Основные понятия и положения классического психоанализа Фрейда

Отталкиваясь от научно-биологического понимания человека, Фрейд основывал свою теорию на понятии влечения, которое он понимал как феномен, находящийся на границе физиологического и психического. Точнее, в классическом психоанализе под влечением понимают психическое представление о постоянно исходящих изнутри организма раздражениях, вызывающих внутреннее напряжение, которое требует разрядки, которая воспринимается психикой как удовольствие. 

Голод, жажда, сонливость, сексуальное влечение, избегание боли и т.д. могут являться примерами влечений. 

Фрейд считал излишним тщательно их классифицировать и разделял их, с одной стороны, на сексуальные влечения и влечения «Я», а с другой – на влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (его иногда называют Танатос, хотя сам Фрейд этот термин никогда не использовал). 

Под влечениями «Я» Фрейд подразумевал то, что сегодня нам привычнее называть «стремлением к самосохранению». Вопреки интуитивной понятности термина «сексуальность», Фрейд придает ему достаточно широкое и специфическое значение. Фактически, под сексуальностью в психоанализе подразумевается любое стремление к получению телесного удовольствия, возникающее у человека с самого рождения и присутствующее на протяжении всей его жизни до самой смерти. Таким образом, ребенок, начиная с младенчества и до самого периода полового созревания, уже является существом сексуальным. 

Однако детская (инфантильная) сексуальность, в силу особенностей психологических задач соответствующих этапов детского развития и физиологической незрелости, значительно отличается от сексуальности взрослой. В ней на различных этапах развития доминируют иные способы удовлетворения влечений. Сексуальное влечение всегда направлено на объект, которым также может быть и часть собственного тела. 

Первыми сексуальными объектами ребенка, кроме его собственного тела, становятся его родители, либо лица их заменяющие. В зависимости от того, как эти взрослые обходятся с ребенком, тот может ощущать, что либо его влечения в целом удовлетворены, либо не удовлетворены, либо чрезмерно удовлетворены. 

В состоянии неудовлетворенности ребенок испытывает тревогу, с которой он, однако, может научиться справляться благодаря, например, тому, что в его психике постепенно возникает образ родителей, которые так или иначе появятся и удовлетворят его потребность. Каждому этапу детского развития соответствует своя характерная модель преодоления тревожности. В случае если тревога эта была чрезмерной, либо даже травмирующей, происходит фиксация на соответствующей стадии, т.е. в дальнейшем такой ребенок, а потом и взрослый будет для преодоления своей тревоги пользоваться моделью, характерной для этой детской стадии развития. 

В свою очередь, ранние сексуальные желания в определенный момент становятся неприемлемыми для сознания, но поскольку в психической жизни ничто не умирает, они не исчезают бесследно, а «вытесняются», т.е. становятся недоступными для сознания, бессознательными. Бессознательное же функционирует по принципу удовольствия, которого оно стремится достичь полностью и незамедлительно, поэтому такие бессознательные желания постоянно стремятся проникнуть в сознание и найти свое удовлетворение. 

Однако сознание сопротивляется такому проникновению, так как оно выполняет задачу сообразовывать желания с требованиями реальности, а также разрозненные сознательные и бессознательные желания между собой. И бессознательным желаниям приходится пробиваться наружу окольными путями, находя себе суррогатное, символическое удовлетворение. И поскольку такое бессознательное желание так все равно и остается неудовлетворенным, оно возвращается снова и снова в виде симптома, с которым клиент и обращается к психоаналитику. 

Задача же психоаналитика – «расшифровать» бессознательное желание, стоящее за симптомом и донести его до сознания клиента, который, таким образом, сможет его держать под сознательным контролем. Классический психоанализ предполагает, что при помощи симптома бессознательное желание, не имея доступа к речи, пытается как бы высказать себя. 

Будучи же высказанным, ему уже ненужно возвращаться в сознание в виде симптома. Кроме того, в ходе осознания того, что ранее было вытеснено в бессознательное, разрушается патологическая модель, которая организовывала жизнь клиента. Дело в том, что в человеческой психике господствует принцип сверхдетеминизма, т.е. отдельные психические феномены предопределяются многими другими феноменами, находящимися в очень тесной взаимосвязи. И даже когда человек принимает самое, что ни на есть, сознательное и рационально обоснованное решение, доля бессознательных тенденций в нем все равно существенно преобладает над долей сознания. А суть такого бессознательного участия предопределяется тем, посредством какой модели реализуются в символической форме бессознательные желания такого человека и каким образом его сознание от них защищается. Такие модели и формы защиты получили название «психических механизмов защит». 

Важнейшим достижением классического психоанализа является открытие внутрипсихической реальности клиента, которая может не совпадать с его реальностью фактической. Пытаясь пробиться в сознание, бессознательные тенденции могут сильно искажать воспоминания и представления человека. 

Например, в детстве клиент мог получить одну единственную пощечину от своего отца, но она могла быть настолько болезненно им воспринята, что он будет с полной уверенностью рассказывать аналитику о том, что его отец был очень суров и жестоко его наказывал. Однако бессознательными могут становиться не только сексуальные влечения, но и агрессивные желания, направленные на себя или на других. 

Фрейд полагал, что у человека присутствует влечение к смерти, которое является основой агрессии. Ведь состояние полного отсутствия всех внутренних напряжений возможно лишь после смерти.


Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?
  • Почему становятся любовницами: бессознательные мотивы
  • Почему вам страшно признать свои желания? Желание=опасность?
  • Если бы Фрейд был женщиной
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Повышенное сексуальное влечение.
  • Как идея смерти спасает человека
  • Психическая травма. Зигмунд Фрейд
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Скрыть «Меняйся, если вообще чего-либо хочешь!» - о газлайтинге, критике и о внутренних изменениях.
  • Я больше тебя не хочу. Куда уходит сексуальное влечение?
  • Почему не хочется любимого партнера! Как вернуть сексуальное влечение в семью?!
  • “Химия” любви и влечения: какой Вы тип и кто привлекателен для Вас?
  • ПОЛЕ ЖИЗНИ, КВАНТОВЫЙ ДЕД МОРОЗ И КАК ПРАВИЛЬНО ЗАГАДЫВАТЬ ЖЕЛАНИЯ
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Защита психологических границ — ответственность самого человека
  • Какой вред, когда один из партнеров занимается сексом без желания?
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Тем, кто мечтает встретить того человека.
  • Мысли и Я. Почему моя жизнь сложилась таким образом?
  • Техника работы с бессознательным. Как понять свои истинные желания и проблемы.
  • Хотите быть здоровыми? Исполняйте свои желания.
  • "Счастливо жить - это ЛЮБИТЬ и РАБОТАТЬ" З. Фрейд.
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • 10 признаков того, что пришло время отпустить человека
  • Био-Психо-Социо-Духовная модель человека. Советы по работе над собой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь