Между "Надо" и "Хочу"

МЕЖДУ НАДО И ХОЧУ

 

«Ребенок» не желает ничего знать и платить за свое «хочу».

 Он страстно жаждет получать все бесплатно.

«Взрослый» знает, что у любого «хочу» есть своя цена.

 И он может выбирать – платить или отказаться.

Из текста статьи

 Представляю твоему вниманию, читатель, свои размышления о том, что представляет из себя зрелая, гармоничная личность и какие сложности лежат на пути к ее зрелости. Предлагаю также авторскую типологию, в основе которой положена идея различного сочетания в структуре личности человека субличностей Внутреннего Ребенка и Внутреннего Взрослого.

В основе предлагаемой типологии лежит идея интеграции в личности зрелого, психологически здорового человека детской и взрослой частей. Чаще всего эти части называют «Внутренний Ребенок» и «Внутренний Взрослый». Представляю читателю свои рассуждения о сочетании в личности взрослого человека этих частей, и вытекающую из этих сочетаний типологию личностей.

Для начала рассмотрим суть психологического содержания «Ребенок» и «Взрослый»:

Ребенок – витальный, креативный, спонтанный, эмоциональный.

Функции ребенка – игра, творчество.

Взрослый – ответственный, осознающий, взвешенный, рациональный… Функции Взрослого – принятие решения, выбор, забота, поддержка.

Ребенок – требующий, нуждающийся, зависимый…

Взрослый – дающий, уверенный, поддерживающий, успокаивающий…

Детская установка к жизни – «ждать» и «получать». Ждать от взрослых удовлетворения своих потребностей и брать-получать то, что они ему дают.

Взрослая установка к жизни – «действовать», «брать» и «давать». Не ждать чего-либо от других и от жизни, а действовать, брать самому, и давать нуждающемуся другому.

Взросление человека предполагает постепенный процесс его перехода из состояния «Ребенок» в состояние «Взрослый». По ходу течения этого процесса детские качества (непосредственность, импульсивность, беспечность, отсутствие ответственности) сменяются взрослыми (опосредованностью, осознанностью и ответственностью). Так формируется структура Внутреннего Взрослого. Но при этом качества ребенка не исчезают, а формируются в структуру Внутреннего Ребенка. И в личности взрослого психологически зрелого человека мы можем наблюдать гармоничное сочетание этих частей – Внутреннего Ребенка иВнутреннего Взрослого.

Однако, в силу различных обстоятельств, характер этого процесса может изменяться – тормозиться либо ускоряться. В этом случае мы имеем факт несовпадения психологического и паспортного возраста.

Рассмотрим варианты нарушения этого естественного процесса, описав их в виде психологических портретов взрослых людей. Будем помнить при этом, что мы здесь описываем крайние, полюсные варианты, в которых в большей степени представлено нарушение гармонии баланса этих внутренних частей – Ребенка и Взрослого. Крайние варианты такой дисгармонии – «Маленький Взрослый» и «Большой Ребенок» (авторские названия).

БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК

В том случае, когда по каким-либо причинам (о них позже) в личности человека оказывается несформированной взрослая часть (Внутренний Взрослый), мы имеем дело с психологической инфантильностью. Назовем такого человека «Большой Ребенок» и рассмотрим его психологический портрет.

В структуре личности такого человека будет доминировать Внутренний Ребенок и его поведение и поступки будут определяться этой частью.

Ведущей модальностью ребенка является  модальность Хочу.

Ребенок не желает ничего знать и платить за свое «хочу». Он жаждет получать все бесплатно.

«Большой Ребенок» - это неповзрослевший вовремя ребенок. Он переиграл, точнее заигрался, задержался в детской позиции.

В его картине Мира мало правил и ограничений, результатом чего является его спонтанность, экспрессивность и беспечность.

Большой Ребенок только внешне похож на взрослого, внутренне же, психологически, он остается ребенком.

Во внутренней структуре «Большого Ребенка» не хватает позиции взрослого и его качеств – ответственности, взвешенности, рефлексивности, рациональности. Без этих качеств ему сложно самостоятельно выживать во взрослом мире, где нужно делать выборы и брать за них ответственность. Поэтому ему необходим взрослый, который бы компенсировал его недостающие качества и заботился о нем. Хорошим решением в этой ситуации для «Большого Ребенка»является создание зависимых отношений. И лучшим кандидатом для этой роли является «Маленький Взрослый».

Как формируется этот тип?

Основным фактором развития является гиперопека. Родители «берегут» ребенка, выполняя вместо него его функции, не делегируя ему ответственности. Ребенок оказывается в ситуации «заповедника». Его оберегают от внешнего, реального мира и он оказывается не готов самостоятельно жить в таком мире за пределами заповедника. У него не формируется способность к Я-усилиям и воля.

Еще одним результатом родительского оберегания от реальности является отсутствие или слабая выраженность в картине Мира «Большого Ребенка» Другого человека. Другой человек также является частью реального мира и задача родителей создавать условия для встречи с Другим. Ребенку нужно будет жить в социальной реальности и важно усвоить правила жизни, принятые в обществе Других. Это осуществляется посредством научения ребенка родителями основам нравственности и правилам социального общежития. И здесь ребенок неизбежно сталкивается с социальными чувствами – виной и стыдом, а так же эмпатией, которые четче очерчивают контуры его Я-образа и формируют его границы и границы Другого. Так у ребенка появляется возможность для преодоления эгоцентрической позиции.

В картине же Мира «Большого Ребенка» этого не происходит. У него остается геоцентрическая модель мира – Я в центре вселенной, для которой  характерен эгоцентризм и эгоизм. Это позволяет ему обращаться с Другими как с объектами, манипулируя ими и используя их для своих целей.

Направление терапевтической работы с такого рода клиентами– в том, чтобы расстаться с иллюзиями, что мир и другие люди должны тебе и встретиться с реальностью взрослой жизни. Хочу заметить, что такого типа клиентов в ближайшем будущем будет много, так как в целом увеличиваются благосостояние и возможности для контроля и гиперопеки родителей. Сложность в работе с "Большим Ребенком" в том, что приходится работать с дефицитом воли, неспособности к Я-усилиям. А с дефицитом, как известно, работать сложнее, чем с избытком. Необходимо формировать то, что не было сформировано в сензитивный для этого период. А это очень непростая задача. Я называю такую терапию терапией взросления. Об этом я подробно писал ранее в  своих статьях: Мир глазами пограничного клиента. психотерапия пограничного клиента и большрй ребенок: как выживать с пограничным?

МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ

«Маленький Взрослый» – преждевременно повзрослевший. Он не доиграл, не насытился ситуацией детской беспечности и легкости бытия, полагающихся ему в силу его особого положения.

Ведущей модальностью взрослого является модальность «Надо». Детское «Хочу» здесь оказывается глубоко похороненным. Как результат этого у «Маленького Взрослого» в ситуации терапии часто появляется феномен «Хочу хотеть». Он знает, что желания должны быть, но не может их почувствовать и осознать.

«Маленький Взрослый» привык отказываться от «хочу» в пользу «надо».В его жизни было мало места для «хочу» и для игры, нужно было выживать.

В его психической реальности, как правило,  много интроектов – принятых на веру правил. Следствием этого является недостаток спонтанности, он со всех сторон зажат границами правил. Неудивительно, что ему сложно расслабиться.  Жизнь для него представляется сложной и у него слишком серьезное к ней отношение.

Такие люди могут многого достигать в жизни в профессиональном и социальном плане, так как отличаются хорошей самодисциплиной и работоспособностью и слабой чувствительностью к себе. В силу этого их  Я-усилия часто становятся Я-насилием. Обратной стороной этого феномена является сложность в получении удовольствия и радости от самого  процесса жизни. Для этого нужно расслабиться, а «Маленький Взрослый» не может себе такого позволить. В его опыте не было переживаний опоры на других,  приходилось опираться только на себя.

В его внутренней структуре большой дефицит качеств ребенка. Его собственный Внутренний ребенок заброшенный, забытый, эмоционально голодный. Парадокс при этом в том, что «Маленький Взрослый» активно направляет свою заботу, внимание и любовь вовне, включаясь в различные проекты по спасению других. Неудивительно, что объектом его спасения часто становится «Большой Ребенок», который всячески демонстрирует миру свою беспомощность.

Как формируется этот тип?

Родители были либо инфантильны, либо сами слишком перегружены ответственностью и в силу этого перегружали ею ребенка. Схожая ситуация может создаваться и в семье с родителями-алкоголиками, когда ребенок был вынужден рано развить в себе взрослые качества и стать родителем для своих родителей.

У него рано появились социальные чувства, (стыд, вина), которые останавливают непосредственность. Его картина мира носит гелиоцентрический характер, в которой Другому придается очень большой вес. «Маленький Взрослый», как правило, придает слишком много значения тому, что скажет Другой, как оценит.

Направление терапевтической работы со "Маленьким Взрослым" – в том, чтобы клиент оказался способным принять в себе ребенка и быть для него заботливым, любящим взрослым.

ВЗРОСЛЫЙ

Взрослый умело балансирует между «Должен» и «Хочу». Его Внутренний Ребенок и Внутренний Взрослый пребывают в его личности в гармонии и балансе. Взрослым признается и принимается ценность и важность каждой из этих частей, и есть возможность договариваться.

«Большой Ребенок» не желает ничего знать и платить за свое «Хочу».Он страстно жаждет получать все бесплатно. «Маленький Взрослый»руководствуется в своей жизни «Надо», игнорируя голос «Хочу».«Взрослый» знает, что у любого «Хочу» есть своя цена. И он может выбирать – платить или отказаться.

Как формируется этот тип?

Есть ряд важных условий для формирования «Взрослого». И здесь ведущая роль принадлежит его родителям. Они должны быть:

  • Психологически зрелыми, способными обеспечивать эмоциональную устойчивость и стабильность своему ребенку;
  • Любящими, способными быть принимающими и поддерживающими;
  • Чуткими, улавливающими «движения души» своего ребенка, замечая его уникальные особенности и способности;
  • Мудрыми, способные не зацикливаться на слепой родительской любви, понимающими, что ребенку придется жить в этом мире с другими людьми:
  • Грамотными, постепенно передающими ребенку ответственность за его жизнь, не подменяющими своей активностью его активность, последовательно и неуклонно сопровождая его по его жизненному пути, не навязывая при этом своего видения этого пути.

Получился достаточно идеальный портрет родителя, редко встречающийся в реальной жизни. Неудивительно, что путь к психологической зрелости оказывается таким непростым для многих людей и им приходится тратить много времени и усилий, занимаясь «реконструкцией» своей личности у специалистов в области психологического здоровья.

Не являются здесь исключением и описанные выше типы «Большого Ребенка» и «Маленького Взрослого».

При этом, ни один, ни другой тип, как правило, не настроены на терапию. «Большой Ребенок» считает, что с ним все ОК, а проблема с другими людьми и неидеальным миром. «Маленький Взрослый», в свою очередь, уверен, что сам сможет справиться с такого рода проблемами без внешней помощи.

«Большой Ребенок» и «Маленький Взрослый» обладают недостающими друг для друга качествами и в силу этого склонны образовывать союзы – комплементарные по форме и зависимые по сути.

Суть и динамику таких отношений я опишу в своей следующей статье.



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Внутренний взрослый и внутренний ребенок. Секс в большом городе.
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок
  • Влияние трио "Ребенок, Родитель, Взрослый" на нашу жизнь
  • Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок - в близких, интимных отношениях
  • «Не люблю свое имя и хочу его поменять!» Есть ли другой выход?
  • БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК: КАК ВЫЖИВАТЬ С ПОГРАНИЧНЫМ?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Полезная методика «Содружество государств». Переход на уровень дипломатических диалогов. Взаимодействие с позиции «взрослый – взрослый».
  • Триангулированный ребенок – триангулированный взрослый. Осознать и вырваться.
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Хочу начать жить заново! Кризис 30 лет и его возможности...
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Хочу его забыть, но не могу. Внутриличностный конфликт.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь