Основные понятия и положения классического психоанализа Фрейда

Отталкиваясь от научно-биологического понимания человека, Фрейд основывал свою теорию на понятии влечения, которое он понимал как феномен, находящийся на границе физиологического и психического. Точнее, в классическом психоанализе под влечением понимают психическое представление о постоянно исходящих изнутри организма раздражениях, вызывающих внутреннее напряжение, которое требует разрядки, которая воспринимается психикой как удовольствие. 

Голод, жажда, сонливость, сексуальное влечение, избегание боли и т.д. могут являться примерами влечений. 

Фрейд считал излишним тщательно их классифицировать и разделял их, с одной стороны, на сексуальные влечения и влечения «Я», а с другой – на влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (его иногда называют Танатос, хотя сам Фрейд этот термин никогда не использовал). 

Под влечениями «Я» Фрейд подразумевал то, что сегодня нам привычнее называть «стремлением к самосохранению». Вопреки интуитивной понятности термина «сексуальность», Фрейд придает ему достаточно широкое и специфическое значение. Фактически, под сексуальностью в психоанализе подразумевается любое стремление к получению телесного удовольствия, возникающее у человека с самого рождения и присутствующее на протяжении всей его жизни до самой смерти. Таким образом, ребенок, начиная с младенчества и до самого периода полового созревания, уже является существом сексуальным. 

Однако детская (инфантильная) сексуальность, в силу особенностей психологических задач соответствующих этапов детского развития и физиологической незрелости, значительно отличается от сексуальности взрослой. В ней на различных этапах развития доминируют иные способы удовлетворения влечений. Сексуальное влечение всегда направлено на объект, которым также может быть и часть собственного тела. 

Первыми сексуальными объектами ребенка, кроме его собственного тела, становятся его родители, либо лица их заменяющие. В зависимости от того, как эти взрослые обходятся с ребенком, тот может ощущать, что либо его влечения в целом удовлетворены, либо не удовлетворены, либо чрезмерно удовлетворены. 

В состоянии неудовлетворенности ребенок испытывает тревогу, с которой он, однако, может научиться справляться благодаря, например, тому, что в его психике постепенно возникает образ родителей, которые так или иначе появятся и удовлетворят его потребность. Каждому этапу детского развития соответствует своя характерная модель преодоления тревожности. В случае если тревога эта была чрезмерной, либо даже травмирующей, происходит фиксация на соответствующей стадии, т.е. в дальнейшем такой ребенок, а потом и взрослый будет для преодоления своей тревоги пользоваться моделью, характерной для этой детской стадии развития. 

В свою очередь, ранние сексуальные желания в определенный момент становятся неприемлемыми для сознания, но поскольку в психической жизни ничто не умирает, они не исчезают бесследно, а «вытесняются», т.е. становятся недоступными для сознания, бессознательными. Бессознательное же функционирует по принципу удовольствия, которого оно стремится достичь полностью и незамедлительно, поэтому такие бессознательные желания постоянно стремятся проникнуть в сознание и найти свое удовлетворение. 

Однако сознание сопротивляется такому проникновению, так как оно выполняет задачу сообразовывать желания с требованиями реальности, а также разрозненные сознательные и бессознательные желания между собой. И бессознательным желаниям приходится пробиваться наружу окольными путями, находя себе суррогатное, символическое удовлетворение. И поскольку такое бессознательное желание так все равно и остается неудовлетворенным, оно возвращается снова и снова в виде симптома, с которым клиент и обращается к психоаналитику. 

Задача же психоаналитика – «расшифровать» бессознательное желание, стоящее за симптомом и донести его до сознания клиента, который, таким образом, сможет его держать под сознательным контролем. Классический психоанализ предполагает, что при помощи симптома бессознательное желание, не имея доступа к речи, пытается как бы высказать себя. 

Будучи же высказанным, ему уже ненужно возвращаться в сознание в виде симптома. Кроме того, в ходе осознания того, что ранее было вытеснено в бессознательное, разрушается патологическая модель, которая организовывала жизнь клиента. Дело в том, что в человеческой психике господствует принцип сверхдетеминизма, т.е. отдельные психические феномены предопределяются многими другими феноменами, находящимися в очень тесной взаимосвязи. И даже когда человек принимает самое, что ни на есть, сознательное и рационально обоснованное решение, доля бессознательных тенденций в нем все равно существенно преобладает над долей сознания. А суть такого бессознательного участия предопределяется тем, посредством какой модели реализуются в символической форме бессознательные желания такого человека и каким образом его сознание от них защищается. Такие модели и формы защиты получили название «психических механизмов защит». 

Важнейшим достижением классического психоанализа является открытие внутрипсихической реальности клиента, которая может не совпадать с его реальностью фактической. Пытаясь пробиться в сознание, бессознательные тенденции могут сильно искажать воспоминания и представления человека. 

Например, в детстве клиент мог получить одну единственную пощечину от своего отца, но она могла быть настолько болезненно им воспринята, что он будет с полной уверенностью рассказывать аналитику о том, что его отец был очень суров и жестоко его наказывал. Однако бессознательными могут становиться не только сексуальные влечения, но и агрессивные желания, направленные на себя или на других. 

Фрейд полагал, что у человека присутствует влечение к смерти, которое является основой агрессии. Ведь состояние полного отсутствия всех внутренних напряжений возможно лишь после смерти.


Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Лишний вес! А как же Бессознательное? С чем его едят?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Психологическая трансформация, символическое значение ритуала крещения и его отдельных элементов для анализа психических процессов
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • Прошлое человека объясняет его поведение
  • Стыд и его влияние на поведение человека.
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Почему люди теряют смысл жизни и как его найти?
  • Не так страшен страх, как его малюют
  • Как привлечь мужчину в свою жизнь и не потерять его?
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Сахарный диабет! А так ли было сладко до его появления?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • Не так страшен черт, как его малюют (немного о психологической подготовке к выпускным экзаменам в школе)
  • «Не люблю свое имя и хочу его поменять!» Есть ли другой выход?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь