|
«Принцесса Мари Бонапарт — принцесса психоанализа». Часть вторая.
Личная история принцессы и ее знакомство с психоанализом представлено в первой части статьи «Принцесса Мари Бонапарт — принцесса психоанализа» на этом сайте. В продолжение истории о Мари бонапарт хочется сказать, что в 1941 году Мари Бонапарт покинула оккупированную нацистами Францию и после короткого пребывания в Греции ещё за две недели до вступления немцев вместе с королевской семьёй переехала из Афин в Южную Африку. Там она стала работать психоаналитиком, а после войны возвратилась в Париж в 1945. В середине декабря 1945 года она возвращается в Лондон, прежде чем направиться в США.
В 1946 году появилась книга «Мифы войны» (* Mythes de guerre, Imago Publishing Ltd, 1947), в которой она проанализировала слухи и истории, которые витали в среде солдат, например суеверие о том, что в кофе подмешивают бром, причём это якобы было как во французской, так и в немецкой армии.
В 1950 работы Мари Бонапарт: "Испытания психоанализа" (1950)-* Essais de psychanalyse, Imago Publishing Ltd, 1950. "Хронометры и Эрос" (1950)-* Chronos et Eros, Imago Publishing Ltd, 1950. " Монологи о жизни и смерти" - * Monologues devant la vie et la mort, Imago Publishing Ltd, 1950. Мемуары "Обрывки дней" (Les glanes des jours, 1950)
В 1951 году появилась книга «Женская сексуальность». (De la sexualite de la femme). Одной из важнейших тем книги была маскулинизация женщин, Мари Бонапарт предсказала уменьшение различий между полами в будущем. Она исследовала комплексы женственности и мужественности и подвергла критическому анализу некоторые идеи Э.Джонса, М.Клайн и К.Хорни. Опиралась на исследования Фрейда в его статьях «О женской сексуальности», «Ребенка бьют», «Инфантильная генитальная организация», а также его крупных работах «Три очерка по теории сексуальности», «По ту сторону принципа удовольствия», «Лекции по введению в психоанализ», но ее работу нельзя считать лишь как комментарий к его работам. Мари Бонапарт исходит в своей работе из теории о том, что в каждом человеке изначально сосуществуют женское и мужское начала. Это напоминает об аниме и анимусе, подробно описанных Карлом Юнгом, но в данном случае речь идет о биологических предпосылках бисексуальности. У женщины есть два половых органа – клитор и вагина. «Клитороцентрическая» женщина вступает в соревнование с мужчиной, занимает активную позицию, как в сексе, так и в социуме. Для того чтобы женщина могла принять свою женственную роль, ей необходимо переключиться с клитора на вагину, во-первых, и, во-вторых, преодолеть протест своего тела против проникновения. М. Бонапарт о «нормальном совокуплении, когда женщина лежит на спине, а мужчина располагается над ней». Но затронутые в ней темы актуальны и по сей день. 3 вектора развития: как противостояние отец-мать, клитор-вагина, садо-мазо наклонности. Противостояние клитора и вагины-основная тема. Смещение сексуальности с клитора на вагину. Классификация лесбиянок. Раскачивание, освобождение сексуальности, расширение рамок сексуальной нормы. Либеральная позиция по отношению к мастурбации Преувеличение значения Эдипова комплекса. Нормативность женской сексуальности для Мари Бонапарт бесспорна, причем норму она трактует очень конкретно – это материнство и приготовление к нему.)
В 1957 году после смерти ее супруга и принятия на себя его официальных обязательств, она все меньше и меньше инвестирует Общество. После войны у нее нет больше средств финансировать Парижское Психоаналитическое общество, которое возрождается в ноябре 1946 года благодаря Рене Лафоргу и Бернарду Стилу.
Новаторством Марии Бонапарт, ставшим сегодня традицией, было то, что она стала первым практикующим психоаналитиком во Франции, не имеющим медицинского образования. Это порождало много споров в обществе ПА. С самого начала Мари Бонапарт была на стороне дилетантского анализа. Мари Бонапарт ввязалась и в мощнейшую борьбу, разгоревшуюся во французском психоанализе в 1952 году когда Она еще раз защищает " невежественный анализ ", то есть проведенный исследователем, который не является врачом, (в 1950 году во время процесса Маргарет Кларк-Уильямс.)
Споры были и по вопросу того, может ли Хайнц Хартманн быть членом Парижского Психоаналитического общества, так как Pigeot считал, что нельзя принимать иностранцев.
После Второй мировой войны политическая позиция Мари Бонапарт входит в противоречие с молодыми аналитиками — Даниэлем Лагашем, Жаком Лаканом ( который не завершил обучающий анализ у Левенштайна) и Франсуазой Дольто — и приводит к первому крупному расколу внутри современного психоанализа 1953 года. Раскол SPP пробудил ее несогласие с Жаком Лаканом, как об этом свидетельствует одно из ее писем 1948 года Левенштайну, где она пишет: « Что касается Лакана, он чересчур отдает паранойей, происходящей из сомнительного нарциссизма, позволяющего себе много вмешательств в личную жизнь ». Она выступала против 10-минутного анализа, предлагаемого Лаканом.
На 20-ом Международном Психоаналитическом конгрессе (1957) Мари Бонапарт прочитала доклад, в котором заявила, что более полувековое существование психоанализа привело к освобождению сексуальности, к большей сексуальной свободе женщин, большей открытости по отношению к детям. Человечество стало менее лицемерным, и возможно даже добилось большего счастья. Анализ помогает принимать реальность смерти и иметь больше мужества при встрече с нею, как показывает пример Фройда.
При расколе Парижского Психоаналитического Общества (1926) возникло Французское общество психоанализа (Societe Franзaise de Psychanalyse) и просуществовало до 1963 года. Это общество издавало журнал “La Psychanalyse”, с 1953 по 1964 год вышло восемь номеров этого журнала. В последние два года жизни Мари Бонапарт стала бурно протестовать против вынесения смертных приговоров. В 1960 году она вступает в борьбу против смертной казни, отправляется в США и пытается напрасно спасать Кэрила Чессмэна от газовой камеры, но он все же был казнен. В возрасте 77 лет сама представляла свою смерть, связывала свои исследования с такими историями, слухи об убийстве ее матери и чувство вины, ярые протесты против смертной казни подтверждают агрессивный настрой.
Ослабленная переломом шейки бедра, Пораженная лейкемией, « последняя из Бонапартов » умирает в клинике Сен-Тропе ( 21 сентября 1962). Похоронена недалеко от Афин на королевском кладбище рядом с супругом.
До самой своей смерти, несмотря на обострение болезни, Мари Бонапарт продолжала участвовать в международном психоаналитическом движении. Она завещает Парижскому Психоаналитическому обществу автографы Фрейда, несколько полных коллекций его произведений, и редких журналов по психоанализу.
Мари Бонапарт (прожила 80 лет) вошла в историю как яркий интеллектуал первая женщина психоаналитик, первый французский психоаналитик, не имеющий медицинского образования, переводчица текстов Фрейда, соучредительница первого французского общества психоаналитиков, даже если у ее теоретических трудов не было большого научного влияния, неутомимо работала ради этого зарождающегося движения и была пионеркой психоанализа.
Спустя много лет оценивая её вклад в психоанализ, мы скорее обращаем внимание на её административный и организаторский талант, чем на теоретические исследования, которые, тем не менее, представляют интерес для историков психоанализа.
Выдающиеся психоаналитики (как Эрнест Джонс, Алан де Миолла и Мишель Моро-Рико) соглашаются с тем фактом, что Мари Бонапарт сыграла важную роль во внедрении психоанализа во Франции. По этой причине, она прозвана « принцессой психоанализа во Франции".
История анализа Мари Бонапарт и её отношений с Фрейдом стала материалом для телевизионного фильма Бенуа Жако «Принцесса Мария» (Princesse Marie, 2004), главную роль в котором исполнила Катрин Денёв.
Она перевела на французский язык и издала на свои деньги книги Фрейда «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи», «Бред и сны в «Градиве» Йенсена», «Будущее одной иллюзии», «Очерки о прикладном психоанализе», «Метапсихология» и Пять основных клинических случаев Фрейда: «Дора» (1905), «Маленький Ганс» (1909), «Человек-с-крысой» (1909), «Шребер» (1911) и «Человек-с-волками» (1918) (совместно в Рудольфом Левенштайном).
Сама Мари Бонапарт также Автор (работы, опубликованные на французском языке, некоторые переведены на русский): - 1918 году пишет один из своих манускриптов, озаглавленным Les homes que j’ai aimés (Мужчины, которых я любила)
Работы, переведенные на русский:
"Случай госпожи Лёфевр" (1927) Вашему вниманию предлагается работа французского психоаналитика Мари Бонапарт. Клинический случай: Убийство на почве материнской ревности Пациент: Женщина, 63 года убила свою сноху на почве ревности к собственному сыну (бредовая угроза: что его может отобрать другая женщина) и ей стало легче: в тюрьме прошли ее ипохондрические жалобы(опущенные органы, боль в печени, "скрученность нервов" и даже реальный диагноз ее перестал тревожить(рак груди-от неудобного матраса), в тюрьме ее волосы почернели, она успокоилась как сказала сама г-жа Лефевр, ее психика скатилась к состоянию психоза, защитной успокаивающей бредовой конструкции( бред притязания-похищение ее сына другой женщиной), резонерствующее безумство, хронический систематизированный психоз. Ключевые понятия: Ипохондрия Паранойя Психоз Ревность Резонерствующее безумие Убийство Эдипов комплекс
В небольшой работе "О символизме трофеев головы" (1927 г) она обращается к теме символического функционирования в культуре переживания чувства всемогущества и страха кастрации. На материале различных этнографических толкований, примеров из народной психологии она вскрывает происхождение сакрального и профанного культа рогов, которые одновременно символизируют силу и указывают на обманутого в своей силе мужчину. Фаллическое могущество может оборачиваться переживанием потери или кастрации. Эти противоположные тенденции вбирают в себя народные обряды, культы и верования. Бонапарт обсуждает различные формы охоты и добывание трофеев, показывая их часто символическое, т. е. утратившее утилитарный характер значение добывания сакральной силы, фаллического всемогущества. Данный текст интересен как очередной талантливый вклад в разворачивание фрейдовской психологии, позволяющей вскрыть природу наших повседневных взглядов и действий. Содержание: рассматривает :Оборот речи и его история, Героические рога, Магические рога, Трофеи войны, Трофеи охоты, Иронические рога.
В своей работе "Женская сексуальнось" (1951)она исследовала комплексы женственности и мужественности и подвергла критическому анализу некоторые идеи Э.Джонса, М.Клайн и К.Хорни. Одной из важнейших тем книги была маскулинизация женщин, Мари Бонапарт предсказала уменьшение различий между полами в будущем. Она исследовала комплексы женственности и мужественности и подвергла критическому анализу некоторые идеи Э.Джонса, М.Клайн и К.Хорни. Последняя из рода Бонапартов, внучатая племянница Наполеона, ученица Фрейда, Мари Бонапарт исходит в своей работе из теории о том, что в каждом человеке изначально сосуществуют женское и мужское начала. Это напоминает об аниме и анимусе, подробно описанных Карлом Юнгом, но в данном случае речь идет о биологических предпосылках бисексуальности. У женщины есть два половых органа – клитор и вагина. «Клитороцентрическая» женщина вступает в соревнование с мужчиной, занимает активную позицию, как в сексе, так и в социуме. Для того чтобы женщина могла принять свою женственную роль, ей необходимо переключиться с клитора на вагину, во-первых, и, во-вторых, преодолеть протест своего тела против проникновения. Коечто в работе М. Бонапарт кажется анахронизмом, подобно фразе о «нормальном совокуплении, когда женщина лежит на спине, а мужчина располагается над ней». Но затронутые в ней темы актуальны и по сей день. 3 вектора развития: как противостояние отец-мать, клитор-вагина, садо-мазо наклонности. Идея бисексуальности; Нормативность женской сексуальности для Мари Бонапарт бесспорна, причем норму она трактует очень конкретно – это материнство и приготовление к нему
По поводу клитора, являющегося по сути « рудиментарным пенисом », который Фрейд просит оставить [не ясно], она напишет: « Мужчины чувствуют себя под угрозой, исходящей от женщин, обладающих фаллической внешностью, поэтому они настаивают на том, чтобы клитор был поднят ». Сексуальность – центральное понятие психоанализа, основной интерес, направлявший исследования Фрейда. Однако в силу разных причин, в фокусе этих исследований находилась, главным образом, сексуальность мужская. Разумеется, Фрейд затрагивал в своих работах и проблемы женственности, но эти психоаналитические «вылазки» в пространство феминности носят фрагментарный характер. «Женская сексуальность», видимо, по задумке самой Мари Бонапарт, должна была стать проработкой того наброска решения вынесенной в название книги пробемы, который был сделан мэтром в его статьях «О женской сексуальности», «Ребенка бьют», «Инфантильная генитальная организация», а также его крупных работах «Три очерка по теории сексуальности», «По ту сторону принципа удовольствия», «Лекции по введению в психоанализ». В них Фрейд задает множество вопросов, но ответы дает лишь на малую их часть. Мари Бонапарт ставит своей задачей проработку таких нюансов, которые Фрейд, в силу своей гениальности, заметил, но не успел уточнить в силу своей занятости. Таким образом, исследуя феномен женской сексуальности, Бонапарт следует по тому пути, который наметил Зигмунд Фрейд. За исходную посылку принимается предложенная им (с подачи упомянутого Вильгельма Флисса) гипотеза врожденной бисексуальности, которая развивается при помощи заимствованной у Фрейда теории эволюции либидо: оральная стадия (автоэротизм), садистско-анальная стадия (активный, мышечный и пассивный эротизм), генитальная стадия. Развитие женской сексуальности, в отличие от мужской, имеющей жесткую привязанность к фаллосу, проходит под влиянием двух аттракторов: вагины и клитора, «противостояние» которых и составляет главную тему книги. Несмотря на зафиксированное различие (фаллос – вагина/клитор), анализ развития либидо женщины, проводится исключительно в «фаллоцентричной» терминологии: комплекс кастрации, эдипов комплекс, трактовка клитора как недоразвитого фаллоса. Фигура матери, играющая ключевую роль во время оральной фазы у любого ребенка, со временем меняется и становится для девочки симметричным отражением фигуры отца (в том виде, в котором он предстает для мальчика), которая провоцирует пресловутый эдипов комплекс. Схему женской сексуальности, котороую предлагает Мари Бонапарт, можно представить как трехмерное пространство. Исследователь выделяет три вектора, направляющие эволюцию женского либидо. Это напряжение между садистскими и мазохистскими наклонностями, между фигурами отца и матери и между клитором и вагиной. Нормальная женская сексуальность сконцентрирована в центре того пространства, которое задается этими силовыми линиями. Любое смещение в этой схеме (фригидность, гомосексуализм) воспринимается ученицей Фрейда как отклонение или извращение. Нормативность женской сексуальности для Мари Бонапарт бесспорна, причем норму она трактует очень конкретно – это материнство и приготовление к нему.
Не стоит рассматривать книгу исключительно как подстрочный комментарий к сочинениям Зигмунда Фрейда или заметки на полях его работ. Исследование содержит по крайней мере один интересный новаторский ход. Мари Бонапарт предлагает классификацию женской сексуальности. Причем выделяет не только разновидности гетеросексуальности, но и типы лесбиянок. Эта токсономия, возможно незаметно для самой Бонапарт, создает возможность проблематизации, «раскачивания» сексуальной нормы, предложенной автором в виде материнства. Еще один важный и незаметный для автора шаг в сторону от догмы – сомнение в абсолютной важности комплекса Эдипа в развитии сексуальности. Бонапарт считает, что его значение и травматичность сильно преувеличены. Многие цитаты из книги Бонапарт выглядят сегодня реакционно: «Мужчина, носитель фаллоса, лучше переносит одиночество, у него есть работа, которую он любит и которая его поглащает; он, с одной стороны, способен получать большее удовольствие, а с другой, – сублимировать свой сексуальный инстинкт. Женщина живет и поддерживает свое существование главным образом любовью, любовью мужчины, любовью к мужчине и ребенку». Сегодня мы назовем подобную позицию сексистской. Но нужно понимать, что между нами и временем, в которое была написана книга «Женская сексуальность», лежит толща событий и текстов: сексуальная революция, развитие генетики, гендерные исследования, работы о сексуальности М.Фуко, Ж.Делеза, Ж.Бодрийяра… Прочтение М.Бонапарт сквозь эту, хорошо описанную автором предисловия Б.В.Марковым, «призму собственного опыта как сексуального, так и философского», действительно представляет книгу не в самом выгодном свете. Однако стоит вспомнить, что работа писалась в условиях непроблематизированных понятий пола, нормы, сексуальности, отклонения и т.д. Причем писалась аристократкой, которая во многих своих привычках оставалась верна аристократическому порядку, базировавшемуся на жестком разделении феминности и маскулинности , на подчинении женщины мужчине. Но несмотря на это необходимо признать, что развиваемая М.Бонапарт идея о врожденной бисексуальности, зафиксированное в книге множество гендерных идентичностей, отказ от Эдипова комплекса как центрального понятия психоанализа и либеральная позиция по отношению к мастурбации, а также другие догадки и концептуальные ходы принцессы Греческой и Датской, выражением которых стала эта книга, легли в основу критики фалло-, лого- , фоно-центризма, развившейся уже в шестидесятые годы XX века, которая и дает нам возможность верифицировать высказывание как сексистское. И если рассуждать такоим образом, то книга Бонапарт оказывается необходимым этапом движения по освобождению женской сексуальности и сексуальности вообще.
В Парижском Психоаналитическом обществе возникли мощные трения. Р. Лафорг уже не был президентом, его фракция, в которую входил и Э. Пишон (Pichon), находилась в конфликте с Мари Бонапарт и Лёвеншнтайном. В то время действительным членом Парижского Психоаналитического общества стал Лакан, хотя он не завершил обучающий анализ у Лёвенштайна. Когда группа, собравшаяся вокруг Д. Лагаша, пыталась вступить в Международное Психоаналитическое общество (1959), то Мари Бонапарт, бывшая вице-президентом IPA, выступила против этого, так что приём группы не был осуществлён.
Раскол в рамках этого общества привел к возникновению двух новых групп:
Ассоциация психоаналитиков Франции (АПФ) (L’Association Psychanalytique de France) насчитывает сегодня около тридцати членов. Это общество было основано психоаналитиками Лагашем, Лапланшем и Понталисом. Их позиция по вопросам образования и концепция психоанализа в такой степени соответствовали критериям Международного психоаналитического объединения, что они вскоре были в него приняты.
Школа Фрейда (L’Ecole Freudienne), основанная в 1964 году, занималась развитием психоанализа на основе учения Жака Лакана. Эта группа включает всех заинтересованных лиц, не прошедших учебного анализа. В ней не существует особой иерархии. Разработанные ею “Принципы получения звания психоаналитика в Парижской школе Фрейда” можно выразить следующим тезисом: “Психоаналитиком является каждый, кто считает себя таковым”. Школа насчитывает сегодня около сотни членов.)
Она пишет по этому поводу: « Фрейд ошибся. Он переоценил свою мощность, мощность терапии и мощность событий из детства ».
Несмотря на определённую тенденцию «медикализации» психоанализа в некоторых ассоциациях в США, тем не менее, повсюду в мире психоанализ остаётся отделённым от психотерапии, представляя собой самостоятельную клиническую практику, а наличие медицинского или психологического образования не является обязательным для начала собственной аналитической практики.
«Укутанная в плотные монашеские одежды героиня Бернини сладострастно переживает настоящий оргазм - томно прикрытые глаза, полуоткрытый ищущий рот, бессильно откинутая босая нога, изломанное в порыве страсти плечо... Кажется, еще секунда - и чинные прихожане услышат громкий стон счастья.» комментарий к скульптуре Бернини.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|