"Или ты принимаешь решение, или я лишаю тебя покоя"

Умение принимать решения мы ассоциируем со взрослой, независимой, сильной личностью. Однако нередко случается так, что проблема выбора возникает не потому что человек боится брать на себя ответственность, а  наоборот, потому что слишком многое стоит на кону и одно неверное решение может повлечь за собой множество неприятных последствий. Тогда мы прикладываем много усилий для сбора информации, советуемся с людьми, которые могут оказать поддержку, направить и дать некоторые гарантии в определенных вопросах. Совсем же иначе обстоит дело, когда проблема выбора возникает на почве наших внутренних переживаний, где ни один эксперт не скажет как должно себя ощущать в том или ином случае, и уже тем более не берется строить какие-либо прогнозы.

Чем дольше мы не можем сделать удовлетворяющий выбор, тем сильнее ментальное напряжение, которое мы искусственно создаем в своей голове. Все психические ресурсы так или иначе сводятся к тому, чтобы искать удовлетворяющие ответы, но как назло на каждый новый аргумент возникает и новая контра. Для того, чтобы сбросить это перенапряжение, ослабить его, мозг создает новый акцент. Им чаще всего и становится то самое психосоматическое расстройство ("ты в опасности, бросай все эти глупости, срочно спасай свое тело").  

У такого симптома может быть множество функций. Иногда он помогает нам просто перенести сроки принятия решения, и, получив дополнительную информацию, вскоре нам проще сделать правильный выбор. Иногда пока мы болеем проблема может разрешиться сама под влиянием внешних факторов. Иногда ситуация обстоит так, что наша болезнь предполагает, что теперь принять решение должен кто-то другой вместо нас. Иногда симптом помогает решить разногласия и становится как бы разрешающим (позволяющим) стимулом для того, чтобы решение было принято так как нам "хочется, но не можется" без наличия вспомогательного симптома. Часто когда речь идет об особо глобальной проблеме выбора, через расстройство подсознание дает нам подсказку, и в процессе работы с симптомом мы ее обналичиваем. И теперь получается, что психосоматическое расстройство является ничем иным, как инструментом для принятия того или иного решения. Но можно ли сделать все то же самое, только чтобы при этом сохранить здоровье?

Если сложить обобщенную схему, я предлагаю следующий алгоритм принятия решения, с той оговоркой, что выбор без воплощения его в жизнь сразу теряет свою актуальность (т.е.напряжение не уйдет, если мы не предпримем никаких реальных действий после принятия решения). И еще попрошу не путать проблему выбора, с синдромом навязчивых состояний, о последнем нужен другой разговор.

Упрощенный вариант наверное известен всем, он краток и прост и все что для него нужно, это взять лист бумаги и четко сформулировать то, в принятии чего мы сомневаемся (суть вопроса). После мы делим лист на 2 столбца и в первом прописываем все плюсы или выгоды, которые нам сулит принятие этого решения, во втором все минусы. После анализируем и внимательно оцениваем не только количественные характеристики (чего больше, плюсов или минусов), а и качественные, что иногда гораздо важнее. Н-р, если мы осмысляем вариант оставаться на должности или перевестись/уволиться в первом столбце мы напишем множество плюсов этой работы: и легко добираться, и гибкий график, и хороший соц.пакет, и приятные коллеги и т.д.. Минус же есть, всего один - унижения или домогательства со стороны начальства (на которые нет объективной возможности повлиять), то очевидно, что этот минус перекрывает все плюсы. Оставаясь на этой работе и испытывая на себе постоянное унижение, мы станем только хуже работать, разовьется психосоматика, коллеги начнут раздражать, а весь соц.пакет уйдет на реабилитацию.
Безусловно в жизни не все так просто и бывают варианты, в которых нет однозначных ответов. Поэтому если наша ситуация такова, что вариант "плюсов и минусов" не слишком эффективен мы продолжаем работу с этим списком.

Более качественный анализ нам дадут ответы на следующие вопросы, которые мы поставим себе относительно ситуации, которую выбираем:
1. Вариант, который мы анализируем нужен нам лично или мы это делаем ради кого-то другого? Важно ли нам отстоять свои границы?
2. Мы склоняемся к этому выбору, потому что мы действительно хотим этого, или нас вынуждают долженствования? Можем ли мы "погасить свой долг" иначе, более приемлемым способом?
3. Если мы останавливаемся на заявленном варианте, это сулит нам развитие или тянет назад, в прошлое?
4. Является ли это вариантом из серии "шаг назад, чтобы сделать 2 шага вперед через время" или наоборот?
5. То что мы выбираем, удовлетворяет наши эмоциональные потребности, сиюминутную прихоть или мы делаем некий вклад в развитие своего будущего?
6. Мы получаем результат сейчас или через время, и когда на самом деле он нужнее?
7. Является ли этот вариант нашим психологическим ресурсом - это наполнит нас, или наоборот мы потеряем силы и энергию? Стоит ли этот выбор того, чтобы рискнуть своим ресурсом и временно стать истощенным?
8. Этот вариант дает нам возможность преумножения прибыли или наоборот расходует наши материальные блага?
9. Мы выбираем это ради процесса или ради результата? Этот конкретный процесс или результат можно получить иначе, без мук выбора?
10. С помощью такого варианта мы стремимся избежать какой-то проблемы или наоборот мы достигаем чего-то нового? Если мы от чего-то бежим, можем ли мы решить вопрос другим способом, каким?

Если же и эти вопросы не дали нам достаточного ответа, тогда имеет смысл посмотреть на проблему с другой стороны, с позиции нашего мировоззрения, определения нашего места в системе мирозданья и спросить себя:
- соответствует ли этот выбор моему предназначению?
- может ли этот выбор служить инструментом для исполнения моей миссии?
- совершая этот выбор, я преумножаю страх или какие-то добродетели?
После того, как мы дали себе ответы на эти вопросы, нам обязательно нужно взять паузу. И если выбор так и не состоится, снова проделать анализ плюсов и минусов принимаемого решения.

Есть конечно и крайний вариант, который я часто практикую со своими детьми, которым еще сложно проводить такой глобальный анализ. Мы загадываем вариант "за" и "против" на 2 стороны монетки и подбрасываем ее. ПАУЗА... Ответом становится не та сторона которая выпала, а та сторона, которую ребенок очень-очень хотел чтобы выпала, пока монета летела ;)

Автор: Анастасия Лобазова, психолог-психотерапевт, специалист по психосоматике


Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кого ищет этот мужчина? "Женщину на одну ночь" или "Женщину на всю жизнь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Что такое "психосоматика рака"? Если не обида, то в чем проблема психоонкологии?
  • Если дочь "слишком похожа на мою мать"
  • Подготовка к Детскому саду. Часть 2 из 7. "Выбор Детского сада"
  • "Рыбак рыбака...", или "проблема терапевта" как ресурс психотерапии: случай из практики
  • Мама! Прими мой выбор! или "Роковая страсть"
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Ресурсная методика "Древняя Лавка" наоборот
  • "Крем" от всех проблем - чем "смазать" настроение и "сгладить" эмоции?
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • Мужчина должен быть... или как мы выбираем "болт" вместо человека
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • 👫"КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЖЕНЕ ЕСЛИ МУЖ ВЕРНУЛСЯ ОТ ЛЮБОВНИЦЫ"👫
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Нарциссизм в материнстве или как сложно быть "идеальной" или "неидеальной" мамой.
  • "Я хочу, чтобы ты позаботился обо мне". Ловушка для недолюбленной женщины.
  • Родителям. Если подросток выбирает "то одну, то другую" профессию.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ": кризис в отношениях и их перезагрузка
  • Все мы родом из детства2 "Держи язык за зубами, чтобы не создавать проблем окружающим"
  • ТОЧКА ВЫБОРА. КАК СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. ТЕХНИКА.
  • "Эффект плато" или когда психотерапия "уже" не работает
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Если ваш мужчина смотрит "по сторонам"
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • "Взял - отдай немного больше" и другие законы любовной "экономики"
  • Ради одних женщин делают все, когда другие ищут способы "покорить" мужчину...
  • Если вы "застряли" в отношениях...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь