«Красная Шапочка» - сказка о сексуальности?

На первый взгляд - это просто поучительная история. Но так ли это? Если задуматься об образах в ней - почему шапочка красная, волк проглотил Бабушку, а дровосеки вспороли ему брюхо, то вырисовывается и другой смысл. И чтобы  подумать об этом, нужно пройтись по сюжету истории. 

За основу я беру вариант Шарля Перо, потому что он мне нравится больше. Хотя самой сказке больше 600 лет и она пережила совершенно разные интерпретации. В одной из которых, например, волк съел Бабушку, накормил Красную Шапочку ее кусочками и потом съел ее саму. Думаю,  это было давно и наверное, культурный, а также социальный контекст были другими. В близких нам вариантах, девочка с бабушкой остаются в живых. 

История начинается с того, что бабушка очень любила свою внучку и однажды подарила ей красную шапочку. Девочке она так понравилась, что носить она ее стала все воремя. И соседи так и стали ее называть - Красная Шапочка.

О каком же другом смысле можно думать с начала истории. Возьмём первый образ - саму Красную Шапочку. Это история о ней, о девочке, у которой на один из дней рождения появилась, как подарок, красная шапочка. И красная, я думаю не случайно. В разных источниках по-разному интерпретируют этот образ, а я соглашусь с мнением Эриха Фромма о том, что это символ начала детородного периода женщины. Или другими его словами, менструальный образ.

Ведь в истории так и говорится, что девочка стала носить шапочку все время и люди ее так и называли Красная Шапочка. Другими словами, и сама девочка и люди вокруг признавали ее взрослеющей девушкой. Бабушка же ей передала шапочку, как женский символ, как знание о женской природе и одобрила это. Что-то вроде обряда первого причастия в католической вере, на мой взгляд. 

Далее мы видим в сказке, как мама отправляет девочку в гости к бабушке, с пирогом и горшочком масла. И даёт напутствие о том, что идя через лес, ей нужно быть осторожной и никуда не сворачивать, чтобы избежать опасности и не встретить волка. 

Мне кажется, что мама говорит ей, другими словами, идти и знакомится со взрослой жизнью, в которой есть опасности (волки и сам лес) и пытается предупредить о них. Но делает это с хорошим посылом, давая с собой в путь вкусную еду, приготовленную ею же. Т.е.давая что-то питательное и доброе с собой, например умение позаботиться о себе или что-то в этом духе. 

Ещё один интересный момент здесь, почему она отправляет ее именно к бабушке? Я думаю потому, что бабушка это образ женской мудрости их рода. Ведь раньше воспитанием детей занимались как раз дедушки и бабушки, так как уже не были столь активными, чтобы много работать. И в сказке мама, отправляет свою дочь к бабушке, узнавать что-то о себе, как о женщине. Давая гостинец с собой, как бы задабривая Бабушку и одобряя этот процесс. 

Далее мы можем видеть, как девочка весьма успешно преодолевает свой путь через лес, встречаясь там с волком и беседуя с ним, собирая по дороге цветы. Как бы наслаждаясь своей дорогой по жизни. Что интересно, она рассказывает волку, куда она идёт и где живет бабушка. Может быть, это о том, что встречаясь с опасностью, она не боится адресовать ее к более сильной женщине из семьи, например. Или просто не боится контактировать с чем-то опасным, так как знает, как о себе позаботиться. 

И вот в доме у Бабушки разворачивается самое интересное. 

Волк к этому времени проглотил бабушку и занял ее место в кровати. Девочка с самого начала подозревает, что что-то тут не так, слыша грубый голос Бабушки но тем не менее заходит в дом и говорит с ней, выясняя почему у неё такие большие глаза, уши и нос. Соглашается прилечь с ней рядом и оказывается проглоченной Волком. Но на помощь приходят дровосеки с топорами, вспоровшие брюхо Волку и выпустившие совершенно невредимыми Бабушку и Красную Шапочку. 

Давайте разберёмся с этой частью. Все события происходят не просто в доме Бабушки, а в ее кровати. И можно думать, например, о том, что это образ указывающий на сексуальный характер конфликта или имеющий связь с сексуальностью. В который вовлечены обе женские героини, а также Волк и дровосеки. 

На мой взгляд Бабушка здесь олицетворяет женщину как таковую, воплощая, женскую энергию, сексуальность и мудрость. Да, она пожилая в сказке, но именно это и наводит на мысль о том, что увядая, она передаёт своё знание молодому поколению - внучке. 

Волк - как мне кажется, тоже, обладает женской энергией, представляя в этой истории такие сильные чувства как страсть, желание обладать, злость и т.п. Если представить, что Волк не поедает Бабушку, в прямом смысле, а поглощает ее, например, то тогда они становятся одним целым. И волчья натура придаёт этой женщине определенные черты - увеличивает ей зубы, глаза и нос, делает голосом грубым или хриплым. Что, например, может напоминать возбужденную или злую женщину. И по сценарию Красная Шапочка это видит, но не может точно сказать кто перед ней - Волк или Бабушка. Как если бы человек столкнулся с кем-то, кто испытывает сильные чувства и из-за этого не похож на себя, но остаётся при этом собой же. И девочку эти чувства не пугают, она решает к ним присоединиться, попробовать их на себе. В сюжете мы видим, как она решает лечь рядом в кровать с Бабушкой/Волком и он ее проглатывает. Т.е. эти чувства ее тоже поглощают. 

Чем же заканчивается история? А тем, что проходя мимо дома Бабушки, дровосеки слышат шум от храпа Волка и решают зайти. Увидев Волка, они ему вспарывают живот, откуда появляются совершенно невредимыми Бабушка и Красная Шапочка. 

Дровосеки -  мужской образ и их действия агрессивны, но я думаю об этом эпизоде, как о демонстрации мужской/фаллической энергии, которая проникая внутрь/в живот разряжает накал страстей, возбуждения или других сильных чувств. После чего, женщина остаётся цела и невредима. 

Подводя итоги, хочу сказать, что я не думаю, что в сказке есть прямой сексуальный подтекст, а скорее речь идёт о сильных чувствах, в образе Волка и о том, как с ними можно знакомиться, обращаться. Что они могут видоизменять человека, но не разрушать его. 

Думаю, что здесь разыгрывается история о передаче женской мудрости из поколения в поколение. Под женской мудростью, я подразумеваю знание о своих чувствах, причём разных - о любви, влечении, интересе, а также злости и агрессивности. Также о понимании своей физиологии и своём теле, о том, что с ним происходит в разные периоды. 

Сказка очень интересная, особенно если пофантазировать о ее смыслах и образах. Интересно, какие образы и ассоциации у вас есть?

Елена Нестеренко, 2018.

 



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ГОВОРИ, КРАСНАЯ ШАПОЧКА, НЕ МОЛЧИ! (ИНЦЕСТ, НАСИЛИЕ, ПЕДОФИЛИЯ)
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Чтобы бабушка гордилась
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • А бабушка знает лучше как и что
  • Пиковая дама и Волк (Про высокомерие и унижение).
  • Насилие над собой как образ жизни
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Девочка, которая слишком рано стала взрослой.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как стать себе мамой и позаботиться о своей Внутренней девочке
  • Семейные тайны: про Сашу и её бабушку
  • Относитесь к себе, как к дорогому сервизу, а не как к одноразовой посуде: о "женской мудрости"
  • СОХРАНИ МОЙ ОБРАЗ В СЕБЕ...
  • Бабушки: как установить правильные отношения после рождения ребенка?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Сказка о девочке Таше и её бабушке
  • Эскапизм как образ жизни, или Сказка с несчастливым концом
  • Проиграть, чтобы выиграть. История одной любви
  • Главные женщины в женской судьбе – Мама и Свекровь.
  • Заболевания вызываемые недовольством собой и другими
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Что сказать женщине, от которой ушел любимый?
  • Запрет на чувства или когда нельзя чувствовать и быть собой.
  • О женской мудрости или о том, как порой подменяются понятия
  • Мертвая царевна в сказке и жизни
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь