|
Жалость и жестокость. Часть I. Природа жалости
«Жалость – драгоценность наша и, искоренять ее из общества страшно» Мы не знаем наверняка жалеют ли себя животные, но это очень вероятно. Они чувствуют одиночество, ревность, обиду и скулят не только от физической боли. Испытывая душевную боль они плачут, а у нас нет измерителя, чтобы определить, сколько в этих слезах химической целесообразности, а сколько чувства. Очевидно, что жалость это не только человеческое чувство, она из набора эволюционных механизмов для заботы о потомстве и своем виде. Жалость, сочувствие, сострадание объединяет все живое, в том числе человека с миром.
Принято считать, что жалость и в целом эмоции являются одной из фундаментальных характеристик человек, жалеть и плакать это действительно очень по-человечески: «человек начинается с плача по умершему» (М. Мамардашвили). Где-то с десяти лет ребенок расстается с иллюзией всемогущества и понимает необратимость смерти. В связи с утратами он горюет так же как взрослый – жалеет умершего и самого себя, того каким был при жизни умершего в их совместном мире. Смерть дает начало новому, многие истории начинаются с прощания, но сначала надо испытать жалость и пережить горе.
Ребенку Тане жалко мячик, уплывший по реке, взрослому жалко выбросить старую вещь, но предметам из синтетического материала не больно, мы просто одушевляем их своей жалостью. Мячики уплывают и теряются, shit happens и у каждого есть огромное количество причин относиться к себе с жалостью. В опыте всех людей без исключения достаточно потерь, ошибок, иллюзий, разочарований, обид и боли. Жалко, что мы с тобой столько лет вместе, а тебе со мной так плохо. И себя жалко, что мучаю себя и не смотря на все эти совместные годы не смог(ла) тебе доверять и тебя не научил(а) не обижать себя. Жалко, что юношеские мечты рассеиваются как утренний туман и видишь перед собой реальность без иллюзий. Жалко, что молодые годы потрачены на снижение веса, пьянство и прочие безумства. Жалко осознать, что и в здравомыслии и социальном благополучии нет спасения. Ум, которым гордился, образование, в которое столько вложено, положение, признание, доход, квартира с пылесосом, муж/жена и выросшие дети лишь компенсировали, обезболивали и заслоняли. Жалко себя если столкнешься с тем, что вера оказалась суеверием, идеалы родились от тщеславия, а годы ушли на глупости и заблуждения. Жалко, что никто не предостерег, не остановил и не подсказал вовремя. Жалко себя если, начнешь сравнивать себя с соседом, с непугаными европейцами, с жителями ОАЭ. Жалко, что живешь в стране с отвратительными персонажами у руля власти, что боишься произвола, устал от постоянной фоновой тревоги и знаешь, что дальше будет только хуже. Жалко, что не можешь уехать, так как родился здесь, вырос, врос корнями, похоронил близких и не можешь покинуть тех, кто еще жив. Жалко, жалко, жалко. Не обязательно, что с утра до вечера и с вечера до утра, но все равно жалость нет нет, да и проявится.
Жалость к себе не отпускает даже на высоте славы: «Победа, враг истреблён. Как одиноко!» (Б. Акунин).
С особой силой жалость наступает после утраты близкого, после потери друга, после предательства возлюбленного (ой). Меня для тебя нет, и больше не будет. Жалко себя, когда узнаешь о своей тяжелой болезни, пережив пожар, потерю имущества и любую другую трагедию, после которой уже никогда не будет как прежде.
Без жалости к себе не может быть искренней жалости к другому Вся жалость и сострадательность, которую мы можешь вместить в себя это, прежде всего жалость к себе. Невозможно поделиться с кем-то целительной жалостью, не чувствуя жалости к себе. Жалость, унижающая другого и выбрасывающего его в состояние жертвы, это непризнаваемая жалость к себе, переадресованная тому, кто нуждается не в жалости, а, например, в содействии. Не осознавая и не испытывая жалости к себе легко перейти к самопиару и самовозвеличиванию – к теневой стороне благотворительности, из-за которой жалость и добрые дела вызывают подозрение. Это упускается из виду теми, кто говорит о сострадании к детям, к дряхлым старикам, к собаке на улице или плачущему животному в забойном цеху, но при этом безжалостны к себе и прежде всего сами нуждаются в сочувствии. При этом осознанная жалость к себе оборачивается заботой и удерживает человека не только от самоубийства, но и от всех вариантов саморазрушающего поведения. Мы не всегда способны проявить жалость деятельно и можем даже удерживать себя от этого. Мы можем не выслать деньги на лечение умирающего ребенка, не отдадим все, что есть в кармане бабушке у магазина, не возьмем домой бездомную собаку, не откажемся от мяса животных и пр.пр. Эгоизм побеждает, сам себе дороже, своя рубашка ближе к телу и пр. Но если при всем этом мы все же испытываем моральный конфликт, чувствуем себя виноватым за неоказание помощи, значит, все же, остаемся в контакте с собой. И благодаря этому что-то уязвимое в себе ассоциируем с нуждающимся. Проявление жалости к другому это не только сострадание и совместный плачь. Лекарство, которое мы можем дать другому на вид очень простое: я отнесусь к тебе с жалостью, не очень строго, утешу и успокою. Такое лекарство не стоит денег, но оно в дефиците. Те же, кто располагает им не обладают какой-то великой мудростью, не отличаются от других вселенским (христианским, исламским пр.) состраданием. Их особенность в принятии своей детской и страдающей части души. Жалость связана с детским в себе и плачь взрослого это плачь о потерях, бессилии и бесприютности. Даже если мы супер и мега, зрелые и ответственные, взрослые и самостоятельные, в душе мы остаемся детьми и сохраняем место для жалости.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|