А КАК У ВАС НА ГРАНИЦЕ?

В статье речь пойдет о психологических границах личности и агрессии как механизме  их защиты для сохранения целостности и автономии территории Я.

Не буду здесь доказывать важность и нужность агрессии для личности и рассматривать все ее функции. Остановлюсь лишь на одной из этих функций – защита психологических границ Я.

Очевидно, что любая автономная территория предполагает необходимость наличия границ и, следовательно, их защиту.

Предложу ряд тезисов:

  • Любая территория для поддержания своей автономии и идентичности предполагает наличие границ. Территория Я здесь не исключение. В этом случае речь идет о специфических границах – психологических границах Я.
  • Границы предполагают необходимость их защиты.
  • Агрессия является «оружием» защиты границ.

Остановлюсь на проблемах личности, которые возникают «на границе», в результате чего у Я могут возникать разного рода сложности в отношениях с другими.

И проблемы  эти в основном будут обусловлены сложностью обхождения с агрессией.

Чаще всего (из моей практики) на границе возникают проблемы следующего порядка:

  • Неспособность Я защитить свои границы.
  • Неадекватные способы защиты границ.

Каждая из обозначенных проблем проявляется по-разному и имеет свои причины.

  • В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ человек не способен защитить свои границы, так как у него нет для этого подходящего «оружия» (точнее, он считает, что нет). В результате все, кому не лень, «топчутся» по его территории, а он терпит и жалуется, что другие неблагодарные, наглые, нечувствительные…

Почему так получается?

Описываемую ситуацию я называю «Феномен Кота Леопольда».

Помните этого персонажа из советских мультфильмов?

Кот Леопольд отчего-то решил, что единственно хорошим способом построения отношений с мышами будет мировотворческая позиция, выражающаяся в его интенции к ним: «Ребята, давайте жить дружно!». Мы можем лишь фантазировать, как он к этому пришел? Возможно, в детстве ему внушали, что злиться нехорошо (некрасиво, стыдно)... Возможно, у него был какой-то личный травматический опыт, в результате которого «он решил», что проявлять агрессию опасно.  Возможно…

Не будем больше гадать, что повлияло на формирование его  такой «мирной» идентичности. Однако то, что мы можем наблюдать, однозначно означает, что в его образе Я нет места агрессивности: эдакий кот-добряк, неспособный обидеть даже мышь.

Что в результате мы имеем?

В этом случае по его территории топчутся все, кто хочет и кто может. Мыши теряют страх и ведут себя неестественно по отношению к коту. Можно было бы, конечно, обвинять мышей – мол, такие они нехорошие, не ценят, не уважают Кота! Однако в отношениях, как в спорте: играешь так, как позволяет соперник. Мыши ведут себя так, потому что Кот не желает соответствовать своей природе и присваивать себе идентичность хищника, знающего, что нужно делать с мышами. В итоге мы видим несчастного Кота и наглых, потерявших страх мышей.

Что-то похожее происходит и с человеком, который «решил», что агрессия нехорошее чувство-состояние и что злиться плохо, стыдно, нехорошо, некрасиво, опасно…

Что в такой ситуации делать?

Удивительно, но в рассматриваемом мультфильме есть ответ. Вы помните, как разрешилась проблема Кота Леопольда? Он обратился к врачу, который велел ему принимать озверин, препарат, повышающий агрессивность. В результате чего к Коту вернулась пропавшая, но такая естественная  и природосообразная для этого животного агрессия и все стало на свои места: Кот стал котом, Мыши стали мышами! Проблема решилась.

В терапии в этом случае не все так просто. Приходиться работать над  уточнением и интеграцией образа своего Я, попутно раскапывая историю его формирования, извлекая интроекты – те внушения, правила из чужого опыта, усваиваемые ребенком неосознанно в силу авторитета тех людей, которые их произносят. Человеку, уже не ребенку,  придется по-новому взглянуть на эти куски чужого опыта и решить: нужны ли они ему? Соответствуют ли они ситуации его жизни, той реальности, в которой он живет?  В том  случае, если они не подходят – скорректировать их.

  • ВТОРОЙ ВАРИАНТ проблемных границ я называю «Часовой».

Часовой – это человек, который охраняет какой-либо стратегически важный объект. Его действия в случае обнаружения нарушителя регламентируются следующей последовательностью;

  • Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»
  • Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.
  • Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел.

Как это происходит в жизни?

Человек в данном случае по разным причинам «не соблюдает» вышеописанный алгоритм защиты своих границ. Чаще всего это происходит так:

  • «нарушитель» делает попытки вторжения в личные границы, они не «замечаются» (не происходит словесного предупреждения);
  • «нарушитель» более активно вторгается на территорию (нет предупредительного выстрела);
  • «нарушитель» ведет себя как дома на чужой территории. И тут человек не выдерживает и открывает огонь на поражение.

Что в результате мы имеем?

Человек, до этого не проявлявший никаких признаков агрессии в отношении нарушителя, взрывается. Его ответная реакция достигает уровня гнева и даже ярости и часто оказывается неожиданной для нарушителя, как правило, ничего не подозревавшего. А у «взорвавшегося» человека дальше часто следуют переживания стыда и вины за свои неадекватные действия.

Почему так происходит?

У человека, попадающего в описываемую ситуацию, как правило, снижена чувствительность к агрессии. В результате чего он не распознает сигналы нарушения своих границ, а когда они становятся чрезмерными адекватно реагировать уже поздно. Да и способов «цивилизованной» защиты своих границ в его опыте нет. Чаще всего здесь мы имеем дело с хронической травматизацией: человек длительное время находился в ситуации психологического (а иногда и физического) насилия и вынужден был «заморозить» чувствительность, чтобы хоть как-то защитить себя от боли, причиняемой другими.

Что в такой ситуации делать?

Описываемая ситуация предполагает работу с травмами развития. Этот вариант предполагает более длительную работу, чем тот, где агрессия исключается из образа Я.

Я бы конечно мог написать рекомендации для тех, у кого есть подобные проблемы. Но считаю их бессмысленными и бесполезными. Статьи по психологии могут помочь, на мой взгляд, только на первом этапе в работе с проблемами – этапе их осознавания. И здесь я не жалею ни своих знаний, ни опыта... Для полного же разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Не стоит заниматься самообманом.  Считаю, что лучший способ разобраться в своих психологических проблемах – это терапия. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека.

Берегите себя!

Для иногородних возможно консультирование и супервизия у автора статьи через интернет. Скайп Login: Gennady.maleychuk



Просмотров: 186
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Этапы защиты своих границ
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Статья для тех, кто понимает на своем собственном опыте, что человеку измениться сложно
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Не так страшен страх, как его малюют
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Как удостовериться в том, что вы хороший человек!?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь