|
Как распознать домашнего тирана?
Предупреждение насилия в семье предполагает не только знание признаков домашнего насилия и его последствий для жертв насилия, но и психологических черт, характерных для лиц, склонных к злоупотреблению по отношению к своим близким.
Насильственные действия являются неадекватным способом снятия психоэмоционального напряжения и защитной реакцией на стрессовые факторы. Совершая насильственные действия, агрессор стремится утвердить свою власть и преимущество над жертвой. Другими словами, насилие является способом самоутверждения и компенсации потерянного чувства субъективного контроля над ситуацией. Такое поведение подкрепляется предшествующим опытом и воспитанием. Например, существует представление о том, что признаками мужественности являются смелость, агрессия, жестокость, склонность к физическому насилию в поведении. Подобные действия со стороны мужчины подкрепляются в семье и в обществе, поскольку считаются атрибутами «настоящего мужчины». Развитие у мальчиков навыков применения физического насилия при решении конфликтных ситуаций закрепляется в качестве нормы поведения. Следствием такого воспитания становится то, что в более зрелом возрасте мужчины испытывают сложности в проявлении эмпатии и сочувствия, склонны недооценивать деструктивное влияние насилия.
Какие же психологические черты характерны для лиц, склонных к совершению насилия в семье? Рассмотрим на примере мужчин, совершающих насильственные действия в семье.
Домашнее насилие встречается абсолютно в разных семьях, с разным уровнем образования, жизни и материального достатка. Часто насильник характеризуется так называемой «маской нормальности»: на работе, в кругу друзей его знают как доброжелательного и уравновешенного человека, тогда как в семье он ведет себя как настоящий тиран. В то же время, нередко насильники ведут себя и в социуме неуравновешенно, склонны к конфликтности и агрессии, характеризуются психопатическими чертами. Нередко это сопровождается другими формами зависимого поведения (склонностью к алкоголизации и наркомании, азартным играм и экстремальным видам спорта).
Насильник испытывает потребность в постоянном контроле над членами семьи, в том числе путем насилия, поскольку боится остаться в одиночестве. Одним из способов «удержания» жертвы рядом является постоянное унижение и запугивание жертвы, формирование у нее неуверенности в себе, заниженной самооценки, чувства собственной ущербности и неполноценности. Например, мужчина может внушать женщине, что она никому кроме него не будет нужна, что только он способен любить ее, не смотря на все ее недостатки. При этом любое проявление непослушания и независимости женщины воспринимается как протест и отвержение его как мужчины, как угроза потери партнерши. Такие мужчины характеризуются патологической ревностью и чувством единовластия над жизнью и судьбой своей жертвы. Жертва воспринимается не как отдельно существующая независимая личность, а как продолжение собственного Я. У таких лиц не сформированы межличностные границы, отсутствует уважение к суверенности личностного пространства членов семьи, в связи с чем жестокое обращение воспринимается как допустимой формой обращения с ними.
Не смотря на отрицание негативных последствий насильственных действий, агрессор испытывает неконтролируемый страх перед одиночеством, в связи с чем, после акта насилия, он начинает замаливать свои грехи, прося прощение у жертвы или покупая ей подарки и совершая другие знаки внимания. Насильник оправдывает свои действия и обещает, что подобное больше никогда не повторится. Добившись смирения и прощения жертвы и снова обретя чувство контроля над ситуацией, через время насильник снова вернется к привычному стереотипу поведения.
Так, существует теория о циклическом характере домашнего насилия (Леонор Уолкер, 1970 г.), согласно которой домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 4 стадии: нарастание напряжения в семье (возрастание недовольства в отношениях и нарушение общения между членами семьи) — насильственный инцидент (происходит вспышка жестокости , эмоционального или физического характера, что сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием) — примирение (обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на жертву, иногда отрицает произошедшее или убеждает жертву в преувеличении событий - «раздувании из мухи слона») — спокойный период в отношениях (т.н. «медовый месяц», когда насильственный инцидент забыт, обидчик прощен, качество отношений между партнерами на этой стадии возвращается к первоначальному). После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Жертва не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно.
При этом у жертвы домашнего насилия часто формируется комплекс реакций, характерный для так называемого «семейно-бытового» стокгольмского синдрома. Данный синдром проявляется в том, что жертва проникается сочувствием и пониманием к собственному насильнику. Так, если жертва сразу не уходит от своего насильника (или отсутствует такая возможность), она начинает искать способы сосуществовать с тираном. Например, жертва начинает выяснять причины поведения насильника (и нередко находит их в себе), начинает сочувствовать, старается понять его поведение и помочь ему исправиться.
К сожалению, масштабы домашнего насилия только набирают новые обороты с каждым годом. Комплекс мероприятий по предупреждению насилия в семье и своевременная психологическая помощь жертвам домашнего насилия могут оказать существенное противодействие распространению данной проблемы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|