Внутренний критик: найтии обезвредить

Как минимум, часть проблем, от которых страдает человек, раз за разом генерируются им самим. Наибольший ущерб личность получает не столько от события как такового, сколько от того, что думает по этому поводу Внутренний Критик. Он же Критикующий Родитель на языке Транзактного анализа. Именно он ругает за ошибки, обесценивает, наделяет нелестными эпитетами, подрезает крылья и заставляет испытывать вину и стыд.

То отношение к нему, которое ребенок получал в детстве, остается с ним и во взрослом возрасте.

 

Он воспринимает себя таким, как ему это отражали значимые взрослые:

- Ну в кого ты у меня такой ленивый?

- Да, девочка наша талантами не блещет...

 

Требует от себя того же, что требовали они:

- Быстро вытирай слезы и успокаивайся! Ишь, развела сырость!

- Если за что-то берешься, делай это на отлично. Или не берись!

 

Оценивает свои возможности по их планке:

- Ну кто тебя замуж-то такую возьмет?

- Нет, институт твой мы не потянем, выбери что-нибудь попроще...

 

Удивительным образом, он и с другими поступает так же, как ведет себя с ним его Внутренний Родитель. Строгая и требовательная преподавательница танцев ожидает от своих учениц того же, что когда-то ожидали от нее - что они забудут о своих детских потребностях и будут все силы отдавать тренировкам, чтобы достичь совершенства. Она готовит их к конкурсам и не понимает, как это "заниматься танцами для удовольствия". Отец, который не получил в детстве достаточно заботы и понимания, будет муштровать детей, ожидая от них послушания. Так же, как делали его родители. 

Критический Родитель говорит нам что мы должны делать, указывает на ошибки и ругает за них. Он знает все про то, "как должно быть". И он вечно недоволен.

Ведь всегда можно было сделать лучше.

 

Причины появления критика:

  • Негативное отношение, обесценивание;

  • Холодное и требовательное отношение к ребенку мамы;

  • Прямая или косвенная критика действий, внешности, характера, результатов;

  • Аппеляция к стыду, как привычный метод воспитания ("Ай, как не стыдно!", "Не позорь меня!");

  • Не разделение родителями и значимыми взрослыми  поступков ребенка и его личности ("Ты плохой мальчик", вместо: "Этот поступок я не одобряю");

  • Слив взрослыми своих негативных эмоций на ребенка;

  • Непоследовательность требований и  отношения родителей к тем или иным вещам.

 

Внутренний Критик подразделяется на 3 типа

 

Требовательный. Он аппелирует к стандартам и достижениям, ожидает совершенства, сравнивает с другими.

Наказывающий. Обзывает, нападает, не уважает, не считается с чувствами, унижает.

Обвиняющий. Стыдит, вменяет ответственность за происходящее, как если вы во всем был виноват один человек.

 

Все эти критики - деструктивны. Можно искать в их проявлениях разумное зерно, но мне ближе подход, который предлагает Схематерапия - считать любую внутреннюю критику вредной. И работать с критиком на поражение. Этот способ позволяет уйти от идеи принуждения себя, насилия над собой, которая, к сожалению, слишком популярна, благодаря директивной педагогике, через которую прошло большинство людей в детском возрасте.

 

Сложность изменения деструктивных паттернов, которые были усвоены в детстве, в том, что они воспринимаются как норма. До тех пор, пока человек не увидит альтернативные способы жить, пока не сможет сравнить. Но это не всегда просто, потому что наше восприятие выборочно и склонно подтверждать во внешней реальности то, что находится в реальности внутренней. Зачастую человек не анализирует свои убеждения - он ими просто живет. Страдает и не понимает, что именно создает его проблемы.

 

Поэтому важной частью работы в консультировании является отражение психологом клиенту про него самого. Начиная узнавать себя, то, как и почему он чувствует то, что чувствует, делает выборы, которые он делает, встречает похожих людей и попадает в похожие ситуации, человек начинает видеть альтернативу, учится по-другому относиться к себе.

 

Очень эффективным способом опознания критических высказываний является ведение записей между сессиями. Например, по такому шаблону:

  1. Ситуация, в которой возникло недовольство собой. Забыла про обещание подруге.

  2. Что говорит Критик о том, что должно было быть, или как он оценивает ситуацию и того, кем недоволен. Ты рассеянная и необязательная! Ты должна была помнить, о чем договариваешься! Ты всегда должна выполнять обещания!

Так, на своих жизненных примерах клиент учится замечать и отделять чрезмерные обобщения и ярлыки Родителя от реального положения дел.

 

Я вижу одной из важных задач работы в терапии - помочь клиенту вырастить внутри Заботливого Родителя как альтернативу Критикующему. В том числе, и через демонстрацию этого образа психологом. Потому что иногда этот образ просто неоткуда взять - не было теплых, мудрых, заботливых и безусловно любящих взрослых в детстве, так получилось...

 

В процессе работы с темой Внутреннего Критика, клиент:

  • Учится заменять самообесценивание самоподдержкой и мотивацией.

  • Наращивает самоуважение.

  • Узнает себя настоящего и становится способен принять все стороны своей личности. Становится более целостным.

  • Дает себе право на ошибки.

 

Один из способов работы с критическими высказываниями - поговорить с Критикующим Родителем из Взрослой части. Или написать ему письмо.

 

Например:

 

Высказывание Критикующего Родителя: Ты должна понимать все с первого раза. Если ты не поняла - то ты никчемная и глупая.

 

Ответ из Взрослой части: Что-то не понимать - это нормально. Я имею право не понимать чего-то с первого раза. Это не значит, что я этого никогда не пойму. И это совершенно ничего не говорит о моем уме. В этом процессе много влияющих факторов. И подача материала, и уровень подготовки, и объем информации. У меня достаточно сил и мотивации, чтобы изучить то, что мне нужно и интересно.

Переключение во Взрослого снимает тотальность Родительской оценки, которое отнимает силу, а не мотивирует.

 

В качестве упражнений для тренировки самоподдержки могу порекомендовать:

  1. Вести Дневник успеха - записывая каждый вечер минимум три поступка, за который вы можете себя похвалить.

  2. Составить список своих талантов и положительных качеств. Как по вашему мнению, так и по мнению окружающих.

  3. Представить, что Критик - голос радио и его громкость можно уменьшать и даже выключить.

 

Я верю, что люди, как и растения, хорошо растут и преуспевают на благодатной почве.

Раскрывают свои таланты там, где их любят и поддерживают.

Выбирают то, что им на самом деле нужно, когда к их желаниям относятся с уважением.

Разрешают себе рисковать и пробовать там, где их принимают такими, какие они есть.

Выстраивание этого позитивного фундамента, создание поддерживающего окружения, забота о себе и повышение устойчивости к неприятностям - составляющие успешной и комфортной жизни. 

 

И это путь, который стоит пройти. 

 
Оригинал статьи https://egoncharuk.ru/single-post/vnutrenniy-kritik


Просмотров: 393
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внутренний Критик. Подвид "Стыдно, Товарищи!"
  • Внутренний Критик. Подвид "Стремный"
  • Внутренний Критик. Подвид "Злюка"
  • "Вот какие мы бестолковые!" Критика и недовольство собой.
  • Муж и жена - "два сапога пара". Как точно мы подбираем "своих"
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"? Иллюзии здравого смысла
  • "У меня нет времени на себя совсем"
  • 👫"КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЖЕНЕ ЕСЛИ МУЖ ВЕРНУЛСЯ ОТ ЛЮБОВНИЦЫ"👫
  • Кого ищет этот мужчина? "Женщину на одну ночь" или "Женщину на всю жизнь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Лепи меня, как я тебя," или кратко про "феномен Микеланджело"
  • "Крем" от всех проблем - чем "смазать" настроение и "сгладить" эмоции?
  • "ПРОСЫПАЙСЯ!" или "Как услышать СЕБЯ?"
  • "Ничего там хорошего не будет!" Или как помочь себе выйти из зоны комфорта
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ "На сколько я себя принимаю?"
  • ВСЛУШИВАЯСЬ В СЕБЯ. МЕТОД "ВЕДОМОЕ РИСОВАНИЕ"
  • "Как сохранить любовь" (продолжение статьи "Заниматься любовью")
  • 9 СПОСОБОВ НЕ ДАТЬ СЕБЯ "РАЗМАЗАТЬ"
  • "Травмированная личность или человек с контейнером"
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Домашние питомцы, отношения "человек-животное"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • "Хочу!" - "Не могу!" или "Не хочу!"? Что выбрать - немощность или ответственность?
  • "Я не могу" - самый частый внутренний конфликт
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь