усваивать ничего нового. Ты виноват в том, что не оправдываешь ожиданий папы-мамы-бабы-деды.
С чем вырастает такой ребенок, не трудно догадаться. С ощущением, что он – неудачник, тупой, не оправдывает ожиданий родителей, и вообще, недостоин жить.
Есть еще одно ядовитое сценарное программирование, которое звучит, примерно, так: «Вот я-то в твоем возрасте…». Какой «вывод» сделает из этого ребенок, нетрудно догадаться: я никогда не буду таким же умным-успешным-хорошим.
Понятно, что психика человека достаточно пластичная структура, и психологические защиты формируются активно. Возможно, такой ребенок во взрослом возрасте все вои силы кинет на то, чтобы всему миру, и прежде всего, папе-маме доказать, что он – умный, и защитит кучу диссертаций, н будет ли он счастлив и здоров?
Поэтому, если ваш ребенок почему-то не хочет учиться читать, считать и проч., ни в коем случае нельзя на него давить, заставлять его, критиковать, высмеивать и стыдить за это! Только позитивное отношение, игра, любые способы его заинтересовать. Поверьте, ваши усилия окупятся в разы, когда он вырастет здоровым, уверенным в себе и счастливым!
P.S. Я работаю только со взрослыми людьми. Но почему я пишу о детях?
Потому что «все мы родом из детства».
Потому, что папы-мамы-бабы-деды хотят «как лучше», а получается «как всегда». И с последствиями их воспитательных экзерсисов такие дети, уже выросшие, приходят ко мне на прием с депрессиями, паническими атаками, проблемами в отношениях, психосоматическими заболеваниями и прочим грузом неразрешенных проблем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|