Краткая история возникновения классического психоанализа Фрейда

В наши дни многие полагают, что психоанализ является философской школой, культурологическим направлением, методом исследования социальных, политических явлений. Действительно, в современных статьях журналистов, аналитических обзорах, искусствоведческих эссе мы достаточно часто встречаем характерные для психоанализа понятия и подходы. Однако исторически психоанализ возник и по сей день существует как мощное психотерапевтическое направление. 

Важно понимать, что основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), был врачом-невропатологом, который делал свои открытия не за письменным столом, запершись у себя в кабинете. Психоанализ не есть порождение «чистого разума», но результат клинического опыта. В своей практике врачи конца XIX века сталкивались с необъяснимыми и неподдающимися традиционному лечению явлениями: например, внешними проявлениями различных болезненных симптомов при полном отсутствии клинических нарушений, необоснованными страхами, тревожностями, навязчивыми действиями и мыслями. 

Упрощенно все эти состояния объединяли понятием «психоневроз». Именно в силу отсутствия объективных признаков физических заболеваний многие медики того времени склонны были недооценивать подобные проблемы своих пациентов, приписывая их «дегенерации» (вырождению). Но подобную точку зрения разделяли далеко не все. 

Фрейд испробовал многие способы лечения психоневрозов, практиковавшиеся его современниками, среди которых были гипноз, различные методы физиотерапии. Однако Фрейд не был удовлетворен их результатами. В 90-х гг. XIX века совместно с Брейером Фрейд разрабатывал и применял так называемый «катарсический метод», основной прием которого – свободные ассоциации – в дальнейшем стал основным техническим инструментом психоанализа. 

Пациент, лежа на кушетке в состоянии полудремы, говорил первое, что приходило ему в голову, и непроизвольно наталкивался на забытые, но болезненные, неприемлемые для него воспоминания, мысли, представления. Позже Фрейд назвал их вытесненными в бессознательное. Такое соприкосновение заставляло пациента переживать сильные чувства (отреагировать аффекты), которые, по мнению Брейера и Фрейда, прежде были скованными и выражались символически при помощи симптомов. 

Также Фрейд обнаружил, что нити историй таких пациентов всегда вели в его ранее детство и были связаны со скрытыми желаниями, направленными на его близких людей и на себя самого. Фрейд отошел от катарсического метода и стал развивать собственный подход тогда, когда понял, что большинство таких детских воспоминаний его пациентов не имеют ничего общего с объективной реальностью; что речь идет о внутрипсихической реальности пациентов, рассказывающих о своих детских бессознательных желаниях, которые, с одной стороны, выражаются в виде ложных воспоминаний, но с другой – настолько неприемлемы для взрослого человека, что порождают душевную боль. 

В основе же этих желаний всегда обнаруживались два импульса, влечения – агрессивный и сексуальный. 

Но здесь необходимо отметить, что под сексуальностью Фрейд подразумевал различные формы получения удовлетворения при помощи взаимодействия с самим собой или с другими. Дальнейшее психоаналитическое творчество Фрейда можно условно разделить на три этапа. 

В 1900 – 1910 гг., которые сам Фрейд из-за изначального общественного неприятия его идей называл «великолепным уединением», накапливался и фиксировался практический опыт; к концу этого периода у Фрейда уже появились многочисленные сторонники: К. Абрахам, Ш. Ференци, О. Ранк, К.Г.Юнг, А. Адлер и другие. 

Однако уже в 1910-х гг. выяснилось, что многие из его сторонников, называя практикуемый ими метод психоанализом, по-разному понимали основные понятия, введенные Фрейдом, а также сильно модифицировали разработанную им технику терапии. На этом, втором этапе развития классического психоанализа Фрейд порвал отношения с некоторыми из своих последователей, которые, однако, продолжили психотерапевтическую практику, создав собственные школы. 

Так, например, К.Г.Юнг создал аналитическую психологию, а А.Адлер – индивидуальную психологию. Таким образом, исторически эти школы, хотя и произросли из психоанализа, не являются психоаналитическими. Тем не менее, эти болезненные разрывы отношений с последователями сыграли важную роль для развития психоанализа. 

Фрейд осознал, что его метод нуждается в теоретической основе, и в 1915 г. написал двенадцать так называемых «метапсихологических работ», из которых пять впоследствии уничтожил. В этих работах Фрейд описал свое видение строения и функционирования «психического аппарата», определил основополагающие для психоанализа понятия бессознательного, сопротивления, вытеснения и т.д. 

Данный этап теоретического становления психоанализа принято называть «первой топикой Фрейда»: в структуре психики Фрейд выделил три инстанции, одновременно являющиеся психическими функциями, – бессознательное, сознательное и предсознательное. Причем все эти три инстанции Фрейд считал равнозначными, поэтому в психоанализе не принято использовать понятие «подсознание». 

Начало третьего этапа становления психоанализа Фрейда можно отнести к 1919 г., когда с фронтов Первой мировой войны начали возвращаться солдаты, страдающие так называемым посттравматическим неврозом: их внутреннему взору постоянно и навязчиво являлись пережитые ими ужасающие события военных действий. 

В этом году Фрейд написал одну из своих самых сложных и загадочных работ, «По ту сторону принципа удовольствия», в которой, наряду с появлением понятий влечения к жизни и влечения к смерти, берет начало психоаналитическая разработка понятия «Я». Эти новые теоретические воззрения окончательно сформировались в 1923 г., когда Фрейд написал работу «Я и Оно», где ввел «вторую топику», ставшую дополнением к первой. Инстанции этой топики известны как Оно, Я и Сверх-Я. 

До самой своей смерти в 1939 г. Фрейд развивал свою теорию, опираясь на разработанные им топики, пересматривая в их контексте свой более ранний клинический опыт. Однако в одной из последних своих работ, «Анализ конечный и бесконечный», фактически ставшей его духовным завещанием, Фрейд оставляет много открытых вопросов в надежде на то, что ответы на них дадут его последователи.


Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Основные понятия и положения классического психоанализа Фрейда
  • Если бы Фрейд был женщиной
  • Психическая травма. Зигмунд Фрейд
  • "Счастливо жить - это ЛЮБИТЬ и РАБОТАТЬ" З. Фрейд.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • О религиозном чувстве и поэтике языка Зигмунда Фрейда в его работе «Недовольство культурой»
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • КПТ против Психоанализа? Какие методы на самом деле эффективны в работе с психосоматикой?
  • У психоанализа женское лицо
  • Чем отличается гештальт-терапия от психоанализа?
  • Рождения психоанализа и отказ от гипноза (часть 2)
  • Ты мне изменяешь? О супружеской измене глазами психоанализа.
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Не так страшен страх, как его малюют
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь