Процессы сепарации

                                                  СЕПАРАЦИЯ
    Как часто нам приходится наблюдать выросших уже детей, находящихся в зависимости от родителей. И сейчас речь не о 10-15 летних чадах, а о 20,30,40, а порой и 50-ти летних « мальчиках и девочках»  крепко связанных с родителем  пуповиной.
  Сепарация в психологии подразумевает  отделение взрослого ребенка от родительской семьи и его становление , как отдельной личности ,самостоятельной и независимой.
   Формируются зависимые отношения всегда с легкой руки родителя. Ну, а как же! Мы же жизнь ребенку подарили, что может быть ценнее, теперь он нам должен, до конца жизни должен.  Ребенок , вырастая, в такой семейной системе оказывается под прессом долженствования, вынужденный « выплачивать» долг всеми возможными и невозможными способами.  Если  требования родителей оказываются запредельными, ребенок сопротивляется, потом, конечно же испытывает сильнейшие чувство вины.
 Ну, а , правда, должен ли ребенок родителям за то, что они ему подарили жизнь… Прежде всего, само слово «подарок» означает некий безвозмездный дар.  Ну и самое важное, ребенок , ведь , действительно ни о чем вас не просил. Возможно, он хотел бы вообще  родиться в другой стране у других родителей, в другую эпоху… Выбор сделали двое взрослых людей и никакой ответственности за этот выбор ребенок, безусловно, не несет.
  Истина достаточно проста для принятия и понимания только в том случае, если ребенок- это осознанное решение. Ведь часто детей рожают не потому что очень хочется ребенка, а находясь под давлением общества и родственников ( ты не можешь быть признан, если род твой не продолжен) .Еще дети появляются на свет в ситуации неконтролируемого инстинкта. А еще потому, что очень хочется ощущать себя хоть кем то любимым, если ситуация близости невозмжна с другими людьми. Вот и получается, что ребенок это некая функция, с момента зачатия призванная соответсвовать родительским ожиданиям.
    Сюда же и упреки в сторону ребенка « Мы тебя кормили, одевали, учили, водили по различным секциям, а ты неблагодарный…»Да, родители, в день когда вы принимаете решение привести нового человека в этот мир, вы автоматически берете на себя обязательство кормить учить одевать, обеспечивать, как минимум необходимым. Частные школы,различные секции, репетиторы,  дорогая одежда, модные гаджеты-это ваш выбор! Выбор родителя! 
  Стоит заметить, что такого рода упреки свойственны родителям, которое часто отказывались от себя, своих интересов, желаний. « Все для ребенка» или « Я живу ради сына или дочери» или « Машенька, Петенька-это моя жизнь».За такого рода высказываниями стоят ожидания по отношению к детям. Ребенок, вырастая, чувствует себя, в свою очередь, обязанными отказаться от себя  в пользу мамы и папы.  Отношения такие радости не приносят никому.  В таких семьях очень часто используются различные манипуляции, что , конечно, не способствует ни близости между членами семьи , ни тепла . Отношения строятся в основном на долженствовании.
   Похожая ситуация происходит, если чувства в паре угасли , пара объединяется  « чтобы ребеночка вырастить» .  Живут два чужих совершенно равнодушных , в лучшем случае, а в худшем враждебно настроенных друг к другу человека . Время  идет, ребенок подрастает и вылетает из семейного гнезда. Родители , которые выбирают такой путь и дальше будут прикладывать усилия для того, чтобы ребенок выступал неким клеем для их пары.
   Еще один семейный сценарий, который делает сепарационный процесс затяжным, сложным, а , порой невозможным вообще  « Родитель знает, то лучше для ребенка и всегда прав, а если не прав, смотрим пункт первый». В такой семье ребенок совершенно лишен права выбора. Инициативу проявлять запрещено вообще, либо проявленное « своеволие» будет осмеяно. Ребенка жестко контролирую. Требования родителей  часто несоответствуют возрасту.  Вырастая в такой системе, ребенок научается « быть глухим» к собственным потребностям и желаниям. Нуждается в руководстве и наставлениях.  Ему очень хочется быть самостоятельным и независимым, но мир пугает его.
   Одна знакомая мне очень тревожная мама запрещала 7-ми месячному ребенку ползать, ибо там , на полу, микробы.  Ребенка бесконечно пугали опасностями, подстерегающими на каждом шагу  « Не прыгай с дивана, упадешь , разобьешь голову и кровь у тебя вся вытечет».  А еще по улицам ходят бандиты, особенно в темное время суток. Если шапку не одеть, менингит случится и останешься дурачком…  « Соломку» ребенку подстилают во всех возможных случаях.  И растет такой ребенок тревожным, понимает мир, как опасный враждебный. И очень зависит . Зависит от мамы. Как он без нее..
   Знакомы ли вам семьи, в которых родители пытаются реализовать собственные мечты в ребенке. Папа мечтал стать великим боксером, у него ничего не получилось, но вот сын обязан выиграть чемпионат ! Мама всю жизнь мечтала о художественной школе, но времена были тяжелые, и мечте не суждено было осуществиться. Что делают родители?! Правильно ! Ведут ребенка в художественную школу или спортивную секцию… Игнорирую потребности, желания и склонности ребенка. Ребенок , за которого решают, что ему любить и чем увлекаться, крайне сложно сепарируется от родителей ибо не понимает « Кто я» « Какой я» « Что хочу я».
                             Выделяют четыре вида сепарации.
  1. Эмоциональная.  « Я уже не так завишу от родительского одобрения или неодобрения».
  2. Аттитюдная сепарация. « У меня есть собственный взгляд на окружающих меня людей и происходящие события. Я не смотрю на мир лишь сквозь призму родительского отношения к нему. Я способен мыслить и рассуждать в собственных категориях, без постоянной оглядки на родительские суждения».
  3. Функциональная сепарация. « Я в состоянии заботится о себе, обеспечивать себя, жить отдельно от родителей»
  4. Конфликтная ситуация « Я имею право жить свою, отдельную от родителей жизнь. При этом не испытываю чувства вины».
 
Если все четыре вида сепарацииуспешно пройдены, человек ощущает себя полноценной личностью, любящую себя и своих близких, способную строить здоровую семью, карьеру, зрелые отношения с окружающими.
Для того, чтобы сепарироваться, ребенку нужно выходить из так называемой зоны комфорта, совершать собственные ошибки, приобретая свой опыт. Научаться брать ответственность за свои поступки, а потом и за собственную жизнь в свои руки. И в этом ему могут помочь родители, которые признают право ребенка быть отдельной личностью. Родители, которые осознают, что ребенок это другой человек, имеющий право на свои желания, потребности .
А самое главное, уважаемые родители! Помните, что с рождением ребенка ваша жизнь не заканчивается!!!! Живите, любите, изучайте то, что вам интересно, дышите полной грудью, ищите собственные смыслы! Это лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка.


Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Ребенок плюется - мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • Светлана Ройз: Если ребенок не во главе школы, ему там небезопасно.
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Если ребенок серьезно заболел
  • Почему мой ребенок такой?
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Влияние трио "Ребенок, Родитель, Взрослый" на нашу жизнь
  • Испытание семьи: больной ребенок
  • Невидимый ребенок - последствия дисфункциональной семьи
  • Усыновленный ребенок. Право на прошлое.
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Быть эффективным! Ребенок как родительский проект
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Хобби ребенка: выбор между своим и родительским желанием.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Хотите, чтобы ребенок вырос умным? Говорите с ним!
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Второй ребенок. Адаптация для мамы
  • Ребенок проявляет неуважение к родителям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь