Приблизительно так звучит подтекстом фраза, когда ко мне обращаются за советом и помощью молодые родители, чаще мамы. Они говорят: "Можно ли показать ребенка, чтобы определить, что с ним?", "Мой ребёнок говорит (делает) непонятные вещи, хочу привести в терапию", "Ребенок дерется, кусается, пугается (и т.д.), выявите причину".
Но чем больше я работаю с родителями,тем больше становится очевидным, что такое желание починить ребенка появляется неспроста и на это есть мотивы.
Топ-5 занимает стыд.
Стыд - сложно переживаемое чувство в терапии. Он настолько силен, что подчас маскируется под другие виды чувств и эмоций. Это закономерно: в детстве мы окунались в него с головой и барахтались там неизвестно сколько. Или есть те из вас, кто ни разу не слышал: "Что ты натворил?", "Да ты посмотри на других детей!", "У всех дети как дети, а ты - не пойми кто"???..
На самом же деле, стыд излечим в психотерапии, с ним учатся обращаться. Но на это нужно время.
Следующую позицию занимает вина.
Вина противна, тем более, что двусторонне направлена: мы виноваты в чем-то перед родителями и так же виноваты перед собственными детьми.
Вина проживается легче. Каждый, кто извинялся, знает целительный эффект слова "Прости". Редко кто не отвечает на него взаимностью, в норме - извиняют.
Следующей идёт тревога, проявляющаяся растерянностью. В сложно контролируемой ситуации каждый, думаю, тревожится. Когда же уровень тревоги зашкаливает, родитель вспоминает о том, что есть другой человек - психолог, психотерапевт, - к которому и обращается за помощью, чтобы снять тревогу.
Еще один фактор таких обращений - недостаточное, а иногда - чрезмерное знание о ребенке. Что имею в виду? Ныне считается чуть ли не моветоном, если собираешься рожать и не читаешь при этом литературу о беременности, родах, воспитании, развитии детей. В таком обилии информации потеряться можно на раз-два-три. Поэтому одни люди выбирают стратегию неведения (само случится, зачем мешать естественным процессам?), другие- поглощают литературу всецело настолько, что лучше остальных знают, когда ребенок в норме сидит, ползает, ходит на горшок и говорит фразами.
Когда присутствуют подобные крайности у родителей, тогда всякие, не входящие в рамки, проявления ребенка воспринимаются как неправильные, несоответствующие и проч.и проч. А затем - читайте пункт 1, 2 и дальше.
Ну, и завершает рейтинг, хотя можно этим начать, наше околовсяческое знание о себе как экспертов даже в области детской психологии. Это как в расхожей фразе: "Я - мама, а это значит, что я и повар, и учитель, и домработница, и няня, и швея..." туда же относится "и психолог". Когда родитель ребенка сообщает о проблеме, это расценивается как то, что он уже выявил диагноз, но лечить не знает как. Грубо говоря, это выглядит как заявление пациента в кресле стоматолога о необходимости поставить одну пломбу, тогда как врач видит 3 дыры, пульпит и пародонтит. Этот пример приоткрывает занавес отличия обывательского понимания проблемы и профессионального.
Вот почему я во всех случаях говорю: "Приходите в терапию без ребенка"!
Родители, которые научились справляться с чувствами, не упускают шанс передать это умение детям. В обратном порядке не работает.
Счастливого родительства!