Ловушка равенства для детей и взрослых

Последнее время я думаю о том, что идея относиться к детям как к равным сыграла немного злую шутку. При общей правильности посыла - внимании, уважении, желании договариваться она спотыкается о один нюанс - дети на самом деле сильно отличаются от взрослых. И по степени зависимости и, самое главное, по тому, как развит их мозг и как устроено их мышление. 
Я часто наблюдала как родители требуют от маленьких детей каких-то вещей, которые легко даются взрослым, но недоступны детям в силу возраста. Например - терпению (ну что ты ноешь, мы только 5 минут едем), умению владеть чувствами (не плачь, не кричи, не капризничай), умению предвидеть какие-то ситуации и избегать их (почему ты не подумал что…), умению держать в голове договоренности и соблюдать их (почему ты опять это делаешь, я же тебе объясняла).
Наш мозг можно условно поделить на три больших блока - это:
1) Рептильный мозг, самая древняя часть мозга, которая в основном отвечает за биологические функции - дыхание, сердцебиение, циркулирование крови и проч. 
2) Лимбическая система - отвечает за работу внутренних органов, сон и память, но в первую очередь за эмоциональные процессы, которые являются неосознанными.
3) Кора головного мозга. Она отвечает за наше сознание, логическое мышление, планирование.
( Свернуть )
У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным рептильным мозгом, с отчасти сформированной лимбической системой и с очень «недоделанной» корой больших полушарий.
В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за ощущения и общая моторика. До 3-4х лет ребенок проходит большой путь по осознанию и закреплению собственного Я, и только после этого у детей появляется эмпатия - способность поставить себя на место другого и понять его чувства. Вместое с формированием эмпатии возможно появление чувства стыда как регулятора поведения.
К 6ти годам область мозга, отвечающая за речь - незрелая, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Это означает что несмотря на владение речью дети далеко не всегда могут объяснить или выразить какие-то мысли. Области префронтальной коры головного мозга, ответственные за абстактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Поэтому маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики. Также из-за неразвитости префронтальной коры у детей часто возбуждение эмоциональных процессов преобладает над их торможением, это означает что дети часто не могут остановиться, бывают капризны, требовательны и совершенно нелогичны.
К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая. Именно к этому возрасту дети становятся внимательными и аккуратными, способными запоминать и следовать множеству мелких правил.
К 13ти годам созревает префронтальная кора, одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность осознанно переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подростки одновременно такие эмоциональные и при этом им часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые отвечают за интеллект и аналитические способности ребёнка.
К 17-21 году мозг окончательно созревает, и ему доступны большинство взрослых функций.
Конечно, колоссальная часть этого развития зависит от окружающей среды и воспитания ребёнка, но всё таки мне кажется знание биологических ограничений играет очень важную роль - оно даёт понимание того, что ребёнок не виноват, что он не делает что-то нарочно, что он не плохо воспитан. И тогда вместо того, чтобы чувствовать стыд за поведение ребенка или стыд за себя как за плохого воспитателя и исходя из этого злится, наказывать и расстраиваться, вместо этого можно просто понимать что есть природные ограничения, и относиться к каким-то неприятным проявлениям, например, истерикам, капризам, с понимаем и сочувствием.


Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Способности к эмпатии у детей и взрослых
  • Об особенностях развития мозга от зачатия до подросткового возраста
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • Что делает нас счастливыми? Работа мозга
  • 10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • Бесплодие - результат работы мозга.
  • При отсутствии детей в браке, я считаю, вполне можно разводиться. При наличии детей – нужно сильно подумать.
  • Гардероб для мозга или какая жизнь вам к лицу?
  • 5 простых упражнений для ускорения работы мозга
  • Отпустить негатив и наполниться. Ловушки нашего мозга.
  • НЕ ЖМИТЕ НА ПЕДАЛЬКУ ИЛИ ВЕЛИЧАЙШИЙ ДОФАМИНОВЫЙ ОБМАН МОЗГА.
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Очень полезная книга для детей и родителей.
  • Трудно быть Богом или иллюзии взрослых о воспитании детей
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Развод и дети. Часто задаваемые вопросы
  • Эгоцентризм у детей и взрослых
  • О сепарации родителей от взрослых детей
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Падай быстро, поднимайся часто
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • "Удобным" детям - очень не удобно жить.
  • С чего начать саморазвитие или почему не развиваются те, кто «развиваются»?
  • 5 ошибок к воспитания, которые мешают детям стать успешными.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • 19 правил воспитания детей от Клода Штайнера
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь